The news is by your side.

Исторический квест

Раскопки в городище Георгиевск, который находится в аварийном состоянии, осложняются строительством рядом с ним частных домов.

Загадки аулиеатинской земли

Экспедиция ТарГУ имени М. Х. Дулати «Әулие ата — киелі мекен» позволила определить, насколько хорошо мы знаем свою малую родину и достаточно ли ответственно относимся к наследию предков. Результатом исследований ученых и студентов стала одноименная книга на казахском языке, которая вобрала в себя множество малоизвестных историй о сакральных местах жамбылской земли. 

Протоптали тропу

Меркенская пещера давно окутана легендами. Ее происхождение датируется V — ІV веками до нашей эры. Историки и краеведы предполагают, что она, скорее всего, имеет рукотворное происхождение, так как вход, стены и потолок достаточно ровные. Во-первых, вызывает вопросы глубина пещеры — почти 100 метров. Во-вторых, она имеет шесть парных параллельных ответвлений с нишами для светильников на стенах. В-третьих, в конце пещеры есть небольшой каменный стол. И здесь начинается мифотворчество наших современников. Правда, поводов для разгула фантазии хоть отбавляй. Краевед Балтабек Умирьяев выдвинул теорию о том, что пещера — это искусственное сооружение культового назначения христиан-несторианцев. На эту мысль его натолкнул план пещеры, напоминающий христианский крест. Другие же считают пещеру убежищем, где во время войн прятались женщины и дети.

Однако члены экспедиции придерживаются более практичной версии — наши предки добывали здесь железную руду. Сейчас пещера пользуется популярностью у многих туристов. Она находится на довольно большой высоте, но туда уже многие поднимались, и в результате появилась тропинка, ведущая к пещере.

Следы пророка

Кордайская земля таит в себе не меньше тайн. В особенности скала Аулие шокы (Святой холм). На вершине этой скалы есть камень, на котором, согласно сказаниям, остались следы от колен и ладоней пророка Мухаммеда. В народе говорят, что в этих местах он когда-то останавливался на ночлег. На вершине также есть длинный кол, глубоко вбитый прямо в камень. Кто-то привязал к нему большой белый кусок ткани, который развевается на ветру, как белый флаг. Для чего вбили этот кол, непонятно. Вполне возможно, он служит громоотводом.

Говорят, что с древних времен с помощью Аулие шокы народ предсказывал погоду. Например, если над скалой собираются тучи, то обязательно в соседних селах начинается сильный дождь.

Как и в случае с другими святыми местами, сюда приходят люди, чтобы попросить благословения. Например, женщины, страдающие бесплодием, поднимаются на вершину скалы и читают молитву, чтобы здешние духи наделили их потомством.

Скала эта может иметь большую историческую ценность, поскольку, говорят, у ее подножия погиб от рук кыргызских воинов последний казахский хан Кенесары Касымов. А недалеко от Аулие шокы есть могилы 12 батыров.

Ну а чабаны издревле наблюдали с холма за своими стадами. Скала довольно высокая, с нее видны все близлежащие населенные пункты, даже кыргызские.

Место силы

Если верить гипотезе, что раньше на Севере нашей планеты был тропический климат и водились теплолюбивые животные, то вполне правдоподобно звучит легенда о месте Жолбарыс қамалған, что в Сарысуском районе. На русский язык название можно перевести как «засада на тигра».

Легенда уносит нас во времена, когда Александр Македонский совершал свой знаменитый поход на Восток. В тот период он вместе со своей армией, вооруженной до зубов, пытался завоевать земли саков. Местные жители оказали ему мощное сопротивление. Горы, степи, реки стали для армии Македонского неприступными крепостями. Тогда Македонский собрал своих советников, чтобы обсудить дальнейший ход войны. Они ему рассказали о том, что в этих местах есть два красных тигра. Якобы эти хищники являются хозяевами местного народа, и если их поймать, то сила народа исчезнет, и он перестанет сопротивляться. Македонский отдал приказ войскам поймать тигров. Днями и ночами они искали хищников и, наконец, обнаружили их в Каратау. То место было окружено высокими горами, а дорога, по которой можно выйти, всего одна. Войска загородили ее большими камнями. Несмотря на это, попытки поймать тигров оказались безрезультатными. Македонский, поняв, что у него ничего не получится, отступил. А тигры так и остались в Каратауских горах.

На грани исчезновения

Говоря о легендарных и сакральных местах нашей области, нельзя обойти стороной вопрос с их охраной. Так, в Меркенском районе неоднократно пытались украсть балбалов. Не повезло и знаменитому городищу Георгиевск, которое разрушили местные жители.

Согласно проекту «Сакральная география Казахстана» городище Георгиевск включено в туристический маршрут по району. Непонятно, на что рассчитывают составители маршрута, так как разглядеть в остатках этого объекта можно немного. По словам археологов, 90 процентов культурного слоя испорчено. Согласно нормам охраны историко-культурных памятников Георгиевск находится в аварийном состоянии.

В письменных документах не упоминается, как выглядело городище. Известно лишь, что оно было одним из пунктов Великого Шелкового пути. Поэтому его восстановление — задача очень сложная.

Сейчас на этом месте работает археологическая экспедиция Казахского национального университета имени аль-Фараби.

Керамическая посуда, найденная в ходе раскопок, датируется VІІ веком. Но время основания городища археологи пока определить не могут. Впервые в этом месте вел раскопки профессор Мадияр Елеуов в 1980 году. В то время еще сохранялось 50 процентов городища. Профессор отмечает, что в 1930 году в окрестностях этого объекта был кирпичный завод. Сырье, то есть глину, брали прямо из городища.

Сегодня специалисты высказывают опасения, что объект может вообще исчезнуть из-за интенсивного индивидуального жилищного строительства, развернувшегося поблизости. Между тем, согласно Закону РК «Об охpане и использовании объектов истоpико-культуpного наследия», строительство жилья и объектов производственного назначения запрещено на расстоянии ближе чем 100 метров к историческому памятнику. Но частные коттеджи все же тесно соседствуют с древним городищем. Археологи считают, что необходимо остановить этот процесс и создать зону охраны памятников, внести их в карту области. Но проблема не решается.

Темирлан КУСПАЕВ

Комментарии закрыты.