The news is by your side.

Дёшево — не мило?

На проведение весенних полевых работ хозяйствам требуется много дизельного топлива.

Аграрии просят урегулировать поставки дизтоплива

В регионе подготовка к весенним посевным работам началась еще в феврале, а поставлять удешевленное дизтопливо для проведения полевых работ стали всего десять дней назад. 

В область отгружено 3600 тонн горюче-смазочных материалов мартовского объема, но хозяйствам поставлена лишь половина. Из-за несвоевременной отгрузки топлива жамбылским аграриям приходится покупать его по рыночной цене.

— Ежегодно мы сталкиваемся с одной и той же проблемой — удешевленное дизтопливо выдают не вовремя. В нашем регионе посевная кампания стартует гораздо раньше, чем в северных областях, иногда даже в феврале. Почему же отгрузка топлива начинается в конце марта? Я ждать не мог, и мне пришлось купить «дизель» по завышенной цене. В итоге потратил 900 тысяч тенге, — рассказал руководитель крестьянского хозяйства «Байназаров» Хамидолла Байназаров из Байзакского района.

Крестьянское хозяйство «Нариман» из Шуского района отвело под ячмень 350 гектаров. Однако о поставках дизтоплива в регион руководителю хозяйства Шынар Ускембаевой сообщили всего несколько дней назад, когда нариманцы почти завершили посевную. Ш. Ускембаева также по рыночной цене приобрела десять тонн дизтоплива.

— Я знала, что не успеем вовремя посеять ячмень, если будем ждать поступления удешевленного дизтоп-лива. Хоть его цена и ниже рыночной, из-за услуг операторов оно выходит крестьянам дороже. В прошлом году весной мы приобрели удешевленное дизтопливо по 145 тенге за литр, а осенью оно подорожало еще на 15 тенге. Это ощутимо отразилось на нашей работе. Мне пришлось поднять стоимость сена и ячменя. Покупателей тут же стало меньше. В общем, на таких условиях заниматься растениеводством невыгодно. Министерству сельского хозяйства необходимо принять меры, чтобы дизтопливо во время посевной стало доступнее. Если ничего не предпринять, финансовое положение аграриев ухудшится. Государство должно вмешаться в процесс регулирования цен, — считает Ш. Ускембаева.

Напомним, что с июля 2016 года цены на три марки бензина — Аи-92, Аи-95, Аи-96 и дизельное топливо освобождены от государственного регулирования. Регулируется только цена на бензин марки Аи-80.
Операторы вправе приобретать и реализовывать ГСМ по коммерческой цене.

В 2017 году рыночная цена дизельного топлива по области составляла 135 тенге за литр, а отпускная цена удешевленного гарантированного дизтоплива находилась на уровне 120 тенге — в зависимости от расстояния до хозяйства. В прошлом году стоимость удешевленного топлива поднялась сразу до 145 тенге за литр. В текущем году она составляет уже 174 тенге. Такое резкое повышение цены приводит к значительному удорожанию продукции аграрного сектора и негативно сказывается на финансовом положении хозяйств.

По этому поводу депутаты Мажилиса Парламента РК, члены фракции «Народные коммунисты» уже направили соответствующий запрос на имя Премьер-Министра страны Аскара Мамина. Мажилисмены считают необходимым принять меры к снижению цен на дизельное топливо накануне весенней посевной. Они напомнили о скачке цен на «дизель», случившемся в августе 2018 года, — как раз к старту массовой уборки зерновых. Инициатива тогда исходила от Министерства энергетики и объяснялась разницей в ценах с соседними государствами, где горючее в тот момент стоило на 25 — 40 процентов дороже, чем в Казахстане. Это приводило к вывозу «дизеля» в страны ЕАЭС.

«По официальным данным, в 2018 году Казахстан закончил модернизацию трех нефтеперерабатывающих заводов и теперь полностью обеспечивает себя нефтепродуктами класса К4, К5. Обеспеченность внутреннего рынка в 2018 году составила: по бензину всех марок — 93,2 процента, по дизтопливу — 91,1 процента, по авиакеросину — 62 процента», — отмечают мажилисмены в запросе. Они также обратили внимание на то, что с увеличением производства топлива, а также принятием различных мер по защите внутреннего рынка за 2018 год цены на бензин Аи-95/96 и Аи-92 снизились до пяти процентов, а цены на летнее дизельное топливо поднялись на 21,9 процента, на зимнее — на 26,2 процента. Поскольку большая часть перевозок грузов и пассажиров производится транспортом на дизельном топливе, это сразу же сказалось на росте стоимости услуг, которые по итогам 2018 года подорожали сразу на 31,8 процента.

«Учитывая негативное воздействие стоимости дизельного топлива на конечные цены для казахстанцев и развитие реального сектора экономики, считаем, что в снижении цен на «дизель» нуждается более широкий круг потребителей», — резюмировали депутаты и предложили Правительству уменьшить размер акцизов, а также ввести полный запрет на вывоз дизельного топлива за рубеж.

Лола НУРМАТОВА

Комментарии закрыты.