The news is by your side.

Без конца и края

Вот такая картина на территории возле дома № 24 в микрорайоне Салтанат.

Бездонные проблемы КСК

Считается, что в обязанности КСК входит техобслуживание домов, ремонт систем отопления, узлов водоснабжения, уборка территории. Иными словами, полное управление жилищным фондом за определенную плату со стороны жителей дома. Несмотря на то что в последнее время появилось немало законодательных актов, регулирующих работу кондоминиумов, спорные ситуации в этом секторе возникают довольно часто. 

Для жителей Тараза и области проблемы взаимоотношений с КСК не в новинку. Наверное, ничего удивительного в этом нет. Во-первых, не все жители могут позволить себе такую оплату, которую им предъявляют за обслуживание дома. Во-вторых, многим жильцам не нравится качество работы кооперативов. Порой им неясно, куда уходят средства, на проведение каких именно работ.

К примеру, именно такая ситуация сложилась в доме № 24 микрорайона Салтанат областного центра. Жильцы утверждают, что КСК «Акбопе», к которому они относятся, не выполняет свои обязанности.

— Плачу за КСК всегда вовремя, хотя не вижу результатов работы. Один раз в неделю подметают во дворе — и вся работа. Если зайти к нам в подъезд, то вашему взору предстанут облупившиеся стены и разбитые окна. Крыша течет, канализационная система прогнила. Неоднократно предупреждал КСК о том, что обращусь в жилищную инспекцию, но это не меняет положение. В мае планируют повысить тариф за обслуживание, в то время как население с трудом оплачивает текущий, — сказал житель дома Мухан Оспаналиев.

— Живя в этом доме 13 лет, постоянно сталкиваюсь с различными проблемами. Во-первых, грязь в подъезде. От того, что окна в подъезде разбитые, зимой очень холодно и в квартирах. В отопительный сезон батареи еле теплые. А недавно мы столкнулись с еще одной проблемой. Приобрели стиральную машину, а установить ее просто не получилось. Сантехник, спустившись в подвал, не смог перекрыть воду, потому что сломан кран и проржавели трубы, — говорит жительница этого же дома Татьяна Ким.

С этими жалобами мы обратились в кооператив «Акбопе». Выяснилось, что за обслуживание дома горожанам приходится платить по 10 тенге за квадратный метр.

— Дом старый, инженерные сети в ужасном состоянии, — объясняет председатель КСК «Акбопе» Куанышбек Боспаев. — Но мы все же стараемся поддерживать порядок. Ни один житель не может пожаловаться на внезапное отключение горячей воды или отопления. В будущем планируем провести капитальный ремонт по программе модернизации жилья. Уже подготовлены экспертиза, смета, проект. Как только выделят средства, тут же примемся за работу. Пока же выкручиваемся как можем. Всего нами обслуживается 27 домов, восемь из них требуют капитального ремонта. В них постоянно то одна, то другая проблема. Бывает, что на свою зарплату покупаем необходимые материалы. Вот такой замкнутый круг получается. Что касается тарифа, то он довольно низкий, особенно если сравнивать с другими городами страны.

По словам председателя КСК, обвинения в его адрес необоснованны, ведь всему есть объяснение.

— Когда мы меняем кран в подвале или доски на чердаке, то жильцы этого не видят. На собрания кооператива ходят единицы, а остальным некогда. Но с первой серьезной неполадкой начинаются обвинения в том, что деньги уходят непонятно куда. У меня работают 13 человек. Притом зарплата у них маленькая, к примеру, у сантехника — 40 тысяч, а у дворника — 33 тысячи тенге. Если бы люди погасили свои долги — около 20 миллионов тенге, то мы бы приняли еще 5 — 10 человек, и качество работы бы улучшилось, — пояснил он.

Понятно, аналогичные взаимоотношения с жильцами и у других кооперативов, работающих в городе. Как правило, возмущение жильцов вызывает постоянное повышение тарифов за услуги КСК. Что делать в случае, если жильцы не согласны с удорожанием обслуживания, да и собрания не было?

В отделе жилищной инспекции городского акимата сообщили, что в одностороннем порядке такое решение выносить противозаконно.

— Система КСК сегодня действительно в некотором кризисе, — сказал юрист отдела Абдрахим Аширмухамедов. — Жильцы отказываются платить за услуги, потому что не видят труда председателей и работников кооперативов. Тарифы приходится поднимать, чтобы КСК могли продолжать свою деятельность. Но данное решение должно приниматься на общем собрании жильцов. Если людей не устраивает работа кооперативов, то они вправе перей-ти на другую форму правления, к примеру, работать с фирмами или управляющими компаниями. Можно составить договор и конкретно указать, какие услуги обязуется выполнять фирма за установленный тариф.

Но отказаться вообще от услуг КСК или управляющих компаний, то есть относиться к числу 800 бесхозных домов города, — тоже не выход, ведь в этом случае жильцам не к кому предъявлять претензии.

— Вот, к примеру, пару часов назад мы выезжали на улицу Айтеке би, там жительница второго этажа затопила соседей снизу. При поступлении таких жалоб мы составляем акт и передаем его пострадавшему, который через суд предъявляет иск о возмещении ущерба. Если бы они состояли в КСК, то могли бы обойтись без нашего вмешательства, — сказал А. Аширмухамедов.

В общем, КСК — это необходимая ячейка, которая может взять на себя все хлопоты по содержанию дома и даже разрешить спорные ситуации, если они возникают между жильцами. Но вместо этого жители порой сами конфликтуют с КСК, не желая оплачивать их услуги. В результате только по Таразу собственники квартир задолжали кооперативам более 246 миллионов тенге…

Лола НУРМАТОВА,
Виктор БАРБАШ (фото)

Комментарии закрыты.