The news is by your side.

Камни заговорили

Наскальные рисунки свидетельствуют о степной цивилизации

В 2004 году петроглифы Тамгалы были номинированы в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО по  критерию «Исключительное свидетельство исчезнувшей степной цивилизации, важными характерными чертами которой были чрезвычайно высокая степень адаптивности к окружающей среде, гармония с природой и экологически безвредное использование природного ландшафта». В выставочном зале областного историко-краеведческого музея состоялась однодневная выставка самого большого и изученного собрания петроглифов Казахстана и других экспонатов заповедника-музея Тамгалы. 

Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник Тамгалы находится в Жамбылском районе Алматинской области, в 170 километрах от Алматы. Основан он в 2003 году. Так что у него нынче десятилетний юбилей. Особенность музея-заповедника в том, что в 2004 году он был включен в список культурного наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Таким образом, было признано, что петроглифы Тамгалы представляют ценность для всего человечества.

— Цель экспозиции — познакомить жителей Жамбылской области с культурным наследием наших предков, — говорит заместитель директора музея-заповедника Алмас Сарбасов. — Большая часть экскурсий проходит в центральной части заповедника. Там в основном находятся петроглифы, датируемые от XII века до нашей эры (эпоха бронзы) и вплоть до XX века нашей эры.

По словам Алмаса Сарбасова, из привезенных экспонатов самые древние — это пять кувшинов XII века. Они были обнаружены в могильниках Тамгалы. В экспозиции представлены оригинальные камни с петроглифами эпохи бронзы.

— Для этого времени характерен выбор большого пространства для рисунков, — говорит жамбылский гость. — Есть рисунок быка, который размещен на каменном «полотне» почти в метр высотой. В бронзовом веке изображения выбивали камнями, позже — более совершенными орудиями труда. На скалах можно увидеть петроглифы людей, роженицу, стельную корову, оленя и других животных. В центральной части святилища изображено семь солярных божеств. Здесь в древности люди делали жертвоприношения богам, поклонялись Солнцу. В железный век (сакское время) рисовали конных воинов со знаменами, лучников.

— Выставка петроглифов — это одно из самых заметных мероприятий в культурной жизни нашей области, — считает директор заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Такен Молдакынов. — В Казахстане около 45 тысяч памятников истории и культуры. Из них только два включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО: мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Южно-Казахстанской области, и заповедные места Тамгалы. Петроглифы обнаружены в ареале обитания тюркского этноса. Это чудо художественного мышления человека. На камнях изображается быт человека — от сцен повседневной трудовой деятельности и вплоть до интимных. Особое значение в петроглифах отводится Солнцу, потому что существовало тенгрианство — один из первых зачатков духовно-религиозной системы. К слову, это единственная религия, не имеющая своего пророка, посредника.

Такен Молдакынов полагает, что тюркский этнос заложил основу всего художественного творчества континента, потому что в других его частях очень мало встречается таких рисунков.

— Значит, это одна их первых его форм, — делает он вывод. — Развитие художественного творчества запрещалось в VII — VIII веках в связи с мусульманской традицией избегать изображений. В это время другие страны ушли очень далеко. Достаточно вспомнить великие художественные творения в эпоху Возрождения XV — XVI веков, отличительными чертами которых были светский характер и антропоцентризм, то есть интерес в первую очередь к человеку и его деятельности.

Тем не менее петроглифы появлялись и во времена, когда это не поощрялось. Более подробно проследить за процессом их эволюции можно, посетив музей-заповедник под открытым небом в Тамгалы.

 Елена ЕФИМОВА

Комментарии закрыты.