Итоги и посылы

Педагогов, чьи выпускники не справились с ЕНТ, проверят на профпригодность

До августовского педсовета еще больше месяца, но уже сейчас учителям и директорам жамбылских школ предстоит тщательно проанализировать итоги Единого национального тестирования. И извлечь уроки из нынешнего опыта. А закономерным итогом станет проверка знаний тех предметников, чьи ученики показали наихудшие результаты. 

Начальник областного управления образования Сулушаш Курманбекова признала в своем отчете: практически по всем пунктам жамбылцы сдали позиции. В частности, нынче процент участия в ЕНТ (72,1) ниже среднереспубликанского (75,3) и нашего же прошлогоднего (77,3). Меньше всего участников тестирования оказалось в Кордайском (49 процентов) и Шуском (63,7) районах. Средний балл по ЕНТ — 71,33 — чуть выше республиканского (70,9) и значительно ниже прошлогоднего (86,18). Не смогли одолеть пороговый уровень от 0 до 49 баллов 1219 из 8564 тестируемых. От 50 до 100 баллов получили две трети, или 6461 участник, от 100 до 124 — 884. Среди тех, кто взял планку выше ста баллов, преобладают ученики двух областных казахско-турецких школ-интернатов для девочек и мальчиков и таразской гимназии № 45.

Всерьез разочаровали претенденты на знак «Алтын белгi» и аттестаты особого образца: из числа первых лишь 82 из 378 подтвердили свои знания, во второй группе — только 29 из 221.

Самые низкие по региону баллы (от 39 до 65) продемонстрировали, по словам С. Курманбековой, 122 выпускника 341 школы. Больше всего таких школ в Таласском (18), Байзакском и Кордайском (по 17) и Мойынкумском (15) районах. Областной центр в этом антирейтинге занимает средние позиции «благодаря» девяти школам и областной школе-интернату для спортивно одаренных детей. На этом же уровне — Сарысуский район с десятью школами.

Стоит сказать и о том, что 18 участников ЕНТ получили ноль баллов (для сравнения: в прошлом году таких было всего восемь). Двойки получили 954 выпускника, набравшие баллы ниже нормы по отдельным предметам. Больше всего двоек по математике — 704, русскому языку в казахских школах — 113, истории Казахстана — 83, казахскому языку — 37, физике — 24. По сравнению с прошлым годом качество знаний по математике снизилось на 51,6 процента, по истории Казахстана — на 34,4 процента.

Эти выкладки побудили управление образования проанализировать качественный состав предметников. В минувшем учебном году математику преподавали 513 учителей, из которых 494 обучались в вузах очно, остальные — заочно. Свыше 80 процентов математиков имеют высшую и первую категории, у 69 процентов стаж — более 20 лет, 19,3 процента — от 10 до 20 лет. Расклад по преподавателям истории Казахстана тоже показывает преобладающее большинство опытных педагогов. Почему же тогда результаты ниже среднего?

Из отчета С. Курманбековой следует, что отделы образования на местах и директора школ пустили все на самотек, отчего и готовность к ЕНТ показали далеко не все школы и педагоги. Кроме того, не оценивались как следует итоги пробного тестирования.

По итогам же масштабной проверки, проведенной управлением образования в феврале — мае, более ста директоров школ получили дисцип-линарные взыскания, одного даже уволили, наказаны и 13 работников райотделов образования. Как эти меры повлияют на повышение качества обучения, сейчас сказать трудно. Очевидно, что одними выговорами ситуацию не переломить, и необходимость естественного отбора в педагогической среде уже назрела. Проводить его будут путем проверки знаний и уровня компетентности учителей как и в случае с директорами школ. Таким образом, качество преподавания в школах доверят только грамотным наставникам.

Аким области Канат Бозумбаев в связи с этим подчеркнул, что в свете социальной модернизации и реформ в системе образования к педагогическим кадрам предъявляются достаточно высокие требования. Все ли учителя им соответствуют, покажут экзамены и аттестация.

На аппаратном совещании выступили также начальник областного управления сельского хозяйства Мурат Асильбеков с информацией о ходе заготовки кормов и заместитель начальника управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Бисенкуль Сагындыкова с отчетом о ходе реализации в регионе программы модернизации ЖКХ. Их доклады приняты к сведению.

Гульжан АСАНОВА,
Виктор БАРБАШ (фото)

Комментарии: 3 к статье Итоги и посылы

  1. Augustina 20 июля 2012 в 20:45

    «Таким образом, качество преподавания в школах доверят только грамотным наставникам.» Хочется спросить, закрыв глаза на качество этой фразы, где же возьмут столько грамотных наставников? О каком естественном отборе в педагогической среде идет речь? Ну, уволите учителя, а где гарантия, что на его место придет грамотный, а не тот, кто больше заплатил за место директору или еще кому?
    » проверки знаний и уровня компетентности учителей» — что за пристрастие такое к дополнительным проверкам и экзаменам? Не потому ли, что это дополнительный источник взяток? Что, тот факт, что учителю в свое время был выдан вузовский диплом, уже ни о чем не говорит? Тогда, наверное, стоит проверить в первую очередь, как эти дипломы выдаются. А тот факт, что каждые пять лет учитель проходит аттестацию, тоже ни о чем не говорит? Тогда, наверное, стоит пересмотреть форму проведения аттестации, и вместо толщины папок с откопированными карточками работы со слабоуспевающими и одаренными (сейчас их как-то по другому модно называть) и скачанными из интернета «творческими работами» учителей и «НАУЧНЫМИ проектами» учеников ввести какие-то другие критерии для аттестации учителя, если ее вообще зачем-то необходимо проводить. Насколько мне известно, в советской школе аттестация учителей не проводилась, а уровень образования в советской школе был очень высок. Может быть, одной из причин было то, что никогда в выпускных классах в советской школе не было 3 часов математики в неделю? Да и в не выпускных тоже гораздо больше часов было. И на отдельные темы отводилось до 9 часов вместо нынешних 3-х. В казахско-турецких лицеях не три часа в неделю тратят на математику. 45-я школа — это школа-гимназия, ее тоже не надо равнять с общеобразовательными, которые, кстати, работают со всеми теми остальными детьми, которых не приняли в свои стены гимназии. Но, честно говоря, если школа никогда особо не славилась в городе своими результатами, и вдруг такой отрыв в баллах, возникают сомнения, в равных ли условиях с другими было проведено ЕНТ для учеников этой школы? И, если тут были замешаны не деньги, то, может, их количество? ))

  2. Азаматтык Альянс 22 июля 2012 в 13:08

    С наихудшими — понятно. Что же с наилучшими — вручили машины, квартиры или еще что нибудь ценное как в других областях? Или мы только кнутом?!

  3. Гульжан 22 июля 2012 в 19:27

    Такое впечатление, что под ником Augustina прячется педагог. Автор демонстрирует глубокое знание процессов, происходящих в школе. А слабо прислать в редакцию полноценный текст, пусть даже без подписи, со всем, что наболело? Встретились бы, поговорили. Вот взгляд изнутри, это то, что нам так не хватает.

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»