Вклад в будущее

40 процентов областного бюджета тратится на образование

С каких бы позиций мы ни подходили к вопросу о роли учительства, признаем — она ключевая. Даже циничная рыночная экономика согласна, что человеческие ресурсы, наряду с сырьем и технической базой, есть основной фактор развития производства.

Сегодня главным вектором качественного роста людского капитала является модернизация системы образования. Именно в данном контексте вели разговор участники областной августовской конференции учителей. Состоялась она вчера в ЦКЗ «Баласагун» с участием акима области Каната Бозумбаева.

Таких масштабов еще не было

По обыкновению об итогах, проблемах и планах отчиталась начальник соответствующего управления Сулушаш Курманбекова. Для начала она напомнила, что треть из двух десятков поручений Главы государства в рамках программы социальной модернизации касаются именно сферы образования. Действует госпрограмма развития на 2011-2020 годы. По сравнению с 2010 годом в 1,6 раза возросли траты на нужды образования, которые составили 66 миллиардов тенге (в 2011-м — 52,7 миллиарда), или 40 процентов бюджета области. Планомерно решаются вопросы замены аварийных и трехсменных школ. За последние три года построено 11 объектов, 114 прошли капитальный ремонт. Строительство еще 22 (15 школ и 7 детских садов) продолжается. Такого масштабного строительства еще не было.

В 2012-2013 учебном году распахнут двери школ в селах Гвардейск (Кордайский район, на 900 мест), Сарыкемер (Байзакский, 600 мест) и Салимбай (район Т. Рыскулова, 150 мест). До конца текущего года будут сданы новые очаги образования в аулах Аса (Жамбылский район, 600 мест), Масанчи (Кордайский, 825 мест), Колтоган (на окраине Тараза, 180 мест), Шагалалы (Сарысуский, начальная школа на 48 мест), школа на 1000 мест в Меркенском районе.

В результате реализации программы «Балапан» число дошкольных организаций достигло 350 — это 170 детских садов и 180 мини-центров. Их посещают 32665 детей. В первом полугодии 2012-го введены в эксплуатацию два новых детсада на 280 мест каждый (в Меркенском и Кордайском районах), до конца года ожидается открытие дошкольных учреждений в городах Каратау и Жанатасе. В 2013 году планируется возвести еще четыре в Байзакском, Жуалынском, Мойынкумском районах и г. Таразе.

 

Одаренные держат марку

Закономерным результатом такой политики стал поток наград самого высшего достоинства (36 медалей, в том числе 9 золотых, 14 серебряных и 13 бронзовых), завоеванных нашими школьниками на международных предметных олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях. Следует признать: подобного успеха история местного среднего образования еще не знала. Главный учитель области не поленилась и назвала отличившихся поименно. На 44-й Международной олимпиаде по химии в Вашингтоне (США) обладателем единственного казахстанского золота стал Ашим Кайрат, ученик областной казахско-турецкой школы-интерната для одаренных мальчиков. Воспитанник гимназии № 1 г. Тараза Богдан Загрибельный первенствовал на XIX Международной олимпиаде школьников «Туймаада-2012» по химии, прошедшей в российском Якутске. Победителями и призерами также стали Нурислам Ешенкулов, Азамат Айданов в Сингапуре, Кайсарбек Омирзаков, Нуржас Айдынов и Муса Раджамов в Эстонии.

 

Нужно больше синих воротничков

В своей программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Глава государства отметил важность развития дуального профессионального образования. В новом учебном году она начнет внедряться в трех колледжах области в пилотном режиме.

Планируется постепенное внедрение ее элементов по отдельным специальностям и в других колледжах. Цель — вовлечь предприятия в подготовку кадров.

 

Самоуважение важнее престижа

Если в предыдущие годы наиболее тиражируемыми оказывались проб-лемы заработной платы и наличия материально-технической базы, то сейчас на повестке дня другой, не менее сложный вопрос: повышение квалификации сеятелей разумного, доброго, вечного. Для учителя-профессионала самоуважение важнее престижа. А основа этого самоуважения — постоянный рост педагогического мастерства. Однако далеко не все проповедуют подобные установки. Так, 17 процентов педагогов не смогли преодолеть тренинг-тесты. То же самое касается 70 процентов сотрудников школьных администраций.

Что касается итогов ЕНТ, наш средний балл оказался пусть и ненамного, но выше среднереспубликанского — 71,3 против 70,9. Среди выпускников 82 обладателя знака «Алтын белгi» и 55 обладателей аттестатов особого образца. В сотню лучших школ страны вошли семь жамбылских: обе областные казахско-турецкие школы-интернаты (для мальчиков и для девочек), школа-интернат «Дарын», гимназии №№ 1, 40, 45 г. Тараза и гимназия № 39 Меркенского района.

После выступления С. Курман-бековой в прениях выступили директор казахско-турецкой школы-интерната для одаренных мальчиков Февзи Салтык, учитель биологии школы-интерната для особо одаренных детей «Дарын» Инна Аксенова и директор Каратауского гуманитарно-технического колледжа Докторбек Маселбеков. С ситуацией в разрезе республики ознакомил представитель Министерства образования и науки Калкен Жахин.

 

Дисциплина хромает

Свое видение ситуации под занавес конференции озвучил и аким области Канат Бозумбаев:

— Известно, что система образования — одна из самых устойчивых и традиционных. Вместе с тем она не должна быть консервативной. Креативное учительство наряду с материально-технической базой и современным инструментарием является основой прогресса. Глава региона предложил рассмотреть возможность открытия для одаренных детей современного научно-практического центра.

По результатам ЕНТ мы смогли покинуть последние строчки и переместиться в золотую середину. К сожалению, есть и аутсайдеры. К ним относятся отдельные школы Мойынкумского и Кордайского районов. Акимы данных территорий должны разработать комплекс мероприятий по улучшению качества обучения.

Очень низкие результаты показывают выпускники по математике. Может быть, дело в том, что доб-рая половина из преподающих в 11 классе 513 учителей обучалась в вузах заочно? Другой не менее важной дисциплиной остается история Казахстана. По сравнению с результатами ЕНТ прошлого года уровень знаний по данному предмету снизился на 4,3 балла, по математике — и вовсе на 6,6. Управлению образования, акимам районов и города Тараза необходимо изучить опыт работы других регионов страны по повышению качественного состава педагогических работников.

Еще в прошлом году будировался вопрос о том, что треть педагогов работает на половину ставки. Ситуация кардинально не изменилась, доля таковых снизилась лишь на несколько процентов. Особенно много их в Таласском, Т. Рыскулова и Сарысуском районах. К. Бозумбаев еще раз заострил внимание акимов на качественном выполнении своих поручений. Руководителю аппарата акимата области необходимо выработать меры по наказанию виновных.

В завершение конференции аким области Канат Бозумбаев поздравил присутствующих с новым учебным годом, вручил подарки и грамоты.

Дархан БАЙТУОВ,
Виктор БАРБАШ (фото)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»