The news is by your side.

Цены под контролем. Правительство разрабатывает меры по стабилизации продуктового рынка

Правительство разрабатывает меры по стабилизации продуктового рынка

Мировой экономический кризис повлек за собой и повышение цен на продукты питания в Казахстане. Негативные последствия этого процесса ощутили на себе практически все жители страны. Пути решения проблемы обсуждали в ходе заседания Правительства страны.

О том, как идет работа по стабилизации и фиксации цен на ряд социально значимых продовольственных товаров Премьер-Министру РК Алихану Смаилову доложил заместитель Премьер-Министра – министр торговли и интеграции Серик Жумангарин. Он отметил, что ведомством разработаны новые подходы по стабилизации и фиксации цен на ряд социально значимых продуктов питания.

Так, в рамках имеющихся оборотных средств планируется профинансировать новый механизм обеспечения сахаром, который позволит не только насытить рынок, но и развить сахарную отрасль в целом.

— Сахарные заводы смогут закупить трехмесячный объем сахара-сырца в размере 136 тысяч тонн и обеспечить постоянную переработку в течение года. В свою очередь заводы примут четкие встречные обязательства по фиксированию на один год отпускной цены в размере 460 тенге за килограмм, обязательной модернизации заводов, увеличению мощностей хранения и четкому исполнению плана по развитию сахарной отрасли, — заверил спикер.

Для фиксации цен на картофель и морковь, согласно информации, достигнуты договоренности с крупнейшими производителями Павлодарской, Карагандинской, Костанайской и Жамбылской областей по предоставлению им оборотных средств до четырех миллиардов тенге, что позволит обеспечить рынок необходимым объемом овощной продукции по фиксированной цене.

— Также новые меры будут приняты в отношении молочной продукции, гречневой крупы, риса, подсолнечного масла, яиц, социального хлеба, муки, соли, говядины и мяса кур, — проинформировал министр торговли и интеграции РК.

Алихан Смаилов отметил, что новые подходы, предложенные министерством торговли, в целом поддерживаются. При этом, по его словам, госорганами и акиматами ранее был допущен ряд недоработок, из-за чего они не справились с задачей по стабилизации цен на продовольственные товары. Он подчеркнул, что ранее неоднократно поручалось обеспечить увеличение финансирования оборотной схемы до 100 миллиардов тенге. Однако 10 регионов до сих пор этого не сделали.

— Объемы продукции в стране есть. Производители готовы контрактоваться, но 26,3 миллиарда тенге не задействованы и находятся на счетах социально-предпринимательских корпораций. Акиматам до конца сентября нужно обеспечить финансирование оборотной схемы до заданного показателя, — поручил Премьер-Министр РК.

Отдельное внимание было уделено формальному характеру контроля за торговыми надбавками и неэффективной работе региональных комиссий по расследованию посреднических цепочек.

— Упущена работа по выявлению непродуктивных посредников, что приводит к их увеличению. В результате мы наблюдаем постоянный рост цен, — заявил А. Смаилов.

По итогам проведенного Министерством торговли анализа составлен рейтинг акиматов в части эффективности работы по сдерживанию цен. Последние места в нем занимают Туркестанская и Западно-Казахстанская области. В этих регионах, по словам Премьер-Министра, плохо контролируются как розничная торговля, так и оптовый рынок, слабо проводится работа по прямым поставкам сельхозпродукции.

Отдельно глава кабмина отметил недоработки в деятельности Министерства сельского хозяйства, в том числе в вопросе обеспечения страны сахаром.

— Можно сказать, что эта работа министерством была провалена. Квотированием не удалось вовремя стабилизировать внутренний рынок, так как не было должной организации. Кроме того, сказалась длительность принятия решений руководством ведомства. В итоге страна столкнулась с ажиотажем, — констатировал Алихан Смаилов.

По его словам, со стороны Минсельхоза не осуществляется должная координация акиматов и организаций по свое­временной контрактации на поставку данной продукции, слабо ведется работа и по конт­ролю за своевременным пополнением стабилизационных фондов в регионах.

— В случае дальнейшего неисполнения или такой формальной работы будем принимать кадровые решения по регионам и министерствам, — заявил А. Смаилов.

В ходе обсуждения вопросов обеспечения внутреннего рынка топливом Алихан Смаилов подчеркнул, что напряженная ситуация вокруг ГСМ сложилась из-за отсутствия должной координации между цент­ром и регионами. В частности, по его словам, со стороны Министерства энергетики и «КазМунайГаза» нет четкой синхронизации по логистике, отгрузке с нефтеперерабатывающих заводов и необходимым объемам нефтепродуктов в регионах. Кроме того, компания «Казахстан темир жолы» не смогла обеспечить своевременную поставку цистерн на нефтеперерабатывающие заводы и не скорректировала графики подачи подвижного состава.

— Несмотря на введенный запрет, бензин и дизельное топливо вывозились под видом других товаров. К примеру, экспорт печного топлива вырос в 11 раз. Это означает, что со стороны Министерства энергетики нет должного конт­роля за данным вопросом, — заявил Премьер-Министр.

Алихан Смаилов подчерк­нул, что «из-за отсутствия четкого механизма определения операторов льготного ГСМ в регионах создаются условия для выбора привилегированных компаний». Кроме того, Минэнерго не установлена предельная стоимость льготного топлива, поэтому цена формируется на усмотрение оператора.

— Все эти факты привели к искусственной нехватке дизтоплива в регионах и росту цен, — отметил А. Смаилов, добавив, что за допущенные пробелы в работе к строгой дисциплинарной ответственности были привлечены уполномоченные лица Минэнерго, КМГ, ТОО «Petrosun» и Атырауского нефтеперерабатывающего завода.

Для исключения непродуктивных посредников глава каб­мина поручил нормативно урегулировать вопросы обеспечения сельхозпроизводителей льготным ГСМ с установлением предельной суммы маржи и конечной стоимости.

— Приоритет должен отдаваться компаниям, имеющим заправочные станции в районах и отдаленных населенных пунктах, — подчеркнул А. Смаилов.

Кроме того, Премьер-Министр поручил обеспечить рациональную логистику ГСМ, в том числе для нужд сельского хозяйства, от заводов до хранилищ и заправок в регионах, рассмотреть вопрос снижения железнодорожных тарифов для транспортировки ГСМ в период посевной и уборочной кампаний, а также создать региональные комиссии по контролю за нефтебазами и мелкими АЗС для недопущения необоснованного повышения цен и перетоков нефтепродуктов.

Пресс-служба
Премьер-Министра РК

Комментарии закрыты.