The news is by your side.

Анализируйте это-2

940x382_053

Эксперты не согласны с методикой расчёта тарифов

Статья «Анализируйте это», опубликованная в газете «Знамя труда», стала поводом для большого разговора в рамках круглого стола. Чтобы разобраться в ситуации детально, в редакцию газеты были приглашены все заинтересованные стороны. Надо сказать, что во время встречи порой кипели нешуточные страсти, иногда эмоции хлестали через край. Все это, конечно, трудно передать в публикации. Тем более что круг рассматриваемых вопросов получился очень широким. Потому мы можем предложить отчет с данного заседания, касающийся лишь непосредственно затронутой нами темы — установки общедомовых приборов учета (ОДПУ) и последовавших за этим процессов. Забегая вперед отметим, что порой беседа изобиловала техническими терминами, малопонятными широкому кругу читателей. Нам пришлось упростить некоторые фразы, ни в коем случае не искажая первоначального смысла.

Всё по-честному, без обмана?

Ведущий:

— Напомню, экономист Евгения Алексеевна Жиронкина высказала на страницах нашей газеты свою точку зрения по поводу работы тепловиков. На ее взгляд, услугодатели и транспортировщики нарушили права потребителей при установке общедомовых приборов учета. Также они якобы извлекают двойную выгоду при подаче в жилые дома горячей воды. Мы получили отклик на данную статью от трех организаций – ГКП «Таразтрансэнерго», «Жамбыл Жылу» и АО «Таразэнергоцентр». Тепловики хором опровергли утверждение Е. Жиронкиной. Давайте начнем с их точки зрения.

Жумабек Булекбаев, директор ГКП «Жамбыл Жылу»:

— Прежде чем производить установку ОДПУ, мы провели сходы и собрания с жителями, опубликовали несколько статей в СМИ. После разъяснительной работы был опубликован публичный договор на оказание услуг по приобретению и установке ОДПУ. В течение месяца потребители не предоставили возражений или замечаний в протокол разногласий, следовательно, по закону договор вступил в силу. И мы приступили к монтажу счетчиков. После первого этапа — установки железных дверей и шкафов в подвальных помещениях — подписаны промежуточные акты старшими по домам и председателями КСК. Затем мы приступили ко второму этапу — установке самих приборов учета, в итоге подписаны акты сдачи-приемки.

Далее установка ОДПУ производилась на основании рабочего проекта по монтажу узла учета тепловой энергии, существующих специальных правил и в соответствии с инструкцией и схемой завода-изготовителя. Диаметры расходомеров соответствуют нагрузкам жилых домов, и данный момент прошел согласование в АО «Казахэнергоэкспертиза». Действительно, при сужении диаметров труб изменяется скорость потока воды на данном участке, о чем написано в статье «Анализируйте это». Но если изменилась скорость на подаче, то она также меняется на обратке. Это полностью исключает какие-либо погрешности в пользу поставщика или потребителей. Утверждение о том, что врезка горячей воды стоит после тепловычислителя и приводит к фиктивному завышению показаний ОДПУ, тоже неверно. Здесь не стоит беспокоиться. Многофункциональный прибор вычисляет и израсходованное тепло, и горячую воду — отдельной графой в тоннах и кубах согласно заложенной формуле. Жители многоквартирных домов могут посмотреть, сколько потреблено энергии за час, сутки, месяц. При этом за горячую воду расчет производится по индивидуальным счетчикам, установленным в квартирах. То есть никакой двойной оплаты у нас нет.

Уркер Жолдыбаев, заместитель начальника производственно-технического отдела ГКП «Таразтрансэнерго»:

— Добавлю, что установка ОДПУ производится на основании Закона РК «О естественных монополиях», по которому услугодатели и потребители обязаны установить эти приборы учета. Монтаж тепломеров производился по рабочему проекту согласно инструкции завода-изготовителя — компании ЗАО «Взлет» из Санкт-Петербурга. Отступать от этой схемы нельзя, так как любые отклонения влекут за собой нарушения и сбои в работе приборов. При подборе диаметра расходомеров теплосчетчика необходимо учитывать два фактора — расходный расчет теплоносителя и потери давления на приборах учета. Для стабильной работы счетчиков в требуемом диапазоне необходим переход на меньший диаметр по отношению к диаметру трубопровода. Это обеспечивает скорость потока теплоносителя, стабильность и точность измерений, но ни в коем случае не ведет к завышению показаний. А врезка разбора горячей воды после счетчика производится согласно Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденным Министерством энергетики РК в 1996 году.

Договор дороже денег

Ведущий:

— Я хочу отметить, что аналогичной точки зрения придерживается еще один крупный поставщик тепла в областном центре — компания «Таразэнергоцентр». Ее представители, к сожалению, не смогли сегодня присутствовать, но свое мнение они изложили в письме в редакцию газеты. Обращаясь к Вам, Евгения Алексеевна, я хочу спросить: после того как Вы выслушали точку зрения тепловиков, изменилось ли Ваше мнение? С чем Вы можете согласиться, а с чем нет?

Евгения Жиронкина, экономический эксперт ОО «Таразский пресс-клуб»:

— Ответ «Таразтрансэнерго» по вопросу приобретения и установки общедомовых приборов учета привел меня в шоковое состояние. Деятельность компании якобы осуществлялась в рамках Закона РК «О естественных монополиях». Однако на практике закон выполнялся в одностороннем порядке. Отсутствовали нормативно-технические документы на приобретение и установку ОДПУ, подготовительные работы выполнялись чуть ли не обманным путем. Фактически потребителям вменили в обязанность оплачивать приобретение и установку счетчиков по цене, которая была неизвестна.

Я остаюсь при том мнении, что сужение диаметра трубопровода теплоносителя привело к нарушению проектной схемы отопления жилых домов. Мною переданы в редакцию газеты документы о том, как решалась проблемная ситуация при проведении подготовительных работ в доме № 146 по улице Казыбек би. Тепловики допустили грубейшие технические нарушения, изменив входные проектные трубы диаметром 80 миллиметров на 50 миллиметров, при этом вырезав четыре метра. По законам физики при одинаковом давлении в системе скорость воды на участке в 50 миллиметров будет значительно выше. Следовательно, это ведет к завышению показаний. Жалоба и схема выполненных работ были рассмотрены комиссией в Жамбылском областном территориальном органе инспекции Комитета госэнергонадзора. Тогда представители «Таразтрансэнерго» не смогли подтвердить свои действия техническими расчетами, и инспекция приняла решение о восстановлении проектной схемы теплоснабжения жилого дома. Кроме того, хочу подчеркнуть: проектный институт рассчитывает диаметр трубопровода теплоносителя для каждого жилого дома, а завод-изготовитель производит теплосчетчики любых диаметров под любые трубопроводы теплоносителя. Это следует и из предписания территориального органа инспекции. Ссылки на заключение АО «Казахэнергоэкспертиза» неуместны, потому что экспертиза не имеет права вносить какие-либо изменения в действующий проект, и согласие на уменьшение диаметра труб данная организация не выдавала. Об этом нам сообщили в письме в ответ на наше обращение.

Публичный договор, опубликованный в газете «Знамя труда», теряет всю свою значимость. Потому что подготовительные работы по установке ОДПУ начали проводиться в апреле 2008 года, а договор опубликован лишь 13 января 2009 года, спустя девять месяцев после выполненных работ! Кроме того, согласно статье 395 ГПК РК публичный договор признается лишь предложением о заключении договора, адресованным неопределенному кругу лиц. Проект документа в нарушение пункта 1 статьи 399 ГПК РК не направлялся конкретному юридическому лицу, и поэтому в течение 30 дней тепловики не могли получить ни протокола разногласий, ни решения о принятии договора. Фактически опубликованный договор — это не юридический документ, и законной силы он не имеет.

Далее представители «Таразтрансэнерго» утверждают, что монтаж и установка приборов производились согласно инструкции изготовителя — ЗАО «Взлет». Но счетчики ТВА-1 были приобретены у другого завода — АО «ДАСУ» из Алматы. Следовательно, необходимо использовать инструкцию данной компании, о чем говорит и предписание территориальной инспекции.

Объяснение тепловиков по поводу того, почему врезка разбора горячей воды происходит после счетчика, поставило меня в затруднительное положение. Как выясняется, они пользуются схемой из правил учета тепловой энергии и теплоносителя, предназначенной для применения в производственных зданиях… угольной промышленности! При монтаже тепловычислителя ТВА-1 в жилищно-коммунальном хозяйстве необходимо пользоваться инструкцией по эксплуатации, прилагаемой к паспорту данного счетчика. А там предусмотрено подключение трех счетчиков: расхода воды в подаче, расхода воды в обратке и расхода на горячее водоснабжение. Последнего в наших домах нет. То есть расход горячей воды в кубах остается без учета. Это является технологическим нарушением. Необходимо задействовать третий канал, что подтверждается рекомендациями экспертов ТОО «Таразэнергоэксперт».

Словом, пользуясь технической некомпетентностью жителей, тепловики не поставили отдельный счетчик на горячую воду, а это дает колоссальные возможности рассчитывать горячую воду по ОДПУ. В итоге применяется неправомерная методика расчетов для потребителей, которые платят сначала и по индивидуальному прибору учета в кубах, и по показателям общедомового прибора учета по гигакалориям. Даже если у вас в подвале нет никакой утечки и потерь, вы все равно будете переплачивать.

Аналогичная ситуация по компании «Жамбыл Жылу». В 2009 году комиссия, созданная областным управлением энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, обнаружила грубейшие технические нарушения в ходе установки ОДПУ в жилых домах одноименных массива и микрорайона Карасу: входные проектные трубы заменены на трубы меньшего диаметра, врезка горячей воды произведена после теплосчетчика и так далее. Квитанции на установку счетчиков жителям некоторых домов компанией были предоставлены на 10 месяцев раньше срока, в который они фактически появились. Жильцы платили за то, чего у них не было. Акты проверок управление отправило для принятия мер в… «Жамбыл Жылу», руководство которого в отношении себя никаких мер не стало принимать. Потом были другие независимые проверки, по дому № 4 микрорайона Карасу дело дошло до суда. Согласно заключенному мировому соглашению нарушенная проектная схема и в этом доме была восстановлена! Жителям дома полностью вернули деньги, оплаченные за приобретение и установку ОДПУ.

Ведущий:

— То есть Вы считаете доводы тепловиков недостаточно убедительными?

Евгения Жиронкина:

— Именно так. В своих ответах теплоснабжающие предприятия не предоставляют убедительных доказательств и технических расчетов. Как потребитель я с уважением отношусь к работе монополистов, потому что от них зависит наше жизненное благополучие. Но как эксперт в этой области заявляю: вопрос установки ОДПУ и их оплаты горожанами остается актуальным, и с нарушениями нельзя не считаться. До этого мы уже не раз встречались с тепловиками и об этих моментах говорили. Я надеюсь, что в дальнейшем они будут устанавливать счетчики в рамках правил, существующего законодательства и имеющихся инструкций.

Ерболат Дуйсенбиев, заместитель директора областного департамента Агентства по регулированию естественных монополий (АРЕМ) :

— Как вы знаете, на днях в областном акимате было проведено кустовое совещание с участием председателя республиканского АРЕМ Мурата Оспанова, где обсуждался вопрос функционирования ОДПУ. Предполагается, что в скором времени счетчики будут находиться на балансе монополиста, при этом появится возможность их страхования. Вся ответственность по ОДПУ ляжет на плечи монополистов.

Евгения Жиронкина:

— Но это, наверное, отразится на тарифе?

Ерболат Дуйсенбиев:

— Конечно, каким-то образом должно сказаться. Зато у потребителя теперь голова болеть не будет.

Платим ли дважды?

Ришат Аманжолов, начальник отдела тепловой инспекции ГКП «Жамбыл Жылу»:

— Я хотел бы еще раз прояснить ситуацию по поводу того, что потребители будто бы два раза платят за горячую воду. За тепло «Жамбыл Жылу» выставляет счет потребителям в гигакалориях, а за горячую воду только исходя из показаний индивидуальных приборов учета — водомеров. Сколько абонент использовал воды по водомеру, столько мы ему и начисляем. Если же у человека нет водомеров, мы выставляем счет по нормативам, установленным областным департаментом АРЕМ. Разницу между показаниями общедомового прибора учета и индивидуальными счетчиками мы пока не раскидываем отдельной строкой между абонентами, хотя другие услугодатели поступают именно так. И наши потребители оплачивают только исходя из показаний приборов учета: отдельно за тепло и отдельно за горячую воду.

Евгения Жиронкина:

— Мы это знаем, и к вам у нас претензий по этой части нет. Такая ситуация возникает у других компаний — АО «ТЭЦ» и ГКП «Таразтрансэнерго».

Ведущий:

— Тогда я зачитаю позицию АО «ТЭЦ» из письма в редакцию. Руководители предприятия пишут: «Утверждение о том, что тепловикам выгодно считать в гигакалориях, потому что это дороже, чем в кубах, неверно. Прибор дает показания как общего потребления тепла в доме, так и отдельно по отоплению и горячему водоснабжению. При этом тариф для начисления оплаты в кубах для АО «ТЭЦ» не предусмотрен».

Алексей Телегин, инженер по режиму ГКП «Таразтрансэнерго»:

— ОДПУ — это сложный прибор, погрешность которого составляет плюс-минус два процента. То есть показания довольно точные. Он всегда стоит ближе к элеваторному узлу, и потери для жителей минимальные. Счетчик ежечасно фиксирует температуру подачи и обратки, на основании ежесуточных и ежемесячных показаний распечатка идет в «ТЭЦ». Также фиксируется масса воды, количество общей тепловой энергии, количество тепла на отопление и количество тепла на горячую воду. То есть тут двойной оплаты нет.

По поводу работы ОДПУ, кстати, по всему городу у нас идут скандалы. Мы никогда не задумываемся о том, что тепловая энергия — самая дорогая и самая необходимая. При Советском Союзе мы ее раздавали варварским методом налево и направо. Пришло время все считать. Мы знаем, в каком доме какое идет потребление, какая идет нагрузка, и можем ориентироваться, влиять на ситуацию. Заданный параметр в тепловых сетях стало держать легче. Все, наверное, почувствовали, что за последние два года теплоснабжение в городе значительно улучшилось. В этом отношении нам стало легче работать.

Также хочу сказать, что с потребителями тяжело было поначалу. Но многие жители уже поняли, что на теплосчетчиках они хорошо экономят. Возьмем два дома, в одном из которых есть ОДПУ, а в другом его нет. По теплу жители однокомнатной квартиры с наличием прибора платят на 500 тенге меньше, двухкомнатной — на 800 тенге, трехкомнатной — на 1000 тенге.

Евгения Жиронкина:

— Зато за горячую воду приходится платить больше.

Алексей Телегин:

— Я понимаю, но у нас техническая часть. За методику начисления по горячей воде ничего не могу сказать, это пусть в «ТЭЦ» прокомментируют.

Ведущий:

— «Жамбыл Жылу» уже разъяснило, что не раскидывает потери на жильцов, которые имеют индивидуальные приборы учета. А в АО «ТЭЦ» другая ситуация. У меня вопрос к АРЕМ: Ерболат Еспаевич, неужели ваше ведомство неправомочно решить ситуацию и выработать единую методику расчета в одном городе?

Ерболат Дуйсенбиев:

— Этим вопросом мы вплотную занимались в прошлом году и методику «ТЭЦ» даже отменили. Но потом специализированный административный суд возвратил дело на доработку. Сегодня этот вопрос снова повис в воздухе, им занимаются в областной прокуратуре. Но республиканским АРЕМ рассматривается вопрос создания в стране единой методики расчета по ОДПУ.

Евгения Жиронкина:

— Весь вопрос в том, что данная методика предусматривает оплату услуг за себя и за своего соседа. Многие потребители недовольны этим.

Третий — лишний?

Ведущий:

— Геннадий Витальевич, Вы как эксперт удовлетворены ответами тепловиков?

Геннадий Родзевич, технический эксперт ОО «Таразский пресс-клуб»:

— Мне кажется, сегодня стоит вопрос, на который нет адекватного ответа: почему установка ОДПУ была проведена с нарушениями? Ведь это отразилось на сметной стоимости работ и тарифе. Действительно, паспорт ТВА предусматривает установку третьего счетчика. Я прошу обратить на это внимание редакции газеты и областного департамента АРЕМ. Если и в дальнейшем будет использоваться такая же исполнительная схема, то мы против этого. Почему третий канал остается свободным? Даже если взять инструкцию ЗАО «Взлет», на которую идет ссылка, то там вообще-то предусматривается то же самое — три канала.

Ведущий:

— Тогда у меня вопрос к участникам заседания: насколько установка третьего счетчика будет влиять на учет потребляемой энергии, на тариф и уровень оплаты населением?

Евгения Жиронкина:

— Вот в этом-то все и дело! Третий счетчик будет считать реальный объем горячей воды, поданный в дома, и ее потери. Потребители от этого выиграют.

Алексей Телегин:

— Я проясню ситуацию. В нашем городе идет открытая система подачи воды. Зачем третий счетчик, если тепловычислитель посчитает разницу между поданной и ушедшей водой? Если бы была закрытая система подачи воды, то тогда бы мы ставили третий счетчик.

Евгения Жиронкина:

— Но вы ведь при монтаже использовали схему, предназначенную для угольной промышленности. Почему вы сами не разработали исполнительную схему и не ознакомили с ней потребителей?

Геннадий Родзевич:

— Позвольте мне высказать свое мнение. Я знаком с этой схемой, так как работал на предприятиях угольной промышленности в Кемеровской области. И сейчас объясню вам эту систему. В ней водоразбор подается на гидромонитор высокого давления. Для чего он? Для того, чтобы не случилось взрыва. А горячее водоснабжение подается через бойлер. Но в наших домах нет бойлеров! Почему тогда вы принимаете эту схему?

Ришат Аманжолов:

— Но у нас в домах стоят водомеры. Зачем нам третий счетчик? Это лишний расход денег!

(Здесь завязался долгий спор между сторонами с применением различных технических терминов. — Ред.)

Ведущий:

— У нас сегодня в качестве независимого эксперта присутствует еще один специалист в области теплоэнергетики — Рахметжан Бекжанов. Давайте поинтересуемся его мнением по данному вопросу.

Рахметжан Бекжанов, член президиума городского совета ветеранов г. Тараза, независимый технический эксперт:

— Горячая вода, на мой взгляд, действительно считается два раза. Во-первых, она проходит через ОДПУ и считается в гигакалориях. Во-вторых, она откладывается в кубах на наших водомерах. Так что здесь действительно такая ситуация возникла. Учет получается двойной.

Но я к тому же хотел бы обратить внимание на ряд других обстоятельств. Например, очевидны факты сверхнормативных потерь в сетях от производителя до потребителя. Отсутствует учет слива воды из теплосети и из домов при гидравлических испытаниях и при переводе на горячее водоснабжение. Более двадцати лет в сетях не проводится наладка теплового режима. Необходимо ежемесячно корректировать оплату за теплоснабжение в зависимости от температуры воздуха. Но в домах нет регулирующей шайбы, и влиять на подачу тепла услугодатели не могут. Также нужно установить во всех квартирах водомеры горячей воды, и тогда будет ясность с платежами по ОДПУ.

Истина где-то рядом

Светлана Кошелекова, председатель ОО «Таразский пресс-клуб»:

— Я хотела бы поблагодарить газету «Знамя труда» за ту площадку, которую она предоставила для потребителей и поставщиков при участии АРЕМ. Не хотелось бы, чтобы стороны сегодня воспринимали друг друга как противоборствующие. Наша организация за то, чтобы ОДПУ устанавливались в качестве энергосберегающей меры. Но при этом приходится констатировать, что существующие нарушения сказываются на нашем кармане. Понятно, что каждая компания сегодня считает свои деньги. Но и у потребителя каждая копейка на счету. И данную ситуацию нельзя оставлять такой. Мне кажется, мы могли бы договориться сегодня о создании некоей группы взаимодействия, которая могла бы в данном вопросе компетентно разобраться с выездом на теплоснабжающие предприятия и в жилые дома и выработать совместное решение. Можно выбрать определенные индикаторы. Тогда мы получим адекватную оценку сложившейся ситуации. Кроме того, эта группа могла бы заняться и вопросами мониторинга по энергосбережению в целом, исходя из существующего опыта в стране. Ведь ни по одной компании нет достаточной информации в открытых источниках.

Ведущий:

— Мне кажется, сегодня каждая сторона, к сожалению, осталась при своем мнении, и общего знаменателя мы не выработали. Но шаг навстречу истине мы сделали. Я хотел бы присоединиться к предложению по созданию группы взаимодействия и предлагаю тепловикам подумать над этим. Возможно, работа такой группы поможет расставить все точки над i. А в будущем позволит быть мостом между услугодателями и потребителями. Сегодня же я хочу поблагодарить все стороны за то, что вы приняли активное участие в этом мероприятии и высказали свою точку зрения по весьма актуальным вопросам.

Круглый стол провел Шухрат ХАШИМОВ

Фото Галины СКРИПНИК

5 Комментарии
  1. Светлана Кошелекова говорит

    Спасибо, Шухрат, за реальный материал. Следующий шаг за нами.

  2. Галина Скрипник говорит

    Думаю, следующий шаг дожна сделать прокуратура…

  3. Платон говорит

    тепловики не подпустят и близко к своему хозяйству и не сдадутся. такая методика приносит им огромную прибыль, какой дурак откажется от шальных денег

  4. Рустем говорит

    Какая прокуратура?Рука,руку моет.

  5. Галина Скрипник говорит

    Так хочется верить в лучшее….

Комментарии закрыты.