Сравнивать не с чем

Малая численность региональных электросетевых компаний мешает вводу новой тарифной политики

Со следующего года в Казахстане изменится порядок утверждения тарифов региональным электросетевым компаниям. Для этого будет применяться метод сравнительного анализа (бенчмаркинга), разработанного Агентством РК по регулированию естественных монополий. Законодательное решение об этом было принято еще в 2010 году, но до сих пор чиновники имеют довольно расплывчатое представление о том, как новая система будет работать. 

В Таразе состоялось республиканское совещание по этому поводу, в работе которого приняли участие региональные энергосетевые компании (РЭКи), представители АРЕМ и Министерства индустрии и новых технологий. Были приглашены и представители масс-медиа. Однако от автора проекта, Агентства РК по регулированию естественных монополий, журналисты не смогли добиться сколько-нибудь внятного ответа по поводу того, как новый метод отразится на тарифах и работе энергосетевых компаний. Заместитель директора департамента по регулированию в сфере электро- и теплоэнергетики АРЕМ Зауре Каримова лишь заявила:

— Я интервью не даю. У меня есть руководство, надо у него разрешение спросить, я не могу ничего говорить.

Такая глухая оборона выглядит как минимум странно, если не сказать подозрительно. Создается впечатление, что АРЕМ само еще не представляет, что именно будет происходить, или скрывает важную информацию.

Пролить свет на темное дело попытался лишь директор департамента электроэнергетики и угольной промышленности Министерства индустрии и новых технологий РК Жакып Бокенбаев.

— Как показала практика последних лет, — рассказал он, — тарифная политика проводится в основном только с учетом вклада регулируемых услуг в инфляцию, неоправданным административным сдерживанием тарифов. Следствием этого являются высокие риски осуществления инвестиций с длительным сроком окупаемости.

Уровень инвестиций в электрические сети остается недопустимо низким. Износ электросетевых активов региональных электросетевых компаний достиг 70-80 процентов.

В программе по тарифной политике на 2010-2014 годы перед РЭКами поставлена задача к 2014 году ликвидировать сверхнормативные потери (до 4,5 процента) и снизить на 3,1 процента уровень технических потерь энергии в электрических сетях. Выполнить ее невозможно без дополнительных и весьма существенных капиталовложений в обновление сетей и оборудования.

Утверждение норм технических потерь электроэнергии, как известно, осуществляет само же Агентство. Все эти обстоятельства приводят к низкой инвестиционной привлекательности, отсутствию возможности строительства РЭКами сетей среднего и низкого класса напряжения. Отсюда — низкое качество предоставляемых услуг.

Применение метода сравнительного анализа при утверждении тарифов региональным электросетевым компаниям, по мнению Жакыпа Бокенбаева, оправдано лишь при достаточно большом числе сравниваемых компаний, работающих в сопоставимых условиях, и при условии прозрачности процесса тарифообразования. В пример он приводит ситуацию на рынке за рубежом: в Норвегии есть 130 распределительных компаний, в Финляндии — около 100, в Швеции — 170, в Испании — 351, в Швейцарии — 59, в Германии — около 900.

— В Казахстане всего 23 РЭКа, — говорит он, — и они имеют большие различия по территории обслуживания, общей протяженности линий электропередачи, количеству потребителей, уровню зарплаты и другим объективным показателям деятельности.

В Европе определяют уровень тарифа, ориентируясь на работу лучшей сетевой компании. Это мотивирует других монополистов работать таким же образом.

Показателями тарифообразования должны быть надежность, безаварийная работа, высокое качество предоставляемых услуг в любое время суток и в любую погоду. Чтобы такого не было: ветер подул — и электроэнергии нет. В Финляндии договор заключен так: если компания в течение года больше трех раз отключала электроэнергию не по вине потребителя и абонент сидел без электроэнергии в общей сложности более 17 минут, то монополист возвращает ему всю оплату услуги за год и еще выплачивает штраф. Я не говорю, что такую систему нужно здесь вводить. Это пример. Там ответственность монополиста перед потребителем высокая, но в Финляндии и тарифы другие. Они намного выше.

Жакып Бокенбаев считает, что модель бенчмаркинга в Казахстане выбрана без должного обоснования и обсуждения с заинтересованными организациями.

— Необходимо, — говорит он, — законодательно определить, по каким критериям будут формироваться группы РЭКов для сравнения и оценки эффективности их деятельности. Должны учитываться расходы компаний и их качественные показатели. Одновременно новая система не должна ущемлять интересы монополиста. У него должна быть определенная свобода, чтобы проводить необходимые мероприятия.

Новая методика позволит региональным электросетевым компаниям перекидывать средства с одной статьи в другую, сейчас у них такой возможности нет. Но не получится ли так, что предприятия начнут повышать себе зарплату, перекидывая средства на эту статью расходов в ущерб инвестиционным программам?

— По идее, новая система должна стимулировать монополистов подтянуться до лучших компаний в своей отрасли, — говорит Жакып Бокенбаев. — В сравнительном анализе должно учитываться, сколько средств РЭКами было потрачено на инвестиции в ремонт сетей.

Елена ЕФИМОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»