The news is by your side.

Из глубины веков. День весеннего равноденствия у талышей

День весеннего равноденствия у талышей

Праздник Наурыз имеет историческое значение для всех казахстанцев. Один из таких этносов, о котором большинство из нас мало что знает, — талыши.

Численность талышей в Казахстане — 132 человека (по данным переписи 2009 года). В основном они проживают в Шуском районе Жамбылской области.

Талыши — потомки древнего коренного населения Кавказа. В начале XIX века Талышское ханство (основано в XVII веке) вошло в состав Российской империи. Талышский язык относится к иранской языковой группе (северо-западная подгруппа, тати-талышское ответвление) индоевропейской семьи языков.

Навруз считается главным праздником талышского народного календаря. Он приходится на ночь накануне весеннего равноденствия.

В современной культуре талышей Навруз представляет собой комплексный праздник, отмечать который начинают за несколько недель до нового года. На последний месяц зимы (21 февраля — 21 марта по григорианскому календарю), имеющий у талышей различные названия (тайа зымыстон, сийо зымыстон, тайа манг, лик-лика, чили-пил), выпадает подготовка к празднику. Особое значение имеют последние в году среды, посвященные одной из стихий: ветру (воздуху), земле, огню, воде. Однако сегодня талыши отмечают лишь две последние среды года. Причем предпоследняя среда года, праздник Кана куль (старый куль) или Ха куль (ослиный куль), находится уже на грани исчезновения. Последняя же среда года, Тожа куль (новый куль) все еще пышно отмечается.

Праздничные даты народного календаря талышей чаще всего разделяются на два события: ида руж (день праздника), или просто ид (праздник), и ида шав (ночь праздника). Ида шав в ночь накануне праздника часто является более значимым, нежели ида руж. Так, например, основное празднование Тожа куль приходится на Кула шав (ночь накануне).

В ночь перед Кана куль обычно накрывали праздничный стол, за которым собиралась вся семья. На следующий день детям стригли волосы, чтобы они хорошо росли. Также немного волос состригали с гривы осла.

В доме и дворе проводят полную уборку. Днем талыши посещают кладбище и читают молитвы, поминая усопших. А когда стемнеет, начинаются праздничные гуляния. Последовательно зажигаются семь небольших костров, от меньшего к большему, через которые люди прыгают, приговаривая различные слова: «Кули-кули, среда, горести и беды — в старые годы!»; «Моя боль головы, моя болезнь глаз, моя болезнь ног (и любые другие болезни, которые есть в организме человека, участвующего в обряде) пусть останутся в старом году, и я легким (то есть чистым, без болезней) перейду в новый год»; «Это ночь куль, ночь субботы, ночь пятницы, дорогая, как я сам, ночь. Наши болезни, горести и беды пусть упадут, сгорят здесь»; «Горесть и беда сгорите, сгорите, за семью мирами сгорите, сгорите».

Этот обряд, как можно заметить, носит характер обряда очищения огнем. После него дети отправляются на пустое поле за село, где бросают в воздух факелы (гонга или вашапос). Старшие женщины каждого дома поджигают на блюдце руту и обдают дымом членов семьи, приговаривая: «Пусть с дымом руты изыдут все болезни, что есть в твоем организме, пусть твои болезни сгорят в этой горящей руте». В этот вечер люди загадывают желания и гадают.

После гуляний вся семья собирается за праздничным столом. На столе семь блюд, среди которых обязательными являются пыло (плов), лавангина мой (фаршированная рыба), чеснок (символ достатка), зелень (символ пробуждения природы). Отдельно стоит сказать, что на Кула шав в талышской кухне есть особый вид тора (омлет с зеленью): чагатега тора (талыш. тора из лопуха). Также на праздничном столе должны быть самани (проросшая пшеница), свечи (по одной на каждого члена праздничного стола или семь свечей) и сладости (чангури, хавло, зеран, кылча, гандакука, джыракука, локу). В отдельную посуду с праздничного стола собирают плов и различные сладости, которые дети относят сосватанной невесте (если она есть), замужним дочерям дома, а также братьям и сестрам родителей. Взамен последние наполняют посуду сладостями или деньгами. Ночью после ужина дети идут бросать кышти соседям (своего рода колядование).

Наутро еще до рассвета молодые девушки дома берут свои кувшины и идут к роднику, где они умывают лица, пьют «новую» воду, наполняют ею кувшины, переходят через проточную воду (будь то родник или река), таким образом, проходя обряд очищения водой. Часть принесенной в кувшинах воды старшая женщина дома разливает по двору, другую — брызгают в спящих детей и говорят «растите!», а третью — оставляют в доме до следующего праздника. Матери с утра берут палку, нож или топор и шутливо припугивают детей и говорят «будешь послушным?», «будешь хорошо себя вести?». Также взрослые запугивают деревья топором, говоря им «приносите фрукты!».

С деревьями связан и другой обряд: люди подходят к ним и говорят «пусть твоя молодость, зеленость перейдут ко мне, а мои горести и беды — к тебе».

В этот день девушки продолжают гадания по поводу замужества и материнства. Становясь спиной к двери, бросают к ней обувь: если носок смотрит в сторону двери, значит, выйдут замуж. По другой традиции, девушки кладут по одному яйцу в тану (традиционная глиняная печь), а с двух его сторон — черный и красный карандаши. Через некоторое время проверяют, какой карандаш какого яйца коснулся: красный — к исполнению желания, черный — к неисполнению.

По завершении периодов и обрядов, 21 марта отмечается праздник прихода весны Навруз — Новый год. В этот день все навещают родственников и поздравляют друг друга.

Айгуль МАХМУДОВА

Комментарии закрыты.