The news is by your side.

«Двойная» подготовка

Будущие специалисты с особой ответственностью готовятся к производственной практике.

Опираясь на передовой опыт

В 77-м шаге Плана нации «100 конкретных шагов» отмечена важность подготовки высококвалифицированных специалистов. На сегодняшний день дуальная система обучения, или ученичество, является самым эффективным в мире методом подготовки кадров. Его особенность состоит в том, что большая часть обучения ведется не в учебном заведении, а на предприятии. 

В Казахстане дуальное обучение начали внедрять с 2012 года. В новый Трудовой кодекс были внесены соответствующие понятия. Законом «Об образовании» предусмотрено теоретическое обучение в колледжах и производственное на предприятии в соотношении 40 на 60. Министерством образования и науки РК утверждены правила организации дуального обучения в организациях технического и профессионального образования. Кроме этого, определен размер компенсационной выплаты обучаемому — не менее одного минимального размера заработной платы. К слову, за время прохождения производственного обучения учащимся может даже зачисляться трудовой стаж.

В данное время дуальное обучение ведется по техническому, технологическому и сельскохозяйственному направлениям в 348 колледжах страны. В этой системе задействованы 1718 предприятий с охватом 22 тысяч учащихся. Система «двойной» подготовки кадров способствует вхождению молодежи на рынок труда и качественному росту профессиональных компетенций молодых специалистов.

В Жамбылской области в 2018 — 2019 учебном году 35 колледжей внедрили дуальную систему обучения по 38 специальностям. Договоры заключены со 193 социальными партнерами.

Успешно практикуется дуальное обучение в Жамбылском политехническом высшем колледже, который подписал 43 договора с предприятиями, где учащиеся могут постигать азы выбранной профессии. В их числе товарищества с ограниченной ответственностью «Казфосфат», «ТаразПассТранс», «Жамбылские электрические сети», «Энерджи-Тараз», акционерное общество «ЖамбылГипс» и другие.

Как рассказывает директор колледжа Жанар Орынбаева, по дуальной системе обучения 48 преподавателей повысили квалификацию в Германии, Сингапуре, Финляндии, Турции, Франции. Сегодня в колледже по этой системе обучаются 1199 молодых людей.

— Если в первые годы были внедрены только элементы дуального обучения, то с 2012 — 2013 учебного года обучение по специальностям «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобилей», «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация электрического и электромеханического оборудования», «Эксплуатация машин и оборудования в промышленности» полностью ведется по современной модели «40 на 60», — подчеркивает Ж. Орынбаева.

Для учащихся политехнического высшего колледжа на предприятиях ТОО «Казфосфат» и ТОО «Энерджи-Тараз» открыты производственные площадки. С работодателями согласованы учебные рабочие планы, разработанные в рамках государственных общеобязательных стандартов образования в соответствии с требованиями системы дуального обучения.

По словам ведущего инженера технического обучения таразского филиала ТОО «Казфосфат» Гульнары Кенкозевой, в прошлом году на производство трудоустроили 18 выпускников Жамбылского политехнического высшего колледжа.

— Большинство ребят, проходящих у нас практику, мечтают сразу стать мастерами. Но мы им предлагаем начать с малого. К тому же у нас производство опасное и вредное. Тех, кому нет 18 лет, мы не допускаем к практике, — рассказывает специалист.

Г. Кенкозева уверена, что в процессе обучения должна поддерживаться тесная взаимосвязь теории и практики.

— Важно, чтобы теория несколько опережала практику по содержанию и времени изучения. Немалую роль в обучении играет и само желание ребят. Бывает, приходит парень и не проявляет никакого интереса к производству. Мы стараемся подбодрить, прививаем молодым любовь к своей профессии и труду. К примеру, каждый четверг у нас день чистоты, когда все вместе приводим в порядок территорию. Любой навык в жизни пригодится, — считает Г. Кенкозева.

— Дуальное обучение — это отличная возможность для учащихся испытать свои силы, получить практические навыки и повысить профессиональную компетентность. Мы присматриваемся к ребятам, помогаем им и подсказываем, — рассказывает менеджер отдела снабжения и реализации ТОО «Энерджи-Тараз» Рамазан Баязитов.

По словам директора колледжа, на основе германского опыта дуального обучения в прошлом году заключены четырехсторонние договоры между управлением образования акимата области, региональной палатой предпринимателей, Жамбылским политехническим высшим колледжем и социальными партнерами — товариществами с ограниченной ответственностью «Казфосфат», «Жамбылские электрические сети», «Энерджи-Тараз», «ТаразСтройДизайн», акционерными обществами «ЖамбылГипс», «ТаразЭнергоЦентр», «Жамбылская ГРЭС».

— 24 учащихся четырех курсов под руководством наставников проходят производственное обучение на этих предприятиях. Четверо уже работают в электромеханическом цехе АО «ЖамбылГипс» и ТОО «ҚұрылысПолимер» и получают заработную плату, — рассказала Ж. Орынбаева.

Благодаря дуальной системе обучения по семи специальностям в 2014 году трудоустроены 135 из 169 выпускников колледжа, в 2015 году — 238 из 268, в 2016 году — 60 из 193.

— Не останутся без работы наши выпускники и в текущем году, — уверена директор колледжа.

Отметим, что в стране лидером в продвижении дуальной подготовки является Павлодарская область с сильной индустрией и сложившимися интеграционными связями образования и предприятий. Там 92 процента колледжей активно внедряют такой вид обучения по 76 специальностям. Более полутора тысяч учащихся проходят оплачиваемую практику, около 400 получают стипендии от работодателей.

Валентина ДУБОВЕНКО,
Виктор БАРБАШ (фото)

Комментарии закрыты.