The news is by your side.

Формула будущего

О пользе знания языков

Во исполнение идеи триединства языков, впервые озвученной Главой государства Нурсултаном Назарбаевым в 2004 году, сегодня в казахстанских учебных заведениях активно внедряется система полиязычного образования. 

В настоящее время в 32 вузах рес-публики обучение ведется на трех языках. В их числе и Таразский государственный университет имени М. Х. Дулати, где специальные группы полиязычного образования введены с 2013 года. На сегодняшний день их уже 18. В систему трехъ-язычного образования включены восемь специальностей, в том числе «Биология», «Юриспруденция», «Международное право», «Нефтегазовое дело», «Бухучет и аудит» и «Туризм».

Опытом внедрения и реализации процесса полиязычного образования в своем вузе в рамках встречи с коллегами из Кызылординской, Южно-Казахстанской и Карагандинской областей поделилась руководитель отдела полиязычного образования и повышения компетентности профессорско-преподавательского состава ТарГУ Гульмира Куттыбаева. Как отметила специалист, ключевую роль во внедрении этой системы играют преподаватели, задача которых — суметь грамотно, доступно изложить материал студентам на английском языке. Сложность реализации такого образования, по мнению коллег из Южно-Казахстанской области, обусловливается еще и качеством преподавания.

— Изучение любого языка требует определенных усилий, а при нынешних условиях преподаватель должен соблюдать интеграцию языковой и предметной подготовки, а также работать над преодолением языкового барьера, — считает президент ассоциации учителей и преподавателей английского языка «KazTEA», специалист по мониторингу и оценки языкового образования университета «Мирас» города Шымкента Татьяна Летяйкина.

— Моя задача — помочь предметнику грамотно подготовить доступный для понимания материал на английском языке с учетом особенностей определенной студенческой аудитории. Важно поставить себя на место студента и понять, готов ли он к восприятию всей этой словесной информации. Ведь усваивать огромный информационный поток на иностранном языке довольно трудно.

В вопросах подготовки профессорско-преподавательского состава вузы сегодня старательно привлекают специалистов-филологов, которые не только обучают предметников на языковых курсах, но и курируют их на протяжении всего учебного процесса. Для поддержания практических и разговорных навыков студенческой молодежи работают специальные клубы, где занятия проводятся исключительно в игровой форме. Подобный клуб есть и в ТарГУ.

По мнению специалистов, неплохим стимулом для преподавателей могло бы стать введение дополнительного финансирования за преподавание дисциплин на английском языке и уменьшение нагрузки, ведь подобная подготовка к занятиям и лекциям требует много времени и сил.

— Сейчас государством ставится цель поддерживать полиязычное образование со школьной скамьи. Тогда и адаптация студентов в университетах будет проходить гладко. Думаю, это неплохое решение, — подметил руководитель отдела организации и контроля обеспечения качественного обучения на английском языке Южно-Казахстанского государственного университета имени М. Ауэзова Гавхарбек Махмудов. — К примеру, у наших студентов сложности перехода на трехъязычие как таковой не наблюдалось, ведь большинство из них до поступления в университет имело хорошую языковую базу.

Продемонстрировать свои возможности студенты из южных регионов страны смогли в рамках первого регионального межвузовского конкурса «Триединство языков — требование времени», прошедшего в ТарГУ. Участниками двухдневного мероприятия стали около 30 студентов из Кызылорды, Туркестана, Шымкента. В их число вошли и студенты трех таразских вузов — ТарГПИ, ТИГУ и ТарГУ.

Конкурс проходил в три этапа. Первый включал в себя небольшую видеопрезентацию под названием «Трехъязычие в моем университете». Далее участникам предстояло пройти интеллектуальный тур на трех языках. А на последнем этапе «Будущее трехъязычия в Казахстане» студенты рассуждали о пользе трех языков и выдвигали свои способы решения проблем, связанных с введением полиязычного образования в учебных заведениях страны.

Чтобы выбрать лучшую команду-участницу, жюри пришлось потрудиться, ведь ребята серьезно подошли к подготовке каждого задания. В итоге третье место поделили между собой команды из Международного казахско-турецкого университета имени Х. А. Яссави (Туркестан), университета «Мирас» (Шымкент) и ТИГУ (Тараз). Второго места удостоились студенты ТарГПИ и ТарГУ. Пальма первенства досталась команде Кызылординского государственного университета имени Коркыт ата. А вот Гран-при увезла команда Южно-Казахстанского государственного университета имени М. Ауэзова.

Светлана ГЛАДКОВА,
Виктор БАРБАШ (фото)

Комментарии закрыты.