Итоги и посылы

Педагогов, чьи выпускники не справились с ЕНТ, проверят на профпригодность

До августовского педсовета еще больше месяца, но уже сейчас учителям и директорам жамбылских школ предстоит тщательно проанализировать итоги Единого национального тестирования. И извлечь уроки из нынешнего опыта. А закономерным итогом станет проверка знаний тех предметников, чьи ученики показали наихудшие результаты. 

Начальник областного управления образования Сулушаш Курманбекова признала в своем отчете: практически по всем пунктам жамбылцы сдали позиции. В частности, нынче процент участия в ЕНТ (72,1) ниже среднереспубликанского (75,3) и нашего же прошлогоднего (77,3). Меньше всего участников тестирования оказалось в Кордайском (49 процентов) и Шуском (63,7) районах. Средний балл по ЕНТ — 71,33 — чуть выше республиканского (70,9) и значительно ниже прошлогоднего (86,18). Не смогли одолеть пороговый уровень от 0 до 49 баллов 1219 из 8564 тестируемых. От 50 до 100 баллов получили две трети, или 6461 участник, от 100 до 124 — 884. Среди тех, кто взял планку выше ста баллов, преобладают ученики двух областных казахско-турецких школ-интернатов для девочек и мальчиков и таразской гимназии № 45.

Всерьез разочаровали претенденты на знак «Алтын белгi» и аттестаты особого образца: из числа первых лишь 82 из 378 подтвердили свои знания, во второй группе — только 29 из 221.

Самые низкие по региону баллы (от 39 до 65) продемонстрировали, по словам С. Курманбековой, 122 выпускника 341 школы. Больше всего таких школ в Таласском (18), Байзакском и Кордайском (по 17) и Мойынкумском (15) районах. Областной центр в этом антирейтинге занимает средние позиции «благодаря» девяти школам и областной школе-интернату для спортивно одаренных детей. На этом же уровне — Сарысуский район с десятью школами.

Стоит сказать и о том, что 18 участников ЕНТ получили ноль баллов (для сравнения: в прошлом году таких было всего восемь). Двойки получили 954 выпускника, набравшие баллы ниже нормы по отдельным предметам. Больше всего двоек по математике — 704, русскому языку в казахских школах — 113, истории Казахстана — 83, казахскому языку — 37, физике — 24. По сравнению с прошлым годом качество знаний по математике снизилось на 51,6 процента, по истории Казахстана — на 34,4 процента.

Эти выкладки побудили управление образования проанализировать качественный состав предметников. В минувшем учебном году математику преподавали 513 учителей, из которых 494 обучались в вузах очно, остальные — заочно. Свыше 80 процентов математиков имеют высшую и первую категории, у 69 процентов стаж — более 20 лет, 19,3 процента — от 10 до 20 лет. Расклад по преподавателям истории Казахстана тоже показывает преобладающее большинство опытных педагогов. Почему же тогда результаты ниже среднего?

Из отчета С. Курманбековой следует, что отделы образования на местах и директора школ пустили все на самотек, отчего и готовность к ЕНТ показали далеко не все школы и педагоги. Кроме того, не оценивались как следует итоги пробного тестирования.

По итогам же масштабной проверки, проведенной управлением образования в феврале — мае, более ста директоров школ получили дисцип-линарные взыскания, одного даже уволили, наказаны и 13 работников райотделов образования. Как эти меры повлияют на повышение качества обучения, сейчас сказать трудно. Очевидно, что одними выговорами ситуацию не переломить, и необходимость естественного отбора в педагогической среде уже назрела. Проводить его будут путем проверки знаний и уровня компетентности учителей как и в случае с директорами школ. Таким образом, качество преподавания в школах доверят только грамотным наставникам.

Аким области Канат Бозумбаев в связи с этим подчеркнул, что в свете социальной модернизации и реформ в системе образования к педагогическим кадрам предъявляются достаточно высокие требования. Все ли учителя им соответствуют, покажут экзамены и аттестация.

На аппаратном совещании выступили также начальник областного управления сельского хозяйства Мурат Асильбеков с информацией о ходе заготовки кормов и заместитель начальника управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Бисенкуль Сагындыкова с отчетом о ходе реализации в регионе программы модернизации ЖКХ. Их доклады приняты к сведению.

Гульжан АСАНОВА,
Виктор БАРБАШ (фото)

Комментарии: 3 к статье Итоги и посылы

  1. Augustina 20 июля 2012 в 20:45

    «Таким образом, качество преподавания в школах доверят только грамотным наставникам.» Хочется спросить, закрыв глаза на качество этой фразы, где же возьмут столько грамотных наставников? О каком естественном отборе в педагогической среде идет речь? Ну, уволите учителя, а где гарантия, что на его место придет грамотный, а не тот, кто больше заплатил за место директору или еще кому?
    » проверки знаний и уровня компетентности учителей» — что за пристрастие такое к дополнительным проверкам и экзаменам? Не потому ли, что это дополнительный источник взяток? Что, тот факт, что учителю в свое время был выдан вузовский диплом, уже ни о чем не говорит? Тогда, наверное, стоит проверить в первую очередь, как эти дипломы выдаются. А тот факт, что каждые пять лет учитель проходит аттестацию, тоже ни о чем не говорит? Тогда, наверное, стоит пересмотреть форму проведения аттестации, и вместо толщины папок с откопированными карточками работы со слабоуспевающими и одаренными (сейчас их как-то по другому модно называть) и скачанными из интернета «творческими работами» учителей и «НАУЧНЫМИ проектами» учеников ввести какие-то другие критерии для аттестации учителя, если ее вообще зачем-то необходимо проводить. Насколько мне известно, в советской школе аттестация учителей не проводилась, а уровень образования в советской школе был очень высок. Может быть, одной из причин было то, что никогда в выпускных классах в советской школе не было 3 часов математики в неделю? Да и в не выпускных тоже гораздо больше часов было. И на отдельные темы отводилось до 9 часов вместо нынешних 3-х. В казахско-турецких лицеях не три часа в неделю тратят на математику. 45-я школа — это школа-гимназия, ее тоже не надо равнять с общеобразовательными, которые, кстати, работают со всеми теми остальными детьми, которых не приняли в свои стены гимназии. Но, честно говоря, если школа никогда особо не славилась в городе своими результатами, и вдруг такой отрыв в баллах, возникают сомнения, в равных ли условиях с другими было проведено ЕНТ для учеников этой школы? И, если тут были замешаны не деньги, то, может, их количество? ))

    Ответить
  2. Азаматтык Альянс 22 июля 2012 в 13:08

    С наихудшими — понятно. Что же с наилучшими — вручили машины, квартиры или еще что нибудь ценное как в других областях? Или мы только кнутом?!

    Ответить
  3. Гульжан 22 июля 2012 в 19:27

    Такое впечатление, что под ником Augustina прячется педагог. Автор демонстрирует глубокое знание процессов, происходящих в школе. А слабо прислать в редакцию полноценный текст, пусть даже без подписи, со всем, что наболело? Встретились бы, поговорили. Вот взгляд изнутри, это то, что нам так не хватает.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»