Железный бизнес

Продавцы на авторынке занимают места с раннего утра.

Нюансы из жизни авторынка

Чем живет сегодняшний таразский автомобильный базар? Насколько подорожали машины по сравнению с прошлым годом? В поисках ответов на эти вопросы мы посетили главное в нашей области место продажи и покупки автомобилей.

Кто рано встаёт, тот машину продаёт

С раннего утра таразский авторынок, расположенный на окраине города, забит до отказа. Если вы приехали сюда в восемь часов утра в надежде занять проходное место для продажи, то безнадежно опоздали.

— Чтобы «забить» самые хорошие центральные места, здесь нужно быть в шесть часов утра, — говорит дилер с многолетним стажем Бахром Юнусов. — Самые опытные люди приезжают сюда в пять, а то и в четыре часа утра! От этого зависит, какое тебе достанется место, а значит, насколько удачным будет день.

Удивляться тут нечему. По словам Бахрома, на авторынке более пятисот постоянных… продавцов.

— Это как минимум, — считает он. — Дело в том, что покупка и перепродажа машин для многих горожан стала прибыльным бизнесом. Они этим и кормятся. Так что не надейтесь найти тут дешевые автомобили. Если они и бывают, то очень редко. Кто-то срочно уезжает, кому-то нужны деньги. В последнее время все больше тех, кто вынужден продать своего железного коня из-за проблем с выплатой кредитов. Причем подчас речь идет о машине, находящейся в залоге у банка.

Как выясняется, сегодня многие таразцы покупают новые либо относительно новые машины в кредит. Но позже приходится признать, что 70 тысяч тенге в месяц, а то и больше человек не в состоянии выплачивать. По договоренности с продавцом и банком такой автомобиль можно выкупить подешевле, правда, и побегать при этом придется изрядно.

— Но не думайте, что здесь, на рынке, вы найдете дешевый автомобиль, — включается в беседу другой дилер Антон Назаренко. — Будьте уверены, о машине с низкой ценой прежде всего узнают перекупщики, и хороший товар они сразу же забирают. Если же вы обычный покупатель и вдруг обнаружили дешевый транспорт, не спешите выкладывать деньги. Если его до вас никто не взял, значит, что-то тут не так. Машина может быть с дефектом, а владелец вам этого просто не скажет.

Жалейте себя, а не других!

Действительно, при покупке машины на рынке нужно держать ухо востро, иначе останетесь с носом. Местные дилеры наперебой рассказывают истории о том, как люди становятся жертвами недобросовестных продавцов.

— К примеру, недавно одному мужику «пихнули» «мерседес» по недорогой цене, а у него через неделю забарахлил двигатель, — рассказывает Бахром. — Другой приобрел «Гольф-3», а потом оказалось, что он заложен в банке. Самое интересное, что нотариус пропустил сделку, а человек обратился за регистрацией в дорожную полицию где-то через неделю. Там и выяснилась история автомобиля. Покупатель стал звонить продавцу, а тот заявил, что деньги уже истратил. До сих пор обе стороны разбираются с этой ситуацией.

— Вообще к подобным мошенникам нужно быть беспощадными, — говорит в свою очередь Антон. — Ведь они портят имидж всех дилеров, находящихся на рынке. В таких случаях людям сразу же нужно «катать» заявление в полицию или финпол: пусть с такими элементами разбираются правоохранительные органы. И не надо никого жалеть, пожалейте лучше себя! Ведь на вас деньги делают. Но люди у нас сами себя мучают: начинают звонить и уговаривать продавца вернуть деньги либо угрожают ему криминальными разборками. Смешно такое слушать: подобных аферистов этим не испугаешь.

Еще одна сомнительная сделка, которая может поджидать простого автолюбителя, — это обмен автомобилями. Здесь тоже есть много подводных течений.

— Поймите, ни один перекупщик на рынке не будет обменивать машину без выгоды для себя, — утверждает Бахром. — Хорошо, если вы просто переплатили при обмене автомобилями. Здесь такое часто бывает. Человеку так запудрят мозги, что при обмене равноценными машинами он выкладывает сверху от одной до пяти тысяч долларов. «Просветление» приходит позже, когда покупатель начинает рассказывать родственникам про сделку. Находятся грамотные люди, которые открывают глаза на мир. Но пытаться оспорить сделку уже бесполезно. Перекупщики на рынке уже настолько подкованы, что их голыми руками не возьмешь.

В этом случае, по словам дилеров, нужно благодарить судьбу хотя бы за то, что вы ездите на исправном автомобиле. Хуже, если при обмене вам подсунули битый или проблемный автомобиль. При каждой поломке каких-то деталей вы будете проклинать авторынок, винить себя за нерасторопность, а ваш железный конь будет для вас немым укором. В этом случае человек может и дальше совершать глупости. Чтобы избавиться от ненавистного автомобиля, он снова едет на рынок в надежде отыграться, но тут уже вступает в силу «принцип казино». Человек в азарте не понимает, что совершает ошибку и производит новый обмен с другим перекупщиком. А на следующий день выясняется, что он опять приобрел кота в мешке.

Потому искать дешевый автомобиль на рынке — дело малоперспективное. Ходить за покупкой нужно с надежными друзьями, которые стали бы для вас хорошими консультантами. Но и это, конечно, не гарантия успешной сделки.

— Прежде чем купить здесь машину, нужно десять раз подумать, — советуют дилеры. — Отвезите автомобиль на СТО, заплатите механикам за осмотр, проверьте в дорожной полиции наличие штрафов и кредитов на владельца, будьте придирчивыми до конца! Сделку желательно совершать не в тот же день, а позже, чтобы все было сделано на свежую голову!

Кому можно доверять?

Впрочем, есть на рынке и надежные дилеры.

— И мы, конечно, себя к таковым относим, — смеется Антон. — Если серьезно, то группа дилеров, которая располагается в самом центре рынка, уже давно занимается продажей автомобилей. К нам практически никогда нет претензий. Во-первых, мы привозим свежепригнанные автомобили. До недавнего времени снимали их с вагонов в Шымкенте, сейчас обращаемся к надежным поставщикам. Мы проверяем автомобили на все сто процентов, вплоть до мельчайших деталей. Если даже где-то обнаруживаем дефект, то устраняем его, чтобы предложить покупателю стопроцентный вариант. Практически никогда не идем на обмен, предлагаем машину только за наличные.

В этом секторе цены на автомобили, как мы убедились на месте, значительно выше: от восьми тысяч долларов и больше. Но зато состояние их довольно привлекательное.

— Самое главное, мы не пытаемся пудрить мозги клиенту, не уговариваем его во что бы то ни стало взять автомобиль, — объясняет Бахром. — Нравится — покупайте! Не нравится — мы не настаиваем. Нам не нужно потом претензий, мы не хотим, чтобы вы поминали нас недобрым словом.

Правда, круг дилеров, занимающихся доставкой машин из Шымкента или Алматы, значительно сузился. Всему виной ограничения, которые ввели в республике сначала в связи с вступлением в Таможенный союз, а потом с введением стандарта «Евро-4». И теперь свежепригнанные иномарки в Таразе — большая редкость. Цены на них значительно подскочили, и дилеры привозят их только на заказ.

— Фактически сегодня мы распродаем лишь остатки прошлых лет, — говорит А. Назаренко. — Дело в том, что многие бизнесмены в преддверии введения ограничений приобрели по нескольку десятков машин. Теперь они потихоньку раскидывают их на рынок. Но еще год-два, и запасов не будет.

Тем не менее достать в соседних городах машины по приемлемой цене сегодня весьма проблематично, вот многие дилеры и закрывают свой бизнес. Это на руку мелким перекупщикам, которые ищут дешевый товар здесь же, на рынке, или по объявлениям.

— Особо беспринципные люди вообще покупают аварийные автомобили чуть ли не со штрафстоянки, потом на шроте докупают запчасти, разукрашивают как попало — и на продажу! — рассказывает Бахром. — Стоишь и диву даешься: да кто же купит такой автомобиль? Смотришь, он его еще и по заоблачной цене продать умудрился! В общем, получается, как у Сергея Михалкова: «А много ль корова дает молока? Не выдоишь за день — устанет рука!» Драндулет здесь так разрекламируют, что ты его с руками-ногами возьмешь. Перекупщики потом довольные считают доходы и говорят, что у них, мол, рука легкая. А что человек потом из-за них страдает, им и дела нет…

Другие новости

Для себя мы сделали открытие: авторынок — хорошая площадка для обсуждения некоторых политических новостей. Сотни автомобилистов в ожидании клиентов убивают время за светскими беседами. Проблемы Башара Асада, свержение Мохамеда Мурси, итальянская депортация Алмы Шалабаевой, финансовый кризис еврозоны — обо всех тонкостях и нюансах автомобилисты осведомлены прекрасно. Но все же разговоры о высоких пошлинах на ввозимый транспорт и введение стандарта «Евро-4» — превалирующие темы.

— Мы ждем и надеемся, что абсурдное ограничение на ввоз машин, не соответствующих стандарту «Евро-4», все же отменят, — говорит А. Назаренко. — Ведь топлива такой марки в Казахстане еще нет. А если завозить сюда новые автомобили и заливать в них сегодняшний бензин, то люди угробят двигатели и всю топливную систему.

Беседа плавно перетекает на качество бензина, который продается в Казахстане.

— Недавно объявили о том, что в стране обнаружены автозаправочные станции, которые продают некачественный или разбавленный бензин, — говорит Бахром. — Назвали несколько заправок в разных регионах страны. Мы тут же пришли в негодование. А где же Тараз? Неужели никто здесь ничего не проверял? У нас сплошь и рядом халтурят! Заправился на одной заправке, и тут же у тебя расход топлива увеличился. Заправился на другой, а там — газовый конденсат, потому что в салоне тут же газом запахло. Кто-нибудь наведет наконец порядок на АЗС? Ведь сегодня нельзя доверять даже самым раскрученным заправкам!

Главное — тронуться с места

Сам таразский авторынок производит сегодня двоякое впечатление. С одной стороны, здесь море машин. Выбирай марку на любой вкус! С другой стороны, транспорта столько, что он еле вмещается на территории рынка, и многие машины паркуются возле него.

Удручающее впечатление производит и сам товар: многие автомобили уже дышат на ладан, но все еще продаются.

— Это психология советского человека, — говорит А. Назаренко. — Он будет продавать машину без дверей, зеркал и даже тормозов, главное, чтобы четыре колеса были, и она двигалась с места. Некоторым автомобилям уже по тридцать и более лет, это настоящий шрот, но они еще на ходу!

По мнению дилеров, свои функции в данном случае не выполняют центры технического осмотра. Ведь в свое время граждан убеждали: старый транспорт не сможет пройти новые требования технического осмотра, и республика будет избавляться от хлама. Не тут-то было! Машины 1984 — 1988 годов выпуска — пыхтящие, тарахтящие, битые, покореженные — все еще украшают и наши дороги, и наш авторынок. Такой хлам продается тем не менее за три-пять тысяч долларов!

— Машины с прошлого года подорожали где-то в полтора раза, — говорит Антон. — Если «мерседес-230» 1992 года стоил пять тысяч, то сегодня его отдают за семь-восемь тысяч долларов. А «мерседес» 1987 года выпуска подрос в цене с 2,5 тысячи до 4,5 тысячи долларов.

Соответственно, люди ищут себе машину подешевле. Покупают старые и проблемные, мучаются с ними, а потом снова везут на этот рынок. А если бы ЦТО отправляли такие автомобили на свалку, то в городе дышать стало бы легче.

И в самом деле, иногда, глядя на еле движущийся по дороге автомобиль, из которого валят клубы черного дыма, поражаешься: как же он прошел техосмотр? А ведь от таких автомобилей зависят наше здоровье и безопасность.

— В центре техобслуживания при нашем филиале с первого раза не проходит техосмотр около 15 — 20 процентов автомашин, — говорит руководитель областного филиала Союза водителей транспортных средств РК Амантай Досмуханбетулы. — При этом некоторые водители не возвращаются к нам на повторную процедуру осмотра. Это уже о многом говорит.

А в областном филиале межрегиональной инспекции транспортного контроля «Онтустик» нас заверили: если ЦТО будут закрывать глаза на неисправности автомобилей, то их могут лишить лицензий. Прецеденты в республике уже есть.

Шухрат ХАШИМОВ,
Виктор БАРБАШ (фото)

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»