The news is by your side.

Чтобы каждый дом был надёжным и прочным

Досмаханбет АЛИЕВ, руководитель управления государственного архитектурно-строительного контроля акимата области

Под контролем качество строительных работ

Государственная система архитектурно-строительного контроля за 25 лет независимости претерпела кардинальные изменения, приобретя значительный опыт по обеспечению прочности, устойчивости и надежности строящихся объектов и комплексов. 

В 90-х годах прошлого столетия была переработана большая часть строительных норм и правил. Принятый в 2001 году Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» урегулировал отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами, возникающие в процессе осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан. Он способствовал формированию полноценной среды обитания и жизнедеятельности человека, устойчивому развитию населенных пунктов и межселенных территорий.

Вступивший в силу в 2004 году Закон Республики Казахстан «О техническом регулировании» был разработан с целью реструктуризации нормативной базы страны и устранения технических барьеров в торговле, в том числе в области строительства.

В рамках реформирования строительной отрасли изменено законодательство в сфере лицензирования и аттестации экспертов: упрощено получение государственных лицензий, убраны административные барьеры и сокращены лицензируемые виды работ, введено Е-лицензирование.

В систему лицензирования архитектурно-строительной деятельности введено понятие «категория лицензии». Лицензия на проектную деятельность и строительно-монтажные работы разделена на три категории. Первая категория дает право выполнять лицензируемые виды деятельности на объектах I, II и III уровней ответственности; вторая — выполнять лицензируемые виды деятельности на объектах II и III уровней ответственности; третья — выполнять лицензируемые виды деятельности на объектах II (технически несложных) и III уровней ответственности. Данное деление позволяет обеспечить надлежащее качество предоставляемых услуг за счет выполнения сложных работ субъектами с соответствующей квалификацией.

Внедрение Е-лицензирования позволило минимизировать непосредственный контакт лицензиата с лицензиаром. Теперь заявитель может самостоятельно распечатать форму лицензии непосредственно с электронного портала. Для удобства также предусмотрена комбинированная подача документов — через цоны на бумажном носителе или через портал «Е-лицензирование», при этом исключается возможность обращения непосредственно к лицензиару.

Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» сокращено до 30 процентов видов лицензируемых услуг, в том числе инженерные и экспертные работы. Теперь каждый эксперт авторского и технического надзора персонально получает аттестат и несет ответственность за качество строительства.

По словам Главы государства Нурсултана Назарбаева, бичом, тормозящим развитие строительной отрасли в Казахстане, является получение разрешения на строительство. Ранее этот процесс у застройщиков занимал около одного года. Для существенного упрощения этой процедуры в 46-м шаге Плана нации «100 конкретных шагов» обозначена оптимизация процесса получения разрешений. Также предусмотрено введение трехступенчатого принципа получения строительного разрешения по формуле «30-20-10». То есть первая ступень — выдача архитектурно-планировочного задания, которая будет занимать до 30 дней со дня подачи заявления. Вторая — согласование эскизного проекта (дизайн-проект), получение которого займет до 20 дней. На третьей ступени выдается само разрешение в период до 10 дней. Достигнуть таких показателей теперь станет возможным благодаря исключению всех промежуточных разрешений и лицензий. Кроме того, часть экспертизы перейдет в конкурентную среду.

Реформы, обозначенные в Плане нации, предусматривают смену устаревшей системы в строительной отрасли.

В качестве 47-го шага стратегического документа «100 конкретных шагов» обозначен поэтапный отказ от государственной монополии на проведение экспертизы предпроектной и проектно-сметной документации и передача экспертизы проектов в конкурентную среду. В 48-м шаге предусмотрено внедрение ресурсного метода определения сметной стоимости строительства. Это позволит определять сметную стоимость строительства объектов в текущих ценах с реальной рыночной стоимостью материалов, изделий, оборудования и заработной платой, а также обеспечит оперативное обновление сметно-нормативной базы новыми материалами, оборудованием и технологиями.

Предусмотрено также внедрение системы Еврокодов взамен устаревших строительных норм и правил.

Принятие новых нормативов позволит применять инновационные технологии и материалы, повысить конкурентоспособность казахстанских специалистов на рынке строительных услуг, а также создаст возможность для выхода казахстанских компаний на зарубежные рынки услуг в сфере строительства.

Досмаханбет АЛИЕВ,
руководитель управления
государственного архитектурно-строительного контроля
акимата области

Комментарии закрыты.