Чрезвычайная ситуация

Жамбылцы оказались не готовы к лютым морозам

Холодной выдалась эта зима у нас. Последние две недели, когда на большей части региона воцарились поистине крещенские морозы, свидетельствуют о неготовности жителей к зимней стуже. В результате приходится расплачиваться собственным имуществом, а порой даже жизнями… 

 

Берегись автомобиля!

Начнем с того, что в период с 8 по 22 января в области участились возгорания автомобилей. Таких фактов официально зарегистрировано десять, причем половина из них произошла в Таразе. В большинстве случаев, по словам начальника отдела дознания управления государственной противопожарной службы ДЧС Жамбылской области старшего лейтенанта Есжана Джантайбекова, происходило короткое замыкание электропроводки ввиду неважного технического состояния автомобилей.

— Первый такой случай был зафиксирован 8 января в Мойынкумском районе, — говорит Е. Джантайбеков. — Потом то же самое произошло в другом районе, и пошло-поехало. К сожалению, в происходящем есть вина автолюбителей, которые не учитывают погодные условия. Ведь в морозы могут лопнуть патрубки и маслопроводы, случается утечка топлива в моторный отсек. Иногда не выдерживают нагрузок старые провода. Ненадежные клеммы аккумуляторов тоже служат источником опасности.

Примечательно, что в этом году в основном горят старые автомобили — ранее 1989 года выпуска. Причем почти все они — немецкого производства («ауди», «фольксваген», «форд»), только однажды фигурировала «тойота». А вот марки автомобилей советского производства сия неприятная участь пока миновала. Объясняется это не только техническими характеристиками. Похоже, что за рулем «жигулей» и «москвичей» остались большей частью люди старой закалки. А уж они-то прекрасно знают, как содержать автомашины в зимний период.

 

Поджогов не было

Отвергается чеэсниками версия о поджогах автомобилей. Например, участившиеся в Таразе возгорания уже наводили на мысли о поджогах. Мол, это происки со стороны хозяев автостоянок, от услуг которых стали отказываться водители (замечено, что многие таразцы стали парковать машины прямо у своих домов).

— По каждому случаю возгорания проводится экспертиза, — говорит
Е. Джантайбеков. — И ни одного поджога не выявлено. Более того, два автомобиля сгорели непосредственно на территории стоянки, три — в частном секторе. Все дело в том, что пожары происходят во время прогрева двигателя — по утрам или вечерам, когда сами владельцы находятся в непосредственной близости.

Кстати, в девяти случаях из десяти сгорели только моторные отсеки машин. И лишь однажды автомобиль сгорел полностью. Владелец завел двигатель в гараже и зашел домой, в это время произошло возгорание, огонь уничтожил не только саму машину, но и гараж с пристройкой.

— Известно, что пламя полностью уничтожает машину в течение 28 минут, — продолжает собеседник. — Время для борьбы с огнем у водителей всегда есть. Но порой даже если огнетушители имеются, сказывается их низкое качество. Автолюбители вместо положенных пятикилограммовых стали приобретать маленькие китайские, в которых недостаточно аэрозоля…

Главным правилом для водителей в зимний период, по мнению чеэсников, должен стать регулярный технический осмотр своих «железных коней». Состояние проводки, клемм, двигателя и патрубков не должно вызывать сомнений, и при необходимости нужно провести консультации с мотористами и автоэлектриками.

 

Коварный угар

К сожалению, печальную статистику зимнего периода пополняют и другие факты бытового характера. В этом году в Таразе уже произошло два пожара, один из которых случился ввиду неправильного использования электрического прибора. Но регистрируются и другие происшествия, не менее опасные для жизни человека. Например, это отравление угарным газом. По всей видимости, сказывается фактическое удорожание голубого топлива. Многие жамбылцы уже получили в этом году новые счета на оплату природного газа, которые значительно выше прежних сумм. Это вынуждает экономить, в том числе посредством перехода на твердое топливо. Но порой такая экономия стоит жизни.

В январе от отравления угарным газом пострадали десять человек, один из которых погиб. Уголь, вывалившийся из печи, подпалил половое покрытие на небольшой площади. Но выделившегося дыма хватило, чтобы спящий человек угорел. Приходится, к сожалению, констатировать, что не все жители знают элементарное правило: уголь нужно поправлять в топке кочергой, чтобы он не «стрелял»…

— Простые советы для предотвращения подобных происшествий — это соблюдение техники безопасности, — подытожил Е. Джантайбеков. — Допустим, ни в коем случае не рекомендуется использовать самодельные электроприборы, необходимо регулярно обращать внимание на состояние печей, дымоходов и так далее.

 

Кстати

Можно еще вспомнить, что недавно целая семья из Шуского района стала жертвой морозов прямо в степи, в тридцати километрах от станции Коктобе. Семья чабана отправилась встречать Новый год к своим знакомым в соседнее хозяйство. Во втором часу ночи 1 января, несмотря на сильный мороз и снежную вьюгу, гости собрались домой на арбе, но по пути, всего в двух километрах от своего хозяйства, потеряли лошадь. Двое взрослых и трое маленьких детей остались на морозе в голой степи. Погибли. Все дело опять-таки в недооценке погодных условий.

Кстати говоря, накануне служба ЧС объявляла штормовое предупреждение. Письма были разосланы не только  в СМИ, но и в районные акиматы. Понятно, что не все люди читают газеты. Но районный и сельские акиматы, на наш взгляд, обязаны были довести эти сведения до всех жителей аулов, тем более, отгонных участков. Почему же это не было сделано? Ведь если бы данную семью кто-то лично предупредил о наметившихся изменениях погоды, возможно, глава семейства не рисковал бы жизнью супруги и детей…

По всей вероятности, пресловутая система оповещения в области до сих пор не налажена. Стоило резко похолодать, как пошла расплата. Порой очень жестокая.

Шухрат ХАШИМОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»