Остановка по требованию

Началась ликвидация стихийных автовокзалов

Душные и грязные салоны, отсутствие билетов, залов ожидания и туалетов — картина, знакомая каждому, кто хоть раз отправлялся в Алматы на междугороднем автобусе со стихийной стоянки. 

Все это давно стало привычным делом, и большинство из нас относится к такому явлению как к неприятной неизбежности. По словам заместителя начальника межрегиональной инспекции транспортного контроля «Оңтүстік» по Жамбылской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областям Армана Акылжанова, стихийные стоянки для автобусов по направлению Тараз — Алматы стали появляться в 2005 году и процветают по сей день.

У каждого перевозчика есть свидетельство на маршрут, выданное Министерством транспорта и коммуникаций РК, с указанием расписания движения. В документе не указывается только автовокзал. С ним перевозчик должен заключить договор самостоятельно на выбор. Как выяснилось, согласно этому графику автобусы должны отъезжать в любом случае, независимо от степени заполнения салона. Если автобус совсем не набрал пассажиров, то ему необходимо сняться с рейса и передать эстафету следующему по расписанию, пояснил А. Акылжанов. Фактически же получается, что в случае неполной загрузки первый автобус стоит еще неопределенное время и начинает притеснять следующий.

Между тем некоторые перевозчики неправильно понимают положения закона и относят себя к оказывающим нерегулярные пассажирские перевозки. Взяв на вооружение этот аргумент, они осуществляют деятельность на стихийных автостоянках. Хотя согласно Закону РК «Об автомобильном транспорте» и правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом к нерегулярным относятся только разовые перевозки, к примеру, экскурсионные, заказанные какой-либо организацией. Только в этом случае отъезд возможен, к примеру, от офиса заказчика или другого удобного для сбора места.

— Тем не менее долгое время перевозчики принимали в штыки то, что мы им говорили, недопонимали или просто не хотели понимать, потому что им это выгодно. Если убрать стихийные стоянки, это сразу ударит по карману. Но деваться некуда, закон запрещает подобные действия. А тех, кто будет систематически нарушать установленные правила, будем наказывать. Для начала наложим административные штрафы, а если и это не подействует, то вовсе отзовем разрешительные документы, — сказал Арман Акылжанов.

— В рейс водитель должен отправляться отдохнувший, на деле выходит, что он едет только после набора людей в течение дня. Уверен, что и пассажирам, и водителям будет намного удобнее, если автобусы станут отъезжать строго по расписанию, — сказал А. Акылжанов.

По его словам, помимо всего прочего, согласно установленным правилам каждый раз перед выездом водители должны проходить медицинский осмотр, а транспорт — технический. На стихийных же стоянках ничего этого нет, о мерах безопасности и речи быть не может. Напротив, все это есть на автовокзале. Именно поэтому сегодня стоит вопрос о том, чтобы возродить междугородний автовокзал.

— Мы предложили перевозчикам заключить контракты с центральным автовокзалом. Наша цель — в первую очередь обеспечить безопасность граждан, — сказал А. Акылжанов.

Между тем перевозчики пожаловались на то, что даже единственный существующий дневной рейс на автовокзале в 11.30 простаивает впустую, поскольку «хлеб» у них отбирают микроавтобусы из южной столицы.

— Из-за алматинских перевозчиков мы не можем набрать пассажиров. Ежедневно с автовокзала уходят восемь микроавтобусов. В среднем мы упускаем около 130 потенциальных наших клиентов. Неизвестно, откуда они приезжают, насколько легально работают. К тому же, согласно правилам, микроавтобусам разрешается осуществлять перевозки на дистанции, не превышающие 150 километ-ров, а они ездят все 600 километров, — заявил директор ТОО «Дмитрий и К» Дмитрий Ильичев.

— С ними наши сотрудники уже работают, но пока, к сожалению, действенных результатов нет. До сих пор этой проблемы не чувствовалось. Теперь мы займемся данным вопросом вплотную, — заверил А. Акылжанов.

В свою очередь с понедельника таразские перевозчики пообещали ликвидировать стихийные автостоянки и наладить работу с автовокзалом, а автобусы теперь будут курсировать согласно установленному графику.

В поддержку возрождения центрального городского автовокзала и перехода на новый уровень работы перевозчиков выступил и директор ТОО «ТаразПассТранс» Мамбет Кушикбаев.

Следует отметить, что все же нашлись и противники перемен, всячески не желающие уходить с насиженных мест. Тем не менее на расширенном совещании с перевозчиками Арман Акылжанов предупредил, что со 2 июля за нарушения последуют наказания.

Между тем одно из находящихся на рассмотрении в Министерстве транспорта и коммуникаций РК предложений по развитию данной сферы на рынке услуг озвучил начальник отдела пассажирского транспорта областного управления строительства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Таттимбет Абдалиев. По его словам, все идет к тому, что в ближайшем будущем заказывать билеты на автобус можно будет не выходя из дома, через Интернет, как это делается, к примеру, в Европе.

Михаил ТЁ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»