The news is by your side.

Городище без артефактов. Уникальных барельефов больше нет в Кулане

Уникальных барельефов больше нет в Кулане

Три месяца назад в Национальном музее Казахстана в Нур-Султане состоялась презентация-выставка «Город Кулан на стыке цивилизаций». Здесь отчет о своей работе представило ТОО «Научная реставрационная лаборатория «Остров Крым», специалистам которого удалось снять барельефы из сырой глины на городище Кулан и восстановить их. Артефакты переданы ими на вечное хранение в Национальный музей.

Напомню, городище Кулан, расположенное на северо-восточной окраине села Кулан района Т. Рыскулова входит в список памятников истории и культуры республиканского значения и в состав 33 объектов Великого Шелкового пути в Чанъань-Тянь-Шанском коридоре. В июле 2014 года городище Кулан в составе восьми археологических памятников Казахстана вошло в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Впервые о нем упоминали в письменных источниках, относящихся к первой половине VIII века. В результате раскопок, проведенных в 1936 году экспедицией Александра Бернштама, а затем в 1966 году археологами Академии наук Казахской ССР, установлено, что город жил в период c VII до начала XIII века. В 742 году в Кулане тюргешским правителем Курсулем (или Бага-тарханом) был убит последний западно-тюркский каган Ашина Синь. В 840 году до городища доходили арабские войска.

На территории Кулана расположены десятки холмов, являющиеся остатками замков и усадеб. Некоторые из холмов раскопаны.

Во время археологических раскопок было полностью раскрыто центральное сооружение, имевшее «гребенчатую» планировку, характерную для раннесредневековых замков Средней Азии и Казахстана. Замок состоял из семи помещений, сообщавшихся узкими арочными проходами. Шесть из них имели коридорообразную форму.

Особый интерес представляет собой холм, расположенный в 1,5 километра юго-восточнее центральных развалин. По мнению исследователей, постройка являлась загородным дворцом правителя Кулана. В одном из парадных замков дворца стены из сырцового кирпича сохранились на высоту почти до трех метров.

Стены центрального зала и входного коридора были украшены резной штукатуркой. Ее орнаментальные полосы заполнены медальонными композициями-розетками с изображением солнца (всего зафиксировано 32 розетки). Полосы розеток дополнены цветочными бутонами, листьями и гроздьями винограда, зубчатыми мерлонами. Во втором помещении на стенах были вырезаны граффити поверх несохранившихся росписей. На юго-западной стене изображены правитель и правительница, воин и семь антропоморфных персонажей. На северо-восточной стене изображены два человека и птица.

Именно средневековое зодчество было предметом интереса археологов. Доктор исторических наук, профессор, академик Карл Байпаков (ныне покойный) говорил, что древние руины — свидетельство монументальной архитектуры эпохи тюркских каганатов и в целом построек, располагавшихся на Великом Шелковом пути. Ученый утверждал, что кулан был крупным торговым центром на Великом Шелковом пути и сыграл важную роль в развитии Западно-Тюркского каганата, Тюргешского каганата и государства Караханидов.

В 2014 году ученые из Института археологии имени Алкея Маргулана проводили здесь раскопки на территории бывшего рабада перед дворцовым комплексом. Обнаружили бронзовый казан, который датируется VII-VIII веками, хумы для хранения вина и зерна, кувшины, мастерскую по переработке винограда.

А в 2015 году в ходе раскопок, которые велись уже под эгидой Института культуры Министерства культуры и спорта Казахстана, в цитадели ранее раскопанного дворцового комплекса и были обнаружены интерьеры, сохранность которых поразила археологов. Их взорам предстали орнаментальные круги диаметром в 30 сантиметров, которые были вмонтированы в резной штук.

— Мало сказать, что объект уникальный, — это шедевр! Я был потрясен увиденным, — вспоминает генеральный директор ТОО «Археологическая экспертиза» Дмитрий Воякин. — Сохранить эти барельефы на месте было бы, по моему мнению, лучшим решением. Но это в первую очередь вопрос финансов и множества других факторов.

Вероятно, первоначально специалисты склонялись именно к такому варианту — оставить средневековую лепнину на месте и попытаться ее сохранить. Известно, что Институт культуры даже проводил работы по консервации цитадели. Но время брало свое, сырая, необожженная глина местами осыпалась, и встал вопрос о сканировании артефактов.

— Мы решили, что необходимо срочно провести такого рода работы, — говорит Дмитрий Воякин. — Карл Молдахметович Байпаков работал по какому-то гранту, и помогая ему, я взялся за организацию работ и параллельное документирование.

В 2017 году по заказу ТОО «Археологическая экспертиза» 3D- сканирование стен ритуальной комнаты цитадели средневекового городища провела компания «3 Element» из Алматы. Как рассказал технический директор ТОО «3 Element» Олег Лобах, он и его коллеги зафиксировали в 3Д-барельефы, их месторасположение.

— Мы провели сканирование трех стен комнаты (на четвертой барельеф отсутствовал), получили детальную 3Д-модель, — уточнил О. Лобах. — Поскольку барельефы были сделаны из сырой глины, отмечалось, что с момента открытия данной комнаты за год они деформировались. После того как мы это все отсканировали, барельефы были срезаны реставраторами.

Реставрацией артефактов как раз занималось ТОО «Научно-реставрационная лаборатория «Остров Крым». Руководитель компании Крым Алтынбеков говорит, что с предложением о реставрации к нему обратился Карл Байпаков. По словам К. Алтынбекова, к тому времени состояние памятника ухудшилось: глина осыпалась и местами была изъедена солью. Именно поэтому он допускает, что либо консервация была проведена некачественно, либо объект должным образом не охранялся и не защищался от внешнего воздействия.

— К собственно реставрации мы готовились несколько месяцев: отрабатывали методику на практике, корректировали ее и только потом поехали на городище снимать барельефы. Я сам непосредственно участвовал в реставрации, а она заняла почти два с половиной года. Больших трудов стоило избежать потерь, когда снимали барельефы, очищали их от соли, восстанавливали и укрепляли на панели перед передачей в Национальный музей, — говорит Крым Алтынбеков.

Что ж, наверное, остается только радоваться тому, что уникальные экспонаты — наследие средневековых скульп­торов — удалось сберечь хотя бы таким образом. Правда, увидеть их здесь, на священной земле Кулана, или же восхитить заезжих туристов уже не удастся. Придется ехать в столицу в Национальный музей.

Гульжан АСАНОВА,
фото из открытых источников
и со страницы ТОО «3 Element»
в сети Facebook

Комментарии закрыты.