Победителей не судят?

Прокуратура проверяет законность тендера на пассажирские перевозки

История с водителями общественного транспорта в Таразе, в одночасье лишившимися работы, получила широкий общественный резонанс. Страсти немного утихли, но некоторые оставшиеся не у дел работники все еще обивают пороги городского акимата и прокуратуры в поисках правды.

Не у дел

Напомним, республиканские телеканалы в своих сюжетах сообщали о том, что около двухсот водителей проводят акцию протеста по поводу своего незаконного увольнения. Их якобы скопом отправили по домам, приняв других работников. Такое положение дел не устроило уволенных, и они, собравшись на одной из остановок 15-го маршрута (многие работали именно на нем), решили рассказать обо всем представителям СМИ. Из их слов следовало, что будто бы в автопарке за дальнейшую работу на маршрутах требуют откат в 100 тысяч тенге, а несогласным предлагают менее выгодные маршруты либо вообще увольняют. Однако, как теперь выясняется, на деле суть проблемы выглядит несколько иначе.

Так, по данным пресс-службы акима города, скандал случился после проведенного тендера на право обслуживания городских автобусных маршрутов. Автотранспортная компания «Керуен», под крылом которой находилось несколько маршрутов, в том числе и 15-й, на этот раз даже не приняла участия в конкурсе, так как по условиям тендера должны выставляться автобусы не старше пяти лет, а таких в автопарке компании совсем немного. Зато их предостаточно в «АулиеатаТрансПасс», который и выиграл конкурс. Получается, водители «Керуена» в один миг лишились работы. Казалось бы, победителя не судят: кто распоряжается маршрутами, тот и заказывает музыку. Но оставшиеся не у дел люди не стали мириться с таким положением.

 

Всё упирается в деньги

— Уведомление от городских властей о том, что новые автобусы должны замещать старые, за несколько месяцев до этого получили все автоперевозчики, — разъясняет ситуацию руководитель ТОО «Аулие-АтаТрансПасс» Айдын Алтай. — Мы взяли кредит в банке, обновили автопарк, а в компании «Керуен» этого не сделали. Возникла нормальная конкурентная ситуация, и мы на законных основаниях выиграли тендер.

Далее, по словам А. Алтая, водителям было предложено избавиться от своих старых автобусов, а на линию выйти на новых, которые принадлежат компании. При этом, разумеется, нужно производить определенные отчисления.

— Разговоры об откатах на маршруты — это полная ерунда, — говорит руководитель предприятия. — Существует план по ежедневной выручке, который должен выполнять каждый водитель. Размер плана — наше внутреннее дело. Помимо этого, каждый водитель единовременно должен внести в кассу предприятия 30 тысяч тенге.

Как говорит А. Алтай, эта сумма идет в ремонтный фонд на случай, если вдруг произойдет ДТП и потребуется замена частей машины. Внесенные деньги всегда будут на счету работника. Если вдруг сломается автобус, он может использовать их для ремонта. С другой стороны, это гарантия для автопарка, что водитель не бросит машину и не уволится. Если же автобус в нормальном состоянии, а работник решил уйти, эти деньги ему возвращают.

 

Социальная сторона

Тем не менее некоторые водители считают условия «АулиеатаТрансПасс» чересчур жесткими.

— В последние дни с нами вообще происходило непонятное, — сказал Паримбек Рахимбердиев. — Многих переводили с одного маршрута на другой, менее выгодный, где вообще не было народу. А потом и вовсе сказали, что мы не нужны.

— Я готов принять в компанию тех, кто остался без работы, — заверил Айдын Алтай. — Квалифицированные кадры нам нужны, поскольку в Таразе существует проблема оттока водителей в другие города. Там люди больше получают. У нас же заработки ниже, в том числе потому, что многие маршруты дублируют друг друга. Как вы знаете, сейчас разрабатывается новый график движения городских автобусов. Тогда, надеемся, исчезнут лишние маршруты, повысится рентабельность автопарков, а водители станут больше зарабатывать.

Но оставшиеся без работы люди в массе своей пока не спешат идти на новое место. Одни считают, что план по выручке, установленный в автопарке, должен быть значительно снижен хотя бы на первое время. Другие же просят «хорошие маршруты», например, многолюдный 47-й. Третьи все еще пытаются обивать пороги прокуратуры. Вот такой замкнутый круг.

— В данное время мы проверяем законность проведенного тендера, — говорит начальник отдела городской прокуратуры Даурен Медетбеков. — Если выявятся нарушения, то результаты конкурса могут быть отменены. Если же нет, то работу на новых маршрутах продолжит компания, выигравшая тендер.

Предположим, что конкурс на обслуживание маршрутов состоялся в рамках закона, и тогда водители компании «Керуен» останутся без работы. В таком случае, как нам кажется, руководству «АулиеатаТрансПасс» стоит сесть за стол переговоров с несогласными, дабы выработать для них более мягкие условия работы. Хотя бы на первое время. Ведь, как утверждают водители, у многих из них на руках нет даже 30 тысяч тенге, чтобы пополнить ремонтный фонд предприятия. А с социальной точки зрения лишить заработка сразу 50 или 100 человек было бы неправильно.

Более того, в Административном кодексе недвузначно прописано, что владелец несет полную ответственность за содержание своей собственности. То есть дополнительные поборы на потенциально возможный ремонт автобусов вряд ли законны. В солидных автопарках такая статья расходов закладывается в сумму арендной платы. Есть другой вариант — застраховать транспортное средство не только от аварий, но и от поломок. Это, конечно, дороже. Но зато надежно и без социальных последствий. В общем, безусловно, здорово, что старые автобусы уступают место новым. Тем не менее законодательство тоже надо уважать. Пока же очевидно одно: прокуратуре Тараза следует проверить не только легитимность проведенного тендера, но и трудовые отношения между работниками и нанимателями компании-победителя.

Шухрат ХАШИМОВ,
Виктор БАРБАШ (фото)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»