Поступательное движение

Общественный транспорт ждут кардинальные перемены

Программа развития данной сферы в Таразе предполагает сокращение количества перевозчиков и привлекаемых автобусов, оптимизацию маршрутов, открытие автостанции и строительство транспортных развязок. 

 

Бить будем рейдами

В июне прошлого года состоялось совещание, на котором прозвучала вся правда о состоянии общественного транспорта Тараза. По его итогам разработана комплексная программа развития отрасли. Появился четкий план действий, способный кардинально улучшить ситуацию. Однако, как обычно, на внедрение программы нужны время и средства.

По большому счету в прошлом году городские власти пошли на поводу у автоперевозчиков, значительно повысив тарифы за проезд. Таразцам оставалось лишь надеяться на то, что обещанные реформы действительно начнутся. О том, что уже сделано в этом направлении, аким Тараза Бекболат Орынбеков рассказал на расширенном совещании с участием акима области Каната Бозумбаева.

Следует признать: за год кое-что уже сделано. Автоперевозчиками приобретены 102 автобуса средней и повышенной вместимости (ранее было лишь 34), до сентября добавятся еще 86. На комфортабельный транспорт заменены однодверные «китайцы» на маршрутах №№ 27, 12, 43 и 45. До конца года такая же приятная участь ожидает маршруты №№ 29, 46, 54, 57 и 37. Серьезно ужесточены требования конкурсов при распределении транспортного пирога, 9 из 13 предприятий обзавелись собственными производственно-техническими базами. Проведена масштабная проверка технико-санитарного и эстетического состояния транспорта, выявлено 268 нарушений. Б. Орынбеков подверг жесткой критике перевозчиков за несоблюдение графиков движения и предложил ввести единую голосовую систему оповещения остановок, ежеквартально проводить рейдовые проверки, оперативно внедрить комплексную схему движения транспорта, разработанную НИИ транспорта и коммуникаций.

 

Не время буксовать

Выступление заместителя директора НИИ Байболата Баймаханбета, презентовавшего программу развития общественного транспорта в Таразе, изобиловало критическими замечаниями и рекомендациями. Провести одномоментную оптимизацию маршрутной сети не представляется возможным, так как потребуется переобустройство и развитие инфраструктуры, приобретение подвижного состава большей вместимости. Что касается производственного потенциала перевозчиков, то на рынке по-прежнему превалируют мелкие и частные владельцы автобусов. Половина из них не соответствует требованиям, из 13 необходимо оставить максимум пять-шесть. Две трети (а именно 740) автобусов не являются собственностью автопредприятий, а привлекаются или арендуются.

Анализ пассажиропотока и среднегодового дохода по каждому маршруту и даже каждому автобусу показал: только в прошлом году перевозчики заработали более 3,5 миллиарда тенге… Не зря знающие люди утверждают: самыми богатыми таразцами сегодня являются именно владельцы автопарков.

Обследовано более 100 остановок. Оказалось, что ни одна не оборудована как нужно. Самым проблемным участком остается центральный рынок, где протяженность остановки составляет более 100 метров! Пора подавать заявку в Книгу рекордов Гиннесса.

Б. Баймаханбет настоятельно рекомендовал сократить и изменить 26 маршрутов с учетом переноса центрального рынка. Попутно построить автостанцию в районе здания дорожной полиции по улице Сулейменова (бывшая остановка «Сельпо»). Расположенную в микрорайонах автостанцию, напротив, нужно убирать. Назрела необходимость строительства транспортных развязок, особенно в районе горбольницы, пересечении улиц Толе би и Мирзояна.

Существующая центральная диспетчерская служба не отвечает требованиям правил перевозок пассажиров и багажа. Ее необходимо передать городским властям. Баймаханбет предложил Таразу использовать автоматизированную систему конт-роля автомобильного транспорта, разработанную ТОО «ZERECON» совместно с институтом на базе GPS-технологий. По его мнению, она, безусловно, отвечает требованиям о казахстанском содержании и защищена многочисленными патентами. И в довесок посоветовал применить транспортное моделирование, которое также есть в линейке продуктов НИИ.

 

Включаем форсаж

По итогам обсуждения аким области отметил, что подобное исследование проведено впервые за последние десятилетия. Обращаясь к перевозчикам, он добавил:

— Будут ли у вас замечания? Если сейчас решение примем, обратного хода не будет…

Перевозчики отмолчались. К. Бозумбаев продолжил:

— Если есть необходимость, будем менять 26 маршрутов. Тендеры по открывающимся пройдут по новым правилам и условиям. В первую очередь это — обновление парка.

— Ситуация ужасная, когда предприятие работает только на привлеченных автобусах. Необходимо все приводить в соответствие, дорожной полиции усилить контроль, — добавил он. — Шире использовать возможности «Дорожной карты бизнеса-2020». С теми, у кого старая техника, работать однозначно не будем. Первостепенными являются тендерные вопросы и вопросы оптимизации маршрутов, их надо обсудить в тесном контакте с перевозчиками. Поручаю акимату г.Тараза в рамках предложенной программы провести соответствующие оргмероприятия, усилить контроль за качеством обслуживания. Прекратить практику деятельности незаконных междугородних автовокзалов и станций. Передать центральную диспетчерскую службу в ведение городского акимата, областную службу будем создавать отдельно. И последнее: во втором полугодии при содействии института необходимо разработать аналогичную программу по внутриобластным маршрутам, для чего предусмотреть соответствующие средства в бюджете.

Дархан БАЙТУОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»