The news is by your side.

Инвестиции в будущее

Аскар АБДУАЛЫ, доктор исторических наук, профессор, первый проректор Таразского государственного университета имени М. Х. Дулати

Человеческий капитал ключевой фактор экономики

Опыт развитых стран мира наглядно демонстрирует: благодаря проведению государственной политики реформ и долгосрочных инвестиций в систему образования можно достигнуть значительного качественного повышения уровня жизни нации, заложить интеллектуальную (научно-техническую и технологическую) основу промышленного рывка, отвечающего требованиям постиндустриального мира. Поэтому курс на улучшение человеческого капитала, определенный Президентом страны в Послании народу «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», является залогом устойчивого развития Казахстана на длительную перспективу. 

Определяющим фактором качества человеческого капитала выступает образование. В данной сфере за годы независимости произошли существенные преобразования. Это и обучение по программе «Болашак», и открытие Назарбаев Интеллектуальных школ, и приведение структуры образования в соответствие с международной классификацией, и внедрение трехуровневой подготовки специалистов. В этой связи стоит упомянуть о вхождении в европейское образовательное пространство, присоединении к Болонскому процессу, международной академической и научной мобильности, проведении процедуры аккредитации вузов. На достижение нового качества образования на всех уровнях подготовки направлена и Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2016 — 2019 годы.

Пока же высшее образование в республике практически оторвано от реального сектора экономики. По этой причине, следуя опыту ведущих стран, казахстанским вузам следует формировать внебюджетные источники финансирования за счет исследований, коммерциализации учебных и научных разработок. Для этого необходимо установить тесные связи вузов с предпринимательским сектором и различными фондами, а также повысить мотивацию преподавателей к исследовательскому труду.

В некоторых вузах страны функционируют академические советы по определению содержания их образовательных программ. Тем не менее влияние работодателей на принятие государственных стандартов образования и формирование содержания учебных планов остается минимальным.

В подготовке квалифицированного специалиста большую роль играет производственная практика. Но не всегда зарубежные и отечественные компании охотно принимают студентов на практику и, ссылаясь на коммерческую тайну, отказывают им в получении материалов и цифровых данных, которые необходимы для подготовки дипломных работ, диссертаций, отчетов. В решение данного вопроса должно включиться государство и создать законодательную базу для определения студентов на практику.

Решить основную проблему современного профессионального образования — разрыв между теорией и практикой — позволяет использование дуальной системы подготовки специалистов. Путем интеграции теоретического обучения в вузе и получения практических навыков в компаниях достигаются необходимые для студентов компетенции.

Устойчивый рост экономики возможен при сбалансированности спроса и предложения на рынке труда. По этой причине уполномоченные органы должны составлять прогнозы потребностей в трудовых ресурсах, что позволит сократить затраты на их воспроизводство, а значит, снизить потери национального богатства.

Ясно, что объективную оценку качества образования выпускников могут дать только работодатели. В перспективе в Казахстане будет проводиться независимая оценка квалификации молодых специалистов со стороны работодателей путем создания отраслевых ассоциаций и центров. По оценкам экспертов, страны, в которых производится оценка соответствия выпускников квалификационным требованиям и профессиональным стандартам, развиваются высокими темпами. Например, Южная Корея совершила технологический прорыв, увеличив объем ВВП более чем в 100 раз, после того как был принят закон «О Национальной системе технических квалификаций».

Эффективное использование принципов Болонского процесса, дальнейшее развитие академической мобильности позволят значительно улучшить качественную составляющую казахстанского высшего образования.

Одним из основных направлений политики в сфере образования является формирование высокопрофессионального, востребованного на рынке труда, инновационно мыслящего и конкурентоспособного специалиста. Поэтому отличительной особенностью учебных программ нынешнего времени должна быть нацеленность на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информационных ресурсов.

Важную роль в определении приоритетов по формированию инновационной экономики могут сыграть финансовые средства, выделяемые государством на высшее образование, научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность. Так, в 2016 году общая сумма расходов на образование в Казахстане составила 1653,3 миллиарда тенге, или 3,7 процента от ВВП. Причем доля расходов на высшее образование составила около 0,7 процента, хотя за последние десять лет государственные инвестиции в образовательные процессы увеличились в 5,2 раза. В среднем же по странам Организации экономического сотрудничества и развития расходы, связанные только с научными изысканиями, составляют 3 процента от ВВП. Создание новых высокотехнологических отраслей экономики в Казахстане потребует роста финансирования науки до уровня не ниже 3 процентов от ВВП.

В перспективе предстоит сделать немало для качественного роста человеческого капитала: планомерно приступать к постепенному переходу ведущих университетов к академической и управленческой автономии; провести институциональные преобразования и модернизировать отрасли, формирующие развитие человеческого капитала, разработать эффективные механизмы повышения качества образовательных услуг, а также эффективно управлять рынком труда.

При определении собственных приоритетов Таразский государственный университет имени М. Х. Дулати как региональный многопрофильный вуз опирается на основные положения стратегии развития государства. Цель нашего вуза — создание элитной научно-интеллектуальной и информационно-культурной среды в регионе, способствующей его всемерному экономическому росту и процветанию.

Университет, обладая мощным научным и инновационным потенциалом, поддерживает стратегические инициативы Главы государства по внедрению элементов четвертой промышленной революции — автоматизации, роботизации, искусственного интеллекта, обмена «большими данными» и других.

ТарГУ активно участвует в процессах внешней академической мобильности, совместно с работодателями разрабатывает модульные образовательные программы на основе профессиональных стандартов и национальной рамки квалификации. Реализуя поставленные цели, вуз привлекает к процессу обучения представителей бизнес-структур и государственного сектора экономики, создает и модернизирует учебно-лабораторную базу с учетом новейших достижений науки. Все эти шаги положительно отражаются на подготовке востребованных специалистов, отвечающих требованиям современной экономики.

Сегодня основным трендом развития вузовской науки в мире является переориентация вуза на получение конкретного коммерческого результата по итогам научных исследований, что положительно влияет на конкурентоспособность вуза в целом, для чего на базе университетов необходимо создавать соответствующие инновационные структуры, бизнес-инкубаторы, управляющие портфелем интеллектуальной собственности.

Научные учреждения и научные кадры в Казахстане имеют серьезный потенциал и служат основой для наукоемкой индустрии, что соответствует основным направлениям Послания Президента «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». Для этого необходима тесная связь между наукой и промышленностью, причем задачи ученым должен ставить реальный сектор экономики.

Аскар АБДУАЛЫ,
доктор исторических наук, профессор,
первый проректор Таразского государственного университета имени М. Х. Дулати

Комментарии закрыты.