День Первого Президента

Нурсултан Назарбаев

Ответ на вопрос, нужен ли этот праздник

Один из друзей спросил меня, зачем нужен День Первого Президента. Я сразу и не нашел, что ответить. И задумался. Теперь вот решил написать эту статью в ответ на вопрос моего друга. 

Дело в том, что в его вопросе уловил нотки, холодок от советского прошлого. И он, и я были свидетелями того, как миллионы людей поклонялись вождям Коммунистической партии Советского Союза, когда те находились у власти, но стоило вчерашним кумирам лишиться кресла руководителя, как эти миллионы лили грязь на них. Поэтому хотим мы того или нет, но где-то в глубинах сознания сидит и свербит эта неприятная привычка. А чтобы избавиться от этого гнетущего явления, надо понять значение Дня Первого Президента.

Трудность восприятия такого праздника заключается еще вот в чем. Лидеры некоторых стран добивались мира и процветания для своих народов после побед в военных действиях. За примерами далеко ходить не надо. Вспомним первого президента Соединенных Штатов Америки Джорджа Вашингтона и шестнадцатого президента Авраама Линкольна, чьи дни рождения стали национальными праздниками этой державы. Ведь оба привели свою страну к процветанию после войн.

Таких примеров немало и в истории Казахской орды, когда ханы возводились в ранг национальных героев. Они прославили себя тем, что кровью и потом защищали людей и земли от иноземных захватчиков. Так было угодно истории, когда и соседи сами шли войной на наши земли либо натравливали казахские племена друг на друга. Кочевым народам пришлось особенно трудно, когда набрали силу колонизаторы. В такие суровые годы на арену выходили ханы и батыры, которые ценой своих жизней отстаивали интересы собственного народа.

Сейчас, к счастью, другие времена. Переделу земель поставлен надежный заслон. И решение проблемных вопросов через человеческие жертвы не является лучшей формой политики правителей. Люди теперь большей частью страдают от неграмотных действий властей. Настоящий дальновидный политик решает все внутренние проб-лемы и внешние споры без кровопролития, прежде всего думая об интересах собственного народа. Однако с сожалением надо признать, что в мире продолжает проливаться человеческая кровь. События в Афганистане, Ираке, Сирии, волна военных конфликтов в африканских странах заставляют содрогнуться от их жестокости и бессмысленности. Они становятся приметой нашего времени. И на их фоне Казахстан достойно, без кровопролития преодолел все политические катаклизмы конца восьмидесятых — начала девяностых годов прошлого века. И тут крайне важно вспомнить, что в этом величайшая заслуга нашего первого Президента Нурсултана Назарбаева. Он все острые, порой взрывоопасные вопросы решал хладнокровно, твердо, без излишних колебаний. Его победы основывались не на силе, а на мудрости, трудолюбии и верности национальным интересам страны. То время было крайне сложным. Президент прислушивался к мнениям сограждан, к советам иностранных политиков, но всегда принимал оригинальное решение, которое было ориентировано на защиту интересов Казахстана. В этом и заключается мудрость правителя, чтобы взять на вооружение лучшие предложения, чтобы направить в одно русло идеи различных, даже порой антагонистических политических сил. Он вырос в русскоязычной среде, духовно прикипел к русскому народу. Однако Н. Назарбаев по крови есть казах, а его предки из века в век боролись и защищали независимость нации, передавали из поколения в поколение завет отстаивать суверенитет страны. (Он родился среди людей, которые выросли на стихах великого Суинбая, таких как «В роду Карасая батыры одни, устроили врагам конец света они».)

Да, он еще ребенком впитал в себя воинственный дух своих славных предков, однако Н. Назарбаев пришел к власти в такое время, когда не было надобности брать в руки острое копье. Поэтому для того чтобы успокоить страсти, кипевшие в Казахстане на заре независимости, он прибегнул к другим мерам. И во внешней, и во внутренней политике он не примкнул ни к одной из противоборствующих сторон, не пошел на баррикады.

Он выдвигал идею союза конфедераций, первым укреплял дружественные связи со всеми республиками развалившейся советской державы, до последнего оставался в рублевой зоне и только после краха валюты бывшего СССР ввел в оборот тенге, заставил мировое сообщество признать самобытность казахской культуры и мощь казахстанской армии, стремился к созданию Евразийского союза. Все эти шаги были выверенными и преследовали цель укрепить независимость молодой рес-публики. Эти меры характеризуют нашего Президента как политика, умеющего извлекать выгоду для страны из любой ситуации.

У казахов есть поговорка: «Кто держится за два судна, тот пойдет под воду». В свое время великий Абай переиначил ее, и она зазвучала так: «Держись за оба судна, пусть твой приказ дойдет до них». Мне думается, что Елбасы взял на вооружение слова Абая. Поэтому, возможно, его действия внешним миром порой воспринимались как противоречивые, однако они принесли добрые плоды: Нурсултан Назарбаев в очень сумеречное время сумел вывести свой корабль в открытое море без кровопролития и больших потрясений. Благодаря его усилиям в стране сохранилось единство многонационального народа. А где есть единство, там всегда есть благоденствие. Не секрет, что инвестиции в Казахстан пошли только благодаря миру и согласию, которые царят в нашей республике. Говоря так, мы нередко забываем о том, что все это плоды дальновидной политики Главы государства. Только благодаря его неустанной заботе о стране мы вошли в число 50 развитых государств мира.

Но каков наш путь? И почему в мире говорят, что это казахстанский путь, или путь Назарбаева? Если мы не найдем на эти вопросы простые и доходчивые ответы, то большинство не поймет истинную сущность Дня Первого Президента. Надо признать, что их не удовлетворят сухие слова о том, что «мы достигли нынешних высот благодаря мудрой политике Елбасы». То есть для того чтобы раскрыть роль Президента в наших успехах, мы должны отойти от общих слов и применить новые формы пропаганды. Например, начнем с ответа на вопрос о том, членом какого движения был каждый из нас в 90-е годы, какой путь развития поддерживал? Поддержал ли Президент ваши националистические либо шовинистические, либо маргинальные взгляды, какие решения принял Парламент, в настоящее время изменились ли ваши взгляды? Если мы зададим эти и другие животрепещущие вопросы аудитории, то от них будет большая польза. Потому что ответы на них сами собой откроют людям глаза на правильность выбранного Президентом пути.

Надо признать, что в нашей среде немало таких людей, которые считают несметные подземные богатства страны основным источником благосостояния народа. И в этом случае можно показать, что все зависит от умения выбрать правильный путь, приведя в пример страны Африки, Латинской Америки, даже республики вчерашнего советского пространства, чьи недра богаты полезными ископаемыми.

Английский ученый Тойнби, написавший мировую историю, оценивая ее с философских позиций, утверждает, что у новых государств, образованных на руинах великих империй, есть только четыре пути развития. Один путь — это возврат к прошлому, второй — полное отрицание прошлого и третий — закрытие государственной границы, ограничение отношений с внешним миром. В начале 90-х годов и у нас были такие политики, которые предлагали идти по одному из этих трех путей. Подобные высказывания звучали как на стихийных уличных митингах, так и с высокой трибуны Верховного Совета. А в соседних государствах происходили полярно противоположные события. Одни хотели вернуться в прошлое, другие, напротив, ударились в другую крайность, хватаясь за все новое, не отделяя зерна от плевел, превращая демократию в анархию. Третьи решили наглухо отгородиться от всего мира.

Но Казахстан под руководством Назарбаева избрал другую стезю, четвертую — обновление и динамичное развитие. Пути достижения этой цели были определены в Стратегии «Казахстан-2030», принятой в 1997 году. «Каким я представляю себе Казахстан через 33 года? — задается вопросом Нурсултан Назарбаев в разделе «Миссия Казахстана» этого судьбоносного документа. — Наше молодое государство вырастет и возмужает, наши дети и внуки вырастут вместе с ним… Они будут готовы работать в условиях современной рыночной экономики, сохраняя при этом традиции своих предков».

В последнем предложении из вышеприведенной цитаты просто и ясно изложена суть выбранного Казахстаном под руководством Назарбаева пути. То есть нам не стоит возвращаться в прошлое, а надо идти вперед, дополняя традиции предков и национальные ценности новым содержанием.

Время доказало верность избранного нами пути. Основные задачи, поставленные в Стратегии «Казахстан-2030», выполнены досрочно, и мы вошли в число 50 развитых государств мира. Но самоуспокаиваться рано. Перед нами стоят еще более амбициозные цели. Они определены в Стратегии «Казахстан-2050». И главная из них — занять достойное место уже среди 30 развитых стран. Если мы не сойдем с избранного пути, то нет никаких сомнений в достижении поставленной цели.

От менталитета народа, его характера напрямую зависит, какой путь развития он изберет, как преодолеет испытания истории. Например, все прекрасно знают, что такое английское хладнокровие, немецкая педантичность, японское самопожертвование, китайское трудолюбие. Эти особенности характера сыграли огромную роль в жизни названных народов, когда они тоже стояли перед выбором, по какому пути идти вперед. Возьмите Южную Корею, которая после войны вся была в руинах. Но корейский народ за тридцать лет влился в ряды самых прогрессивных наций. В этом решающую роль сыграли его трудолюбие и склонность к науке.

Но вернемся к самим себе. Давайте разберемся, с какими качествами нашего народа можно увязать нынешние ошеломительные достижения независимого Казахстана? Конечно же с благородством, человечностью. Но в тему данной статьи хочу заострить внимание на том, что лучшие или худшие качества наций ярко высвечиваются на фоне выбранного их лидерами пути. Для подтверждения такого вывода могу привести пример развития Южной Кореи и Северной Кореи.

Если рассматривать феномен Казахстана с этой точки зрения, то ясно увидим, что в основе покорения нынешних высот лежит тесная связь политики Елбасы с менталитетом народа. Следовательно, значение Дня Первого Президента обогащено благородством народа. Важно, чтобы каждый казахстанец понял, что в достижениях страны есть и его личный вклад, так как он своими делами поддержал политику своего Президента. И тогда День Первого Президента станет всенародным праздником, потому что именно с именем Нурсултана Назарбаева связаны наши внутренние достижения, благодаря усилиям именно Нурсултана Назарбаева Казахстан стал не просто узнаваем во всем мире, с ним теперь считаются великие державы.

И теперь нам нужен символ, отражающий гармонию между Елбасы и его народом. Такой символ можно найти в глубокой истории. Говоря так, я понимаю всю ответственность за свои слова, потому что некоторые наши сограждане возразят. Они спросят, какой еще символ нужен, если в Гербе отражены такие вечные ценности, как шанырак и скакун, если на небесного цвета Флаге нарисован орел, а барс является выражением наших программ. Конечно, все так. Но оседлавшие свое-нравного тулпара, поднявшие над головой знамя, хваткие, как орел, устремленные вперед, как барс в броске, вольные, как волк, тюрки просили у неба только одного. Это благополучие человечества. Если сказать подробнее, то это благодарение родоначальникам человечества Адаму и Еве, благополучие и процветание семьи и Отечества, мир и согласие, гармония в отношениях между человеком и миром. Тому подтверждение каменные балбалы, находящиеся в Меркенском святилище, как в науке называют место расположения памятников древности, отражающие отношения мужчин и женщин. Их много. На жайлау Сандык, расположенном над Мерке на высоте трех тысяч метров, их стоит около девяноста пар. Самое интересное — у каждой пары есть своя территория. Это место имеет еще одно название — Мынбулак. Некоторые ученые склонны считать данное место тем Мынбулаком, где находилась орда каганов Западно-Тюркского каганата. А ученый-археолог Айман Досымбаева говорит, что здесь располагалось святилище древних тюрков. Следовательно, наши предки приходили поклоняться этим парам и просили Небо ниспослать благополучие семьям, родной земле, через мужчину и женщину просили о гармонии мира.

И вот что поразительно. Когда приблизитесь к территории любой из пар памятников, увидите, что они предлагают вам еду в чашке. А в местечке Жайсан на берегах Шу встречаются балбалы, которые протягивают цветы, выпускают из рук птиц. Вот где лежат корни нашего миролюбия, гостеприимства, доброжелательности, честности, менталитета благородства. Какой идеологии веками придерживался наш народ, какое воспитание давал потомкам! Эти древнейшие каменные памятники, как зеркало, отражают наши лучшие качества. Следовательно, благородство воспитывалось в нас веками, и оно ярко проявилось во время исторических событий, которые начались в середине 80-х годов прошлого века. Оно, это качество, вывело нас из критических ситуаций того времени без кровопролития и оказало решающее влияние на процветание народа.

Елен АЛИМЖАН, писатель

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»