Взлётная полоса

 

Транспортная инфраструктура станет точкой экономического роста

В ближайшие годы республиканские автомобильные дороги, пролегающие через Мойынкумы, будут такими же гладкими, как трасса Западная Европа-Западный Китай. Строительство же международного коридора завершится к концу 2014 года. Кардинально изменится облик и международного аэропорта «Аулие-Ата». Все это лишь часть совместного плана работы, подписанного вчера в Таразе акимом Жамбылской области Канатом Бозумбаевым и министром транспорта и коммуникаций Аскаром Жумагалиевым.

Состояние транспортных артерий — по-прежнему больная тема для нашего региона. Несмотря на то, что в минувший Год дорог сделано немало, фронт предстоящих работ еще довольно обширен. На сегодняшний день, по данным директора областного департамента автодорог Улана Алипова, только 22 процента республиканских трасс — в хорошем состоянии. На троечку оцениваются 68 процентов, ну а еще десять совсем никуда не годятся. Перевес будет ощущаться к концу 2015 года, обещает Алипов. К тому времени расклад должен измениться: две трети автодорог — хорошие, остальное — так себе.

Заметные перемены должны наступить к 2020 году, когда завершатся капитальный ремонт автодорог вблизи границы с Кыргызстаном и реконструкция республиканских дорог на северо-востоке региона. Впрочем, эти два пункта считаются долгосрочными среди общих приоритетов акимата и Министерства транспорта и коммуникаций, закрепленных в документе.

К числу кратко- и среднесрочных можно отнести следующий этап строительства дороги Западная Европа — Западный Китай, упорядочение пассажирских и грузовых перевозок и модернизацию действующих центров обслуживания населения.

Стороны сразу же обсудили проблемы на злобу дня. В том числе затянувшийся выкуп у девяти собственников оставшихся земельных участков вдоль трассы и необходимость форсировать оформление документов на право недропользования. На сегодняшний день у подрядчиков-недропользователей имеются госакты только на 11 из 29 карьеров.

— По большому счету, разработка карьеров без соответствующих актов незаконна, — подчеркнул К. Бозумбаев. — Процедуры согласования и выдачи документов нужно ускорить.

Общая протяженность международного транзитного коридора Западная Европа — Западный Китай — 495 километров. Сейчас работы ведутся на 430 км, из которых 185 км будут сданы в эксплуатацию уже в текущем году. По оценке Аскара Жумагалиева, прибывшего в Тараз из Алматы на автомашине, почти все подрядные компании региона, за исключением южнокорейской компании «КСС», готовы к сезону строительных работ. Подрядчикам еще раз напомнили, что к началу строительства нужно заготовить не менее 70 процентов стройматериалов — щебня, песчано-гравийной смеси, железобетонных изделий.

— Формат нашей совместной работы не совсем обычный, — отметил в ходе подписания плана К. Бозумбаев. — Здесь указаны конкретные сроки и даты, ответственные лица. Преобразования коснутся всех направлений транспортно-коммуникационного комплекса, что влечет большие выгоды для экономики Жамбылской области.

Министр транспорта посмотрел перспективы развития воздушной гавани региона — международный аэропорт «Аулие-Ата», где президент авиакомпании «Скат» Владимир Денисов и вице-президент по развитию Даулет Хамзин рассказали о том, что можно сделать в ближайшее время.

До 2017 года в аэропорту планируется реконструировать пассажирский терминал, взлетно-посадочную полосу, рулежные дорожки и места стоянок. Модернизация коснется и светосигнального оборудования, которое предполагается установить по второй категории правил международной организации гражданской авиации (ICAO). Помимо этого, будет продолжена работа по строительству автобазы, грузового терминала, реконструкция гостиницы и привокзальной площади. А для безопасности стратегического объекта приобретут и установят новейшее освещение, видеонаблюдение и современный контрольно-пропускной пункт. Затраты составят 4 миллиарда 340 миллионов тенге.

А привлечение пассажирских и грузовых авиакомпаний, таких, как «Трансаэро» и «Аэросвит», позволит связать запад Казахстана с Таразом по направлениям в Актау, Атырау, Актобе, Кызылорду, Усть-Каменогорск, Павлодар и Караганду. Также планируется открытие новых международных рейсов в Москву, Киев, Стамбул, Урумчи и Дубаи.

— Расположение таразского аэропорта, стоящего неподалеку от автобана и железной дороги, дает максимум возможностей и для возведения логистического центра грузоперевозок, — дополнил список планируемых работ Владимир Денисов.

По развитию транзита как грузового, так и пассажирского компания планирует использовать направления Таджикистан — Индия в города России.

— Если будем иметь полномочия, таразские пассажиры смогут летать по всем направлениям, плюс откроются рейсы Бишкек — Тараз, Ташкент — Тараз, — продолжил Даулет Хамзин.

Но, пожалуй, важнее всего то, что авиакомпания продает 50-процентную долю акций социально-предпринимательской корпорации «Тараз».

— Если бюджетная комиссия примет положительное решение и СПК войдет акционером в уставной капитал на условиях государственно-частного партнерства, мы начнем реконструкцию взлетно-посадочной полосы, возможно, и профинансируем из областного бюджета разработку проектно-сметной документации, — высказал свою точку зрения Канат Бозумбаев. — Ни один частник не потянет ремонт взлетной полосы. Поэтому государственно-частное партнерство считаю идеальным выходом. Частное руководство должно будет заняться либо реконструкцией старого, либо строительством нового здания аэропорта.

Министр уточнил, что будущие партнеры должны оперативно обратиться с предложением в Правительство.

На сегодняшний день аэропорт «Аулие-Ата» имеет второй класс и способен принимать и отправлять средние и легкие самолёты. Но регулярные пассажирские рейсы производятся только в Алматы и Астану. Тем не менее в 2011 году по сравнению с 2010-м пассажиропоток вырос с 20,4 тысячи до 29,5 тысячи человек. Выросли и финансовые показатели: в 2010 году убыток компании составил порядка 40,8 миллиона тенге. Зато 2011 год оказался доходным: компания заработала 1617 миллиардов тенге, чистая прибыль — 119 миллионов тенге.

В ближайшие два года, по словам Каната Бозумбаева, население области порадуется и снижению цены на авиабилеты до 15 тысяч тенге.

Аскар Жумагалиев и Канат Бозумбаев также посетили центр обслуживания населения области. Их сопровождал директор ЦОНа Самат Кабылбеков.

Гости осмотрели зал для консультаций, справочную, два операционных зала, сектор выдачи готовых документов, места фотосъемки и получения электронных подписей. Увиденным министр остался доволен.

С. Кабылбеков рассказал о необходимости расширения имеющихся площадей трех районных отделений. Из-за большого потока сельского населения площадь операционных залов не позволяет обслуживать всех желающих. Этот вопрос министр порекомендовал решить за счет аренды помещения у частных лиц. А в 2013 году в регионе появятся специализированные ЦОНы по выдаче водительских удостоверений и регистрации автомобилей.

Гульжан АСАНОВА,
Виктория САВЕЛЬЕВА,
Михаил ТЁ,
Виктор БАРБАШ (фото)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»