Великая зелёная стена

Дорога Западная Европа — Западный Китай начнет обрастать деревьями

В ходе строительства дороги Западная Европа — Западный Китай в Жамбылской области вырублено 70 тысяч деревьев. Взамен, начиная со следующего года, планируется посадить 231 тысячу саженцев и еще 56-58 тысяч — через год после начала реализации проекта по озеленению магистрали вместо непринявшихся деревьев.

Проект оценивается примерно в 1,4 миллиарда тенге. Сроки еще будут откорректированы. Озеленение может начаться по мере того, как участки дороги будут сдаваться в эксплуатацию.

По словам заместителя директора Жамбылского областного департамента Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций РК Айжан Тугановой, в этом году планируется ввести в эксплуатацию четыре участка, находящихся в Жуалынском и Жамбылском районах (от 539-го до 593-го километра), два участка — в Байзакском и Т. Рыскулова районах (от 404-го до 483-го километра) и участок в Кордайском районе (от 210-го до 260-го километра).

Изначально завершение строительства дороги предполагалось в 2012-2013 годах.

— Но, учитывая поэтапное начало работ и то, что подрядчика на возведение объездной трассы города Тараза определим в октябре-ноябре, всю магистраль планируем сдать в 2014 году, — говорит Айжан Туганова.

На публичных слушаниях по оценке воздействия на окружающую среду проекта озеленения дороги директор ТОО «Жетысу жол» Руслан Абишев рассказал, что на сильно засоленных почвах посадка производиться не будет. Деревья появятся по обе стороны дороги на расстоянии 15 метров от бровки земляного полотна в основном в два ряда. Этого достаточно, чтобы не образовывались снежные заносы.

Однако Юрий Пасечный, начальник отдела экологического регулирования Шу-Таласского департамента экологии, полагает, что этого расстояния может быть мало из-за потенциальной опасности для участников дорожного движения, чьи машины может занести в зимний период на трассе и выкинуть прямо на деревья лесополосы. Ведь разрешенная скорость движения будет составлять 110 километров в час, соответственно и тормозной путь окажется немалым.

Посадки на разделительной полосе дороги Западная Европа — Западный Китай не предусматриваются из соображений безопасности: они могут ограничивать видимость участникам движения. Здесь соорудят только барьерное ограждение.

В целом председатель ОО «Таразский пресс-клуб» Светлана Кошелекова считает проект озеленения очень хорошим. В лесополосах на расстоянии трех метров друг от друга высадят такие деревья, как гладкий и приземистый вяз, ясень и гледичия обыкновенные, клен татарский, шелковица и ива белые, лох узколистный. Украшением дороги должны стать декоративные кустарники — жимолость татарская, спирея Вангутта, тамарикс изящный, миндаль низкий, бирючина обыкновенная, желтая акация и шиповник. Тополь белый будет высаживаться редко, только в биогруппах по одному-два через тысячу-полторы тысячи метров. Он очень влаголюбивый и слишком высокий. Если тополя сажать в ряд, они могут создать условия для заноса снегом автомобильной дороги. По проекту высота деревьев не должна быть выше трех метров, чтобы тень не падала на трассу и лед на ней таял быстрее. Практически для всех заявленных пород деревьев, кроме тополя и гледичии, возможны обрезка и кронирование. К недостатку влаги чувствительны также ива и тамарикс изящный.

Как заметил Руслан Абишев, в основном эти растения выращиваются в жамбылских питомниках. Кустарники будут высаживаться на площадках отдыха (на расстоянии примерно 50 километров друг от друга) и в биогруппах, где будут располагаться по нескольку разных видов растений, рассаженных в соответствии с разработанными эскизами ландшафтного дизайна.

Подсадка будет осуществляться не только в местах, где вырубались лесополосы, но и на изреженных участках существующих насаждений вдоль дороги.

Согласно проекту деревья должны быть политы не менее 15 раз в первый год посадки и не менее 10 раз — во второй год. По словам Руслана Абишева, после этого срока они уже не будут нуждаться в специальном поливе. Дополнительные посадки на второй год орошаются не менее десяти раз. Воду выкачивать предполагается из существующих скважин, их вдоль дороги насчитывается порядка 30.

— Я считаю, что вопросы полива нужно обсудить отдельно в каждом районе. Иначе лесополоса может засохнуть, у крестьян и так воды не хватает, — сказал Максат Нуржанов, начальник отдела акимата Кордайского района.

Расилхан Терликбаев, главный специалист управления природных ресурсов и регулирования природопользования акимата Жамбылской области, обратил внимание проектировщиков на необходимость охраны молодых саженцев.

— Сейчас ведется посадка от аэропорта до ЦКЗ «Баласагун». Из 3687 деревьев 387 уже нет, потому что там пасется скот.

Руслан Абишев подчеркнул, что подрядчик в течение двух лет должен следить за посадками и передать их на баланс в должном состоянии.

По уверениям авторов проекта, в результате озеленения дороги лесополосой в год будет поглощаться 1,148 миллиона килограммов углекислого газа. В вегетационный период за один час насаждения будут выделять объем кислорода, которого хватит для поддержания жизнедеятельности 4308 человек за такой же период времени. Деревья и кустарники поглотят шум на 10 процентов. За сутки они способны выделять 4308 килограммов фитонцидов (летучих веществ, обладающих антимикробным действием и повышающих иммунитет организма). Своими листьями растения улавливают пыль и нейтрализуют свинец, образующийся при сгорании автомобильного топлива.

Елена ЕФИМОВА,
Виктор БАРБАШ (фото)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»