The news is by your side.

Будьте ответственными. Как доехать до точки назначения живым

Как доехать до точки назначения живым

Исполнение поручений Главы государства по улучшению качества автомобильных дорог и соблюдению гражданами правил дорожного движения — необходимые условия для снижения смертности на трассах.

В Послании народу Казахстана «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил, что особое внимание нужно уделить качеству строительства автомобильных дорог. Конечно же, качественные дороги необходимы, в первую очередь, для обеспечения безопасности водителей и пассажиров. Однако гладкое дорожное полотно не исключает возникновения дорожно-транспортных происшествий, так как на нем легче развивать запредельные скорости, в разы превышающие норму, установленную правилами дорожного движения.

— Недавно мы с семьей ездили погостить в Алматы. В целях комфорта решили отказаться от больших автобусов, отдав предпочтение такси, —
это немногим дороже, зато в разы удобнее. Дочка через мобильное приложение нашла водителя на хорошей машине, который согласился поехать в любое удобное нам время. Конечно же, решили отправиться в ночь, чтобы поспать и, таким образом, скоротать время в дороге. Муж и дети очень быстро заснули еще до того, как мы выехали за город, а вот я не смогла сомкнуть глаз. Водитель мчался так, будто мы заказали такси в ад. Стрелка спидометра нередко поднималась до 150-160 километров в час. В ответ на мое замечание он заверил, что у него огромный опыт, он всегда так ездит, а иначе мы попадем в Алматы как раз в то время, когда город будет стоять в пробках. Заснуть я смогла только по приезду в гости, — рассказывает жительница Тараза Айнур Байдилдаева.

 

С каждым годом только хуже

С начала года на трассах Жамбылской области произошло 204 дорожно-транспортных происшествия, в ходе которых 93 человека погибли, а 429 получили травмы разной степени тяжести. Для сравнения: в минувшем году произошло 281 ДТП, погиб 101 человек и 561 получил травмы. Согласно статистике, количество происшествий выросло примерно на четверть, а ведь самое опасное время года еще впереди.

— Безусловно, когда люди сидели на карантине, аварий было меньше. В апреле 2020 года произошло всего четыре ДТП, погибли четыре человека, а пострадали семеро. В мае и вовсе случилось лишь два ДТП, никто не погиб, а пострадали пять человек. Затем карантин сняли, и уже в июне произошло 23 аварии, погибли 13 человек, а 34 были госпитализированы. Конечно же, сидеть по домам — не выход. Однако предпринимаемых нами мер для обеспечения безопасности жизней людей оказывается недостаточно, если водители пренебрегают правилами дорожного движения. Так, официально водителям запрещается управлять транспортным средством в утомленном или сонливом состоянии, так как это ставит под угрозу безопасность участников дорожного движения, — рассказывает начальник отдела организации безопасности дорожного движения Жамбылского филиала ТОО «Казахавтодор» Мурат Азаматов.

К слову, многие заблуждаются, говоря, что скорость движения ограничивается исключительно соответствующими знаками. Безусловно, каждый водитель знает, что его ограничивают не только дорожные знаки, но и сама дорога. Если мы говорим об автомобильных трассах вне населенных пунктов, то высокая скорость движения разрешена
на автомагистралях, которых в нашем регионе попросту нет. Зато по всем направлениям от Тараза простилаются дороги, имеющие разделительную полосу. Здесь крупногабаритным машинам и легковым транспортным средствам с прицепом разрешается ездить со скоростью не более 80 километров в час, микробусам и пассажирским автобусам — не более 100 километров в час, а легковым автомобилям и мотоциклам разрешена скорость до 110 километров в час. По словам специалистов, высокое качество дорог без неровностей позволяет совершенно безопасно двигаться, но только при условии соблюдения скоростного режима.

— На прямых участках дорог действуют общие правила, но для напоминания мы устанавливаем и соответствующие знаки. Пренебрежение ими, как правило, ведет к непоправимым последствиям. Я уже говорил, что основными причинами аварий на трассах Жамбылской области являются переутомление водителей и несоблюдение скоростного режима. Третья по опасности проблема —
выход на дорогу сельхозживотных в отсутствие скотопрогонов, — говорит собеседник.

Показательный трагичный случай произошел ночью 4 июня в Кордайском районе. На 215-м километре автодороги Алматы-Ташкент-Термез близ села Кайнар водитель легкового Мерседеса совершил наезд на лошадь, которая внезапно выбежала на дорогу, после чего остановился у обочины, чтобы убрать животное с проезжей части. Следовавшие сзади два автомобиля также остановились, водители решили помочь. Пока они устраняли препятствие, следующий по этому направлению водитель внедорожника из-за высокой скорости движения не увидел происходящего, а когда попытался избежать столкновения, въехал в одну из припаркованных на обочине машин. По словам специалистов, тормозной путь и характер повреждений свидетельствуют о том, что его скорость составляла как минимум 170 километ­ров в час. Виновный водитель не пострадал, однако его пассажир скончался на месте. Кроме того, на заднем сиденье припаркованной машины спала семилетняя девочка, которая тоже не выжила при столкновении. После чего проезжающий мимо грузовик Volvo не смог съехать на обочину, поэтому сильно замедлил движение, чтобы объехать преграды на пути. Ехавший следом водитель легкового автомобиля не успел среагировать на происходящее и на полном ходу въехал в грузовик — 27-летний водитель и 62-летний пассажир скончались на месте, еще четверо пассажиров, сидевшие сзади, попали в больницу.

— Указанный участок дороги был прямым, без дефектов и неровностей. Единственное, что мешало водителям, — темное время суток. В ту ночь погибли четыре человека, а пятеро были доставлены в центральную районную больницу в селе Кордай. Если говорить о случаях ДТП по причине усталости водителя, то в этом году произошла авария, в ходе которой трое погибли, а четверо получили тяжелые ранения, — продолжает М. Азаматов.

Специалисты филиала ТОО «Казахавтодор» отвечают за меры по обеспечению безопасности на дорогах республиканского значения в регионе. На опасных участках устанавливают шумовые полосы, а в местах массового выпаса скота монтируют электрические ограждения. Например, в обоих направлениях движения от села Мерке на расстоянии четырех километров простираются подобные ограды. На виражах устанавливаются светодиодные катафоты, которые помогают водителю разглядеть направление и угол поворота даже на высокой скорости. Например, в прошлом году установили 1506 таких катафотов, а в этом году заказали дополнительно 500 штук.

— Лучший способ борьбы с сонливостью — это непродолжительный сон. Остановите машину на 20-30 минут и поспите. От усталости спасает сладкая пища, а также разговоры с пассажирами. Если вы в салоне не один, постоянно меняйте пассажира рядом с водителем, чтобы он разговаривал, не терял концентрацию. Можно включить любимую энергичную музыку или пользоваться специальными гаджетами, которые отслеживают состояние человека и сигнализируют, когда он начинает засыпать. Желательно каждые два часа делать небольшую остановку. В течение 10-15 минут отдохните, пройдитесь или сделайте зарядку. Сделать это можно на специальных участках для отдыха, которые встречаются в Жамбылской области примерно каждые полчаса пути, —
добавил Мурат Азаматов.

Хоть алкоголь и считается главным врагом водителей, из-за нетрезвых граждан происходит совсем немного аварий на трассах региона. В 2022 году из-за пьяных водителей произошли шесть ДТП, никто не погиб, но пострадали 10 человек. В то время как превышение скорости стало причиной 51 аварии, 29 смертей и 108 травм у граждан.

— На дорогах регулярно дежурят полицейские, на разных участках установлены камеры. Однако нашим попыткам обеспечить безопасность мешают сами же граждане. Некоторые воруют все, что могут унести, тем самым подвергая водителей и пассажиров смертельной опасности. Например, в этом году были украдены консоли на ограждающих брусьях на сумму 907 тысяч тенге, похищены сотни метров ограждений на сумму свыше девяти миллионов тенге. Такие потери мы стараемся быстро возместить, однако в момент, когда их нет, водители на этом участке рискуют не заметить поворот и вылететь на встречную полосу, — подытожил он.

Дорога опасна в равной степени как для мужчин, так и для женщин всех возрастов. Самым опасным временем суток в этом году стали промежутки с 20.00 до 22.00, когда случилось 23 аварии, погибли восемь человек, и с 00.00 до 02.00, когда произошли 25 ДТП, из жизни ушли 18 человек. В следующие два часа, до 04.00, произошло всего 16 аварий, но погибли 15 человек.

 

Умные люди живут дольше

Если вынести за скобки человеческий фактор, усталость, невнимательность и форс-мажор, то, конечно же, главной причиной ДТП становится несоблюдение правил дорожного движения.

В Жамбылской области работают 18 автошкол, восемь из которых находятся в Таразе. Они обучают будущих водителей как теоретической, так и практической части ремесла. А экзаменуют их в специализированном центре обслуживания населения. Здесь приняты все меры борьбы с возможными коррупционными рисками. Заходя на тео­ретическую часть экзамена, кандидат на получение водительского удостоверения садится за компьютер, где с определенной периодичностью пять-шесть раз во время теста производится идентификация личности, чтобы избежать случаев, когда кто-то другой сдает экзамен за него. Автодром для сдачи практической части экзамена полностью автоматизирован, любые наезды на препятствия и нарушения правил дорожного движения фиксирует автоматическая система, процесс сдачи также фиксируется на видео как внутри салона, так и за его пределами. Экзаменуемый находится в машине один, а значит, помочь ему советом или делом не сможет никто.

— В ходе экзамена гражданин выполняет 12 упражнений, которые он будет повсеместно встречать на дорогах в реальной жизни. Это две парковки, одна —
задним ходом с разворотом, вторая —
параллельная, преодоление змейки и виражей с поворотом на 90 градусов, проезд железнодорожного переезда, регулируемого перекрестка и подъем в гору, разгон, а также аварийная остановка и другие. В последнее время к нам часто поступают жалобы из автошкол, касательно сложности экзамена. Люди просят облегчить процесс сдачи или полностью упразднить часть на автодроме. К счастью пешеходов и других водителей, сделать этого мы не можем. Если человек не в состоянии выполнить стандартные для водителя маневры, значит, ему лучше сидеть в пассажирском кресле. Экзамен действительно сложный, но это необходимая мера. Так, за восемь месяцев 2022 года в специализированный цон за водительским удостоверением обратились 7395 граждан, успешно прошли испытания лишь 802 из них. Так, 4035 человек не прошли теоретический экзамен, а 2558 не смогли преодолеть практическую часть, — рассказал заместитель директора Жамбылского филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» Данияр Медетбеков.

Мнения граждан в этом вопросе расходятся. Одни поддерживают концепцию жесткого отбора, другие же отмечают, что от людей требуют четкого выполнения непростых заданий.

— Я уже больше 20 лет за рулем, половину из них зарабатывал на жизнь частным извозом. Знаю все дороги Тараза как свои пять пальцев, могу проехать из одного конца города в другой с закрытыми глазами, при этом объезжая каждую кочку и яму. Но, когда моя дочь пошла сдавать на права, я недоумевал, ведь даже я со своим опытом не смогу проехать автодром без ошибок. Автоматика, хоть и позволяет избежать коррупционных рисков, не всегда работает исправно. Контактные шнуры неверно фиксируют наезд, а в некоторых местах фиксация нужна только для усложнения — например, в реальных условиях касание обочины никак не помешает вашей жизни, — говорит горожанин Геннадий Попов.

Но сказать, что на дорогу сегодня выезжают только квалифицированные водители, он никак не может.

— Количество машин в городе сегодня заметно выросло. По центру сложно передвигаться в течение всего дня, также активное движение в направлении жилых массивов и микрорайонов. Людям не хватает мест на парковках, они останавливаются в неположенных местах, тем самым осложняя и без того затрудненное движение. И все это происходит, по моему мнению, из-за того, что автомобилями управляют люди, которые не знают правил дорожного движения. Они перестраиваются на другую полосу непосредственно перед перекрестком, совершают поворот с запрещенной полосы, останавливаются под запрещающими знаками, на поворотах и перед пешеходными перекрестками. Многие даже знаков толком не знают, а полиция не в силах задержать и наказать каждого. Все правила дорожного движения написаны кровью, каждый пункт внесен туда только потому, что когда-то и где-то это отняло чьи-то жизни. Почему нельзя парковаться перед пешеходным переходом? Потому что ты загораживаешь обзор для других водителей, и они не заметят человека, который пытается перейти дорогу. Почему нельзя останавливаться на поворотах? По той же причине, только на сей раз водитель не заметит другое транспортное средство. Ограничения скорости устанавливаются в соответствии с опасностью того или иного участка дороги, чтобы вы успели вовремя заметить угрозу и остановиться. Легковому транспорту за городом можно разгоняться до 110 километров в час, а грузовым лишь до 80, потому что из-за действия силы инерции им гораздо сложнее затормозить. Люди давно извратили суть правил дорожного движения. Тут проскочили под знаком, там проехали быстрее положенного — и ничего, заплатили за нарушение и дальше нарушают. Но надо помнить, что цена ошибки на дороге — человеческая жизнь, — подытожил Геннадий Попов.

Алексей ПОЛЯКОВ

Комментарии закрыты.