Драматический театр

Мастера закулисья

Скрытые этапы подготовки спектакля

 

Русскому областному драматическому театру 2 марта исполнится 45 лет. Первые зрители тех лет приводят на премьеры спектаклей уже своих внуков. Репертуар театра разнообразен — от классики до мюзикла. 

 

Особые зрители

В этом сезоне 33 спектакля, многие из них детские, так как у самых благодарных зрителей нет своего театра. Взрослые также могут посетить культурное заведение, но только согласно установленному графику. 

— У нас с казахским драматическим театром одна сцена, на которую выходим попеременно. Выручают выездные спектакли. С каким нетерпением нас ждут в отдаленных селах Мойынкумского, Сарысуского, Таласского, Кордайского, Т. Рыскулова районов! Действительно, искусство не имеет национальности: на спектаклях нашего русского театра зрительный зал заполнен учащимися школ с государственным языком обучения. Первый вопрос, который они нам задают после постановки, «когда приедете еще», — рассказывает директор театра Виктория Дадаева.

Сегодня готовятся к постановке музыкального спектакля «Клочки по закоулочкам» Григория Остера. Молодые актеры в репетиционном зале познавали азы хореографии, над неумехами безобидно подшучивали.

 

Бойцы «невидимого фронта»

Взяв в руки сценарий, ни режиссер, ни актер не знают заранее, какой получится спектакль. Театр — это не только аплодисменты, выходы актеров на бис и букеты цветов от поклонников. Спектакль создают режиссеры и актеры, свою долю в творческий процесс вкладывают художники, костюмеры, портные, гримеры, осветители, рабочие сцены.

Из-за дефицита площади оба театра страдают. Главный художник Владимир Сизинцев и художник-постановщик Сергей Копылов расстелили на полу большое полотно — оформляют фоновый занавес нового спектакля, а декораторы казахского театра не первый день терпеливо ждут своей очереди.

— В тесноте, да не в обиде. Но не зря казахи говорят, что двум головам барана в одном котле тесно, — вздыхают обе стороны.

Площадь театра не рассчитана на два коллектива. В гримуборной невозможно развернуться двум актерам, такая же ситуация и в костюмерной. Но иногда общежитие — благо. В начале зимы залило комнату, так два директора вместе поднялись на крышу здания театра — искали пробоину. Течь устранили, но на стенах и потолке гримерной остались подтеки, к тому же пришлось снять люстры. Несмотря на бытовые трудности, коллектив ставит интересные спектакли.

Гример Юлия Ступина работает второй год.

— Актеры — люди импульсивные, эмоциональные, но с ними интересно. Порой капризничают, но чаще всего дают ценные советы, — говорит она.

Мастерская главного художника — пятачок. На столе стоит небольшой макет сцены, а к рабочему месту надо проходить бочком. Несмотря на «квартирный вопрос», делается все возможное для того, чтобы зритель на фоне декораций восхищался игрой актеров. Остро нуждается театр в хозяйственном дворе и отдельном цехе для изготовления декораций. Костюмы для будущего спектакля шьют по эскизам модельера театра Людмилы Ходак, а воплощают в жизнь в пошивочном цехе.

 

Радостное слово «аншлаг»

Народ в театр пошел. Прошли те времена, когда дирекция театра ходила по школам, вузам и ссузам и буквально умоляла приобрести билеты на спектакль. Несмотря на скромную цену, зрительный зал пустовал.

— Зритель «пошел в кассу», — радуется заместитель директора театра Валерия Сон. — Это значит, что народ покупает билеты в театральной кассе сам. Несмотря на то что в дни школьных зимних каникул стояли морозы, юные зрители приходили на спектакли. По тому, как ведут себя дети в зрительном зале, можно судить о школе. Ученики школ № 24 и № 31 — самые воспитанные.

С некоторых пор в театр потянулись и взрослые. На премьере спектакля «Пегий пес, бегущий краем моря», поставленного по мотивам повести Чингиза Айтматова заслуженным деятелем искусств, профессором Юрием Ханингой-Бекназаром, был аншлаг.

— Студенты сидели в зале, затаив дыхание, — такого «нашествия» артисты давно не припомнят. С приходом нового руководства в управление культуры в театре начались подвижки. Союз театральных деятелей приглашает нас на семинары, мастер-классы. Прошедший летом 2011 года семинар искусств «Art-Mix» произвел переворот. Не только актеры, но и местные режиссеры внимательно наблюдали, как выдающийся режиссер из Астаны выстраивает мизансцены, изучали метод его работы.

В Таразе намечается провести республиканский фестиваль молодых режиссеров. Выпускники Казахского национального университета искусств из Астаны будут ставить спектакли. Хорошо бы еще привлечь в труппу молодых профессиональных актеров, режиссеров, драматургов с новыми идеями и готовыми проектами.

Сауле СЕЙДАХМЕТОВА,
Виктор БАРБАШ (фото)

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»