The news is by your side.

Души призывный звук

Сцена из спектакля «Жизель»

Вечера высокого искусства

Государственный академический театр танца Республики Казахстан под управлением Булата Аюханова гастроли в Таразе начал с постановок балетов Адольфа Адана «Жизель» и Мориса Равеля «Болеро». Также на сцене ЦКЗ «Баласагун» зрители увидели «Лебединое озеро» Петра Чайковского и «Мастера и Маргариту» Эдуарда Лазарева. 

У основателя театра Булата Аюханова, всемирно известного хореографа, немало регалий. Он лауреат Государственной премии Казахстана, лауреат Независимой премии «Платиновый «Тарлан» Клуба независимых меценатов Казахстана, обладатель специальной премии Международного фестиваля танца «Фомгед» (Стамбул). К сожалению, он не смог приехать в Тараз, но о нем и театре перед первым концертом любезно согласился поговорить менеджер театра Естай Кешильбаев.

— В 2011 году наши концерты в вашем городе прошли с аншлагом, тогда зрители стояли даже в проходах. В этом году в рамках гастрольного тура труппа побывала в Актау, Атырау, Астрахани, Актобе, Костанае, Бишкеке и Усть-Каменогорске, — рассказывает Е. Кешильбаев. — В театре сменилось четыре поколения артистов, сейчас на сцене пятое. На юбилейных вечерах Булата Аюханова задействована вся труппа — 38 человек. Хочу сказать, что каждый из наших танцоров — это солист, имеющий собственный репертуар.

Главные партии в двух постановках танцуют наши землячки — балерина театра, лауреат молодежной премии Казахстана «Серпер» Айтолкын Тургинбаева в роли Жизели и Акбота Кенжебекова, солирующая в «Болеро».

— Все танцоры театра — профессионалы, — продолжает Е. Кешильбаев. — Помимо ежедневных изнурительных репетиций надо еще перед каждым концертом три часа разминаться. Булат Аюханов с каждым из танцоров занимается сам. Нетерпим он к тем артистам, кто позволяет себе использовать ненормативную лексику, лузгает семечки и… жует жвачку. Увольняет сразу. Его принцип: несешь культуру в массы — сам будь культурным человеком. При этом Булат Аюханов никогда не ставит барьер между собой и труппой. Для балетных он и учитель, и папа — добрый, строгий и щедрый. К примеру, за постановку одного из спектаклей он получил премию в три миллиона тенге и всю ее, в знак благодарности за хороший танец, раздал своим артистам. Гордится, когда его учеников приглашают в ведущие театры мира: Ла Скала в Милане, Гранд-опера в Париже, Мариинский в Санкт-Петербурге и Большой в Москве. Сегодня воспитанники Булата Аюханова также танцуют в Японии и Америке. К тому же наши заграничные танцоры всегда подчеркивают, что они прошли школу Булата Аюханова.

При всемирной славе в театре нет своего оркестра, приходится использовать записи Королевского филармонического оркестра Великобритании. Да и сценические костюмы чаще приходится перешивать, чем заказывать новые. Причина — нехватка финансирования. В начале года на содержание было выделено 14 миллионов тенге, гастроли в Таразе обошлись в пять миллионов. Меня радует, что сегодня в театре собралось столько зрителей.

В зале погас свет, открылся занавес, раздались аплодисменты — и началось представление.

Нет декораций, но при этом аскетичная обстановка на сцене не мешает погрузиться в волшебный мир балета. Зазвучала увертюра, зрители оказались в мире печальной сказки. Артисты танцем точно смогли передать любовь и ненависть, зависть и страдание. После волшебной «Жизели», нежной и воздушной, во втором отделении зритель увидел дерзкое и зажигательное «Болеро». С каждой секундой представление завораживает. Долго в зале не стихали аплодисменты. Среди пуб-лики обратила на себя внимание 76-летняя Амина-апай, единственная в зрительном зале дама, которая пришла на спектакль в элегантном вечернем платье.

— Я училась в Алма-Ате и всегда старалась попасть на премьеру балетной постановки Казахского академического театра оперы и балета имени Абая, — вспоминает она. — У меня не было нарядной одежды, брала у подруг. Тогда ходить в храм искусства в повседневном платье было неприлично.

Помимо областного центра концерты академического театра танца прошли с большим успехом в Жанатасе, Мерке и Сарыкемере. По словам Естая Кешильбаева, труппа была приятно удивлена, как тепло их встречали в районах области:

— В Жамбылской области благодарные и гостеприимные зрители. Мы с удовольствием приедем к вам снова, уже с другой программой.

Сауле СЕЙДАХМЕТОВА, фото автора

Комментарии закрыты.