Наша история

 

Копнут по-крупному

В марте возобновляются археологические исследования на центральном рынке Тараза

Древний Тараз, прославленный в веках — тот самый город, который в IX-XI веках называли «городом купцов». Ранее блестящая ставка тюркских каганов, — богатейшая столица, завоеванная в 893 году владетелем государства Саманидов Исмаилом ибн Ахмадом. В результате ее захвата и разграбления каждый мусульманский всадник получил в качестве трофеев по 1000 дирхемов. Один из основных узлов Великого Шелкового пути, центр земледельческой округи, к которой принадлежало свыше 200 городов и поселений, чеканивший монету, имевший мощные стены, дворцы, сады, храмы, бани, ремесленные кварталы… Этот город — ныне скрыт под асфальтированной поверхностью центрального рынка современного города. 


Город, потерянный и обретенный

Первое упоминание о Таразе содержится в византийских источниках и относится к 568 году. Именно в это время Византия пыталась заключить договор с западными тюрками в противовес Ирану и для этого император Юстиниан II отправил посольство во главе с Земархом Киликийским к тюркскому кагану Дизабулу. Во время своей поездки Земарх, по описанию византийского историка Менандра, побывал в долине Таласа, где был принят в ставке тюркского кагана неподалеку от Тараза.

Впоследствии о Таразе (Таласе) писали многие средневековые географы, историки, путешественники. И это не удивительно, ведь город занимал одно из центральных положений на Великом Шелковом пути, поэтому не случайно при его описании авторы отмечали в первую очередь торговое значение Тараза. К примеру, китайский путешественник Сюань-Цзянь писал: «Далосы (Талас) имеет окружность от 8 до 9 ли. Здесь останавливаются и торгуют всевозможными товарами купцы, приезжающие из многих стран».

То же самое спустя три с лишним столетия сообщает Ибн-Хаукаль: «Тараз – место торговли мусульман с тюрками», а Макдиси пишет: «Тараз – большой укрепленный город с множеством садов, густо заселенный, у него ров, четверо ворот и населенный рабад. У ворот города течет большая речка, часть города находится по ту сторону реки. Через реку проходит дорога, соборная мечеть находится среди базаров».

Однако ни один из древних авторов не называет точного месторасположения Тараза, и поэтому довольно долгое время город искали в разных местах. Тараз отождествляли то с развалинами городища Тоймакент на правом берегу реки Талас, то со средневековым городищем Садыр-Курган. Известный востоковед, исследовавший города Таласской долины в 1893-1894 годах, В.В.Бартольд более всего был склонен помещать средневековый Тараз на месте города Аулие-Ата.

Интуиция крупнейшего востоковеда впоследствии была полностью подтверждена исследованиями археологов М.Е.Массона, А.Н.Бернштама, Г.И.Пацевича, Е.И.Агеевой. Их раскопки на городище, расположенном в центре города Джамбула, дали настолько яркие и выразительные находки, что сомневаться в тождестве этого городища и древнего Тараза не приходится.

Тараз, широко известный по письменным источникам как Талас или Яны-Талас, сохранил в своих недрах двухтысячелетнюю историю племен и народов, проживавших в Южном Казахстане. Сведения и упоминания о Таразе можно найти почти в каждом труде средневековых ученых или путевых записках путешественников, посетивших Тараз. Но, несмотря на имеющуюся относительно богатую историографическую традицию, сведения о Таразе надо признать, носят отрывочный и скудный характер. Поэтому важную роль в деле изучения средневекового Тараза играют археологические данные. И здесь наблюдается парадоксальная ситуация. Тараз, как известно, является одним из самых известных и часто упоминаемых городов в истории Казахстана и, казалось бы, изучение этого уникального объекта должно было стать первоочередной задачей, но широкомасштабные комплексные археологические исследования, позволяющие рассмотреть историю исследуемого объекта во всех деталях, так на нем и не были проведены.

Вопрос о необходимости возобновления исследований древнего Тараза стоял много лет, но, несмотря на свою актуальность и перспективность, до последнего времени не решался. Но, к счастью, в 2011 году комплексные археологические работы на городище Древний Тараз все-таки были начаты научно-исследовательской организацией «Археологическая экспертиза» в партнерстве с крупнейшим и одним из старейших университетов – Университетским колледжем Лондона.

 

Мусульманский ренесанс

После анализа многочисленных данных было выбрано место проведения исследований — территория цитадели городища Тараз. Несмотря на то, что был заложен совсем небольшой по своим размерам раскоп, всего 27х15 м, удалось получить значительный  объем информации благодаря тому, что работы экспедиции носили комплексный и системный характер. Помимо археологов в работе экспедиции принимало большое число специалистов как гуманитарного, так и естественнонаучного профиля, что позволило извлечь максимум информации из полученного в ходе раскопок материала.

В процессе исследований было выявлено два строительных горизонта: первый датируется VIII – IX  вв., второй относится к XI-XII вв.

Несомненный интерес для археологов представлял первый выявленный горизонт, ведь именно он приходится на  период расцвета Тараза – эпоху, известную под названием «мусульманский ренессанс». В это время бурно развивались науки, искусство. Миру известны имена Аль-Фараби, Авиценна, Аверроэс.

Самое главное, что на некоторых участках, углубляясь вниз, экспедиция обнаружила прекрасные стены, сложенные из сырцового кирпича:  если для эпохи караханидов был характерен жженый кирпич, то тут вся архитектура сырцовая – это уже эпоха 8-9 веков. В то время Тараз был центром двух сменивших друг друга тюркских каганатов – Тюргешского и Карлуского. Это очень интересные периоды в нашей истории.  Именно на этом уровне, как раз надеемся найти дворцовые комплексы.

В период XI-XII вв. в городе функционирует водопровод, главные улицы мостятся каменными плитами. Как и раньше, когда при тюргешах Тараз выпускал бронзовые монеты, имевшие широкое хождение, монетный двор Тараза в эпоху Карлуков и Караханидов продолжает выпускать монеты.

Высокое развитие получили гончарное, кузнечное, медницкое и ювелирное ремесла. В Таразе много строили, в частности, бани. В ходе исследований 2011 года была раскопана часть бани-хаммам XI-XII вв., с прекрасно сохранившейся подпольной системой отопления и подачи воды. Эта баня полностью соответствует канонам строительства такого рода сооружений, получивших свое широчайшее распространение на территории всего «арабского» востока – начиная от Африканского континента и Ближнего востока, заканчивая Дальним Востоком и Юго-восточной Азией. Баня в восточном городе по праву занимала в ряду общественных сооружений видное место, ведь в жизни горожан она играла одну из первостепенных ролей и после мечети была самым посещаемым местом. «Бани, – писал Дж. Эссад, – также необходимы, как и мечети». Академик И.А.Орбели писал: «Баня на Кавказе, как и на всем Востоке, предмет особой заботы и градоправителя, и цеховых организаций, и отдельного богача, устроившего баню для себя и для своих друзей. Потому что баня служит не только для омовения, но и для укрепления сил, поднятия упавшего настроения, для отдыха, для встречи и дружеской беседы с приятелями, для встречи и разговора о купле и продаже, о торговой сделке и для показа мастерства в шахматы или нардах». На Востоке были известны медицинские постулаты благотворного влияния бани на организм.

Врач IX-Х вв. Закария ар-Рази, описывая влияние бани на организм человека, рекомендовал украшать бани хорошей живописью, которая исцеляет от меланхолии и облегчает груз забот.

О популярности бани в быту населения свидетельствуют многочисленные ее характеристики, описания банных эпизодов, перечни своеобразных правил посещения бань, сохранившиеся в средневековой литературе.

Сам факт существования бань в том или ином городе свидетельствует о высоком уровне благоустройства. Известно, что искусство возведения бань – одно из наиболее статичных направлений зодчества. В банях столетиями сохранялись неизменными строительные приемы, технология и архитектурные формы.

 

Котел религий и народов

В процессе раскопок горизонта XI-XII вв. получена уникальная коллекция керамических изделий. В большом количестве найдены фрагменты керамики, богато декорированные арабской вязью благопожелательного характера, рядом с которой обнаружены осколки керамической посуды с нанесенными на ее поверхность изображениями крестов. В небольшом по своим размерам раскопе, но огромном по своему значению, археологи нашли следы мирного диалога религий, концессий. Находки артефактов, несущих определенную религиозную нагрузку, говорят о том, что в данной части города на протяжений длительного периода мирно жили разные религиозные общины. Последователи христианства, буддизма и зороастризма, согласно данных письменных источников и археологических исследований, находили защиту на благодатной земле Жетысу-Семиречья, и в частности в Таразе.

Более ранний слой, выявленный в ходе исследований, также свидетельствует о высоком уровне развития города. В нижних слоях раскопа археологам повезло наткнуться, о чем было упомянуто выше, на остатки мощных глинобитных конструкций, которые, скорее всего, являются частью мощных общественных либо фортификационных сооружений.

В этом же слое найдено большое количество медных монет с квадратным отверстием в центре, надписи на части из которых удалось расшифровать. Эти монеты имели хождение в эпоху с VIII по X века с надписью «тюргешская теньга». Эти монеты ходили по всей Центральной Азии, их ещё называют «долларом эпохи раннего средневековья».

Надписи на монетах располагались вкруговую, против часовой стрелки  и находились на лицевой стороне монеты. Все надписи выполнены  согдийском курсивным письмом и их можно разделить на две группы. На первой из групп, четко читается надпись « β’γΥtwrk´šγ´γ´nPnΥ» — дословно, которая переводится как – «монета божественного кагана Тюргешей». На второй же надпись  состоит из четырех слов: «γw´t´w  w´γSwt´w  ΥPnΥ» — «монета правителя Вагсутава». Последняя расшифрованная надпись имеет особое значение, так как монеты с именами Вагсутава (Вахшутава) и Инал-Тегина по мнению большинства исследователей выпускались именно в Таразе и это говорит о существовании здесь мощного центра монетного производства.

На обратной стороне всех монет, за исключением одной, помещена тамга тюргешей. Следует отметить находку монеты, где на обратной стороне помимо тюргешской тамги, снизу от квадратного отверстия помещен китайский иероглиф, который заимствован с монет династии Тан и, соответственно, псевдотанских монет, который сопровождает на китайских монетах наименование монет или со значением «ходячая монета».

Наличие на тюргешских монетах китайских иероглифов и надписей, выполненных согдийским письмом не должно вызывать удивление. Огромное экономическое и политическое влияние Китая  на земли расположенные вдоль Великого Шелкового пути, несомненно, потому вполне закономерно, что население многих регионов Средней Азии и Казахстана стало постепенно привыкать к бронзовым цянам – оригинальным китайским монетам с квадратным отверстием в центре и четырьмя иероглифами «кайюань танбао» – «Ходячая монета начала правления». Подобного рода монеты широко использовались в городах Западно-Тюркского каганата для внутреннего обмена. После возникновения Тюргешского каганата наметился экономический и политический подъем Жетысу, привозных монет стало не хватать для внутренних финансовых операций, поэтому появились местные подражания китайским монетам. Наряду с репликами китайских монет, в государстве тюргешей была налажена чеканка собственной монеты. Новая монета хоть  и сохранила размер и форму китайских монет, была заимствована тюргешами в Согде, где ранее уже начали выпуск своей монеты, поэтому иероглифы на тюргешских монетах были заменены согдийской надписью «Господин тюргешский каган».   Большое количество найденных в раскопе монет этого времени еще раз подтверждают факт о функционировании Тараза как мощного экономического центра и места монетного производства в Тюргешском каганате.

Таким образом, несмотря  на небольшой размер заложенного раскопа, в ходе раскопок были получены новые археологические данные, которые значительно расширили наше представление о жизни одного из самых известных на средневековом Востоке городов. Полученные данные позволили проследить вектор экономических и политических связей Тараза. Тесные культурные и торговые контакты Тараз связывали с Согдом. Свидетельство тому – согдийские надписи на монетах, отпечатки штампов львов на керамике, не свойственные местному искусству, но довольно широко распространенные в Согде.

Археологам удалось выявить следы присутствия здесь различных религий и показать, основываясь на материалах раскопок, высокую степень толерантности и религиозной терпимости, которая была присуща жителям средневекового Тараза. Полученный материал позволит установить форму диалога не только между исламом и христианством, но и другими мировыми религиями, течениями и культами того времени.

Но самое интересное – еще впереди!

Карл БАЙПАКОВ,
академик, директор Института археологии имени Маргулана,

Дмитрий ВОЯКИН,
генеральный директор ТОО «Археологическая экспертиза»

В XI-XII вв. в городе функционировал водопровод, главные улицы мостились каменными плитами. Как и раньше, когда при тюргешах Тараз выпускал бронзовые монеты, имевшие широкое хождение, монетный двор Тараза в эпоху карлуков и караханидов продолжал выпускать монеты.

Высокое развитие получили гончарное, кузнечное, медницкое и ювелирное ремесла. В процессе раскопок горизонта XI-XII веков получена уникальная коллекция керамических изделий. В большом количестве найдены фрагменты керамики, богато декорированные арабской вязью благопожелательного характера, обнаружены осколки керамической посуды с нанесенными на ее поверхность изображениями крестов. В небольшом по своим размерам раскопе, но огромном по своему значению, археологи нашли следы мирного диалога религий, концессий. Находки артефактов, несущих определенную религиозную нагрузку, говорят о том, что в данной части города на протяжении длительного периода мирно жили две религиозные общины: мусульманская и христианская. Последователи христианства, буддизма и зороастризма, согласно данным письменных источников и археологических исследований, находили защиту на благодатной земле Жетысу-Семиречья и, в частности, в Таразе.

Более ранний слой, выявленный в ходе исследований, также свидетельствует о высоком уровне развития города. В нижних слоях раскопа археологам повезло наткнуться, о чем было упомянуто выше, на остатки мощных глинобитных конструкций, которые, скорее всего, являются частью общественных либо фортификационных сооружений.

В этом же слое найдено большое количество медных монет с квадратным отверстием в центре, надписи на части из которых удалось расшифровать. Эти монеты с надписью «тюргешская теньга» имели хождение с VIII по X век. Они ходили по всей Центральной Азии, их ещё называют «долларом эпохи раннего средневековья».

Надписи на монетах располагались вкруговую, против часовой стрелки, и находились на лицевой стороне монеты. Все надписи выполнены согдийским курсивным письмом, и их можно разделить на две группы. На одних четко читается: «β`γΥtwrk´šγ´γ´nPnΥ», что дословно переводится как «монета божественного кагана Тюргешей». На других — четыре слова: «γw´t´w w´γSwt´w ΥPnΥ» — «монета правителя Вагсутава». Последняя расшифрованная надпись имеет особое значение, так как монеты с именами Вагсутава (Вахшутава) и Инал-Тегина, по мнению большинства исследователей, выпускались именно в Таразе, и это говорит о существовании здесь мощного центра монетного производства.

На обратной стороне всех монет, за исключением одной, помещена тамга тюргешей. Следует отметить находку монеты, где на обратной стороне, помимо тюргешской тамги, снизу от квадратного отверстия помещен китайский иероглиф, который заимствован с монет династии Тан и, соответственно, псевдотанских монет и сопровождает на китайских монетах их наименование или значение «ходячая монета».

Наличие на тюргешских монетах китайских иероглифов и надписей, выполненных согдийским письмом, не должно вызывать удивление. Огромное экономическое и политическое влияние Китая на земли, расположенные вдоль Великого Шелкового пути, несомненно, потому вполне закономерно, что население многих регионов Средней Азии и Казахстана стало постепенно привыкать к бронзовым цянам — оригинальным китайским монетам с квадратным отверстием в центре и четырьмя иероглифами «кайюань танбао» — «ходячая монета начала правления».

Большое количество найденных в раскопе монет этого времени еще раз подтверждает факт о функционировании Тараза как мощного экономического центра и места монетного производства в Тюргешском каганате.

 

В Таразе много строили, в частности, бани. В ходе исследований 2011 года была раскопана часть бани-хаммам XI-XII вв. с прекрасно сохранившейся подпольной системой отопления и подачи воды. Эта баня полностью соответствует канонам строительства такого рода сооружений, получивших свое широчайшее распространение на территории всего «арабского» Востока — от Африканского континента и Ближнего Востока до Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Баня в восточном городе по праву занимала в ряду общественных сооружений видное место и после мечети была самым посещаемым местом. Академик И. А. Орбели писал: «Баня на Кавказе, как и на всем Востоке, — предмет особой заботы и градоправителя, и цеховых организаций, и отдельного богача, устроившего баню для себя и для своих друзей. Потому что баня служит не только для омовения, но и для укрепления сил, поднятия упавшего настроения, для отдыха, для встречи и дружеской беседы с приятелями, для встречи и разговора о купле и продаже, о торговой сделке и для показа мастерства в шахматах или нардах».

О популярности бани в быту свидетельствуют многочисленные ее характеристики, описания банных эпизодов, перечни своеобразных правил посещения бань, сохранившиеся в средневековой литературе.

Сам факт существования бань в том или ином городе свидетельствует о высоком уровне благоустройства. Известно, что искусство возведения бань — одно из наиболее статичных направлений зодчества. В банях столетиями сохранялись неизменными строительные приемы, технологии и архитектурные формы.

Подготовила Индира БОТАШЕВА,
Фотографии Агадила РЫСМАХАНА и Виктора БАРБАША

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»