The news is by your side.

Главное — начать. В Казахстане внедряются проекты по сортировке мусора

Урок экосознательности в гимназии № 24В Казахстане внедряются проекты по сортировке мусора

Образование большого количества отходов — одна из глобальных экологических проблем сегодня. Ежедневно сотни тонн мусора поступают на полигоны. И хотя под них выделяются огромные площади, постоянно возникают стихийные свалки, которые вредят как окружающей среде, так и здоровью населения. Места скопления отходов становятся источником распространения болезнетворных бактерий.

Снизить рост объемов отходов помогает их сортировка. Сортировке подвергаются все бытовые отходы: пластик, макулатура, алюминий, стекло, пищевые отходы, мелкая бытовая техника, а также крупные строительные отходы и отходы, содержащие в себе опасные вещества. Большая часть отходов компостируется, перерабатывается и используется повторно.

Во время прохождения преддипломной практики в центре «Содействие устойчивому развитию» (Центр СУР) в городе Алматы, мы, студенты, участвовали в демонстрационном проекте по разработке схемы рационального управления отходами в сельской местности с целью сокращения выбросов парниковых газов и предотвращения изменения климата. Проект был запущен Центром СУР при финансовой поддержке Программы малых грантов Глобального экологического фонда, реализуемой ПРООН в Казахстане. Это первый проект, направленный на внедрение практики раздельного сбора отходов в сельской местности.

Для реализации проекта выбрали село Отеген батыр в Алматинской области. На территории села установили контейнеры для раздельного сбора пластика, макулатуры, алюминия и стекла, а также контейнеры для электронных и опасных отходов.

Чтобы система сортировки отходов начала действовать, с жителями поселка заранее провели разъяснительные беседы. Им объяснили основные принципы сортировки мусора, необходимость раздельного сбора отходов. В условиях эпидемиологической ситуации в связи с коронавирусом часть информационных акций проводилась в онлайн-формате через социальные сети.

Конечно, периодически возникали сложности. Мы столкнулись с непониманием и неприятием со стороны некоторых жителей. Многие из них утверждали, что система сортировки отходов не приживется в селе и даже в городе. Именно поэтому основной упор в проекте делался на подрастающее поколение, которое более восприимчиво к нововведениям.

В рамках реализации проекта в школах села Отеген батыр проводились обучающие тренинги по раздельному сбору отходов для учеников среднего и старшего звена. Подростки, на мой взгляд, являются движущей силой в продвижении экологических идей. Они не только сами заинтересованы в экологическом проекте, но и активно призывают к этому членов своей семьи.

И наш опыт показал, что внедрение системы раздельного сбора возможно. Жители сел и городов готовы принять и внедрять в свою жизнь экопривычки. Да, формирование новых бытовых шаблонов поведения проходит не без трудностей, но здесь главное — системность и постоянное обучение. Необходимо объяснять людям и показывать на примере, как осознанное поведение в правильной утилизации мусора положительно влияет не только на окружающую среду, но и на нас самих. Подобные проекты могут иметь успех во всех областях Казахстана, причем и в городской, и сельской местности.

Центр СУР в рамках других проектов уже берет во внимание не только Алматинскую область и город Алматы, но и всю территорию Казахстана, в том числе Жамбылскую область. Так, к примеру, в начале текущего года в городе Таразе прошел круглый стол на тему «Развитие системы раздельного сбора и переработки твердых бытовых отходов» с участием местных исполнительных органов, предпринимателей, сотрудников предприятий и учителей школ. Сейчас Центр СУР активно продвигает экообразование в казахстанских школах. В Таразе тренинги по раздельному сбору отходов для учеников среднего и старшего звена регулярно проводятся в гимназии № 24.

Заинтересованность в улучшении состояния окружающей среды — один из ключевых шагов в развитии экологической культуры. Но интерес к этой теме надо культивировать, регулярно проводить беседы на тему экологии и защиты окружающей среды. И, конечно, важно обсуждать эффективность реализации государственных программ по охране окружающей среды, реализуемых госорганами.

Зарина ЛАИКОВА,
студентка 4-го курса специальности «Экология»
Университета Нархоз

Комментарии закрыты.