The news is by your side.

Культурные легенды

С шедеврами национального искусства можно ознакомиться онлайн

Чтобы посетить художественную галерею «Kulanshi ArtCenter» во Дворце Мира и Согласия, сегодня не обязательно ехать в Нур-Султан. С недавних пор можно увидеть произведения знаменитых казахстанских художников и скульпторов в онлайн-режиме на новом сайте галереи, а также на ее страничках в социальных сетях.

В частности, в экспозиции «Легенды» участвуют четыре художника — Абдрашит Сыдыханов, Сабур Мамбеев, Сагынтай Алимбет и Галым Каржасов. Разные судьбы, разные периоды, разные техники: совсем не похожие стили художественного письма, но глубокая привязанность к корням, уважение и интерес к истории своего народа, поиск новых форм и техник в искусстве делают эту выставку цельным и понятным срезом развития казахской живописи предыдущего столетия.

Абдрашит Сыдыханов был не просто живописцем, хотя его выставки прошли в Польше, Румынии, Италии, Франции и даже в Капитолии (Вашингтон, США), где за 200 с лишним лет не выставлялись произведения ни одного художника. Он работал на «Казахфильме» художником-постановщиком еще при жизни Шакена Айманова, а его произведения находятся сегодня не только в частных коллекциях, но и во многих известных музеях мира, например, в Третьяковской галерее. Не случайно все его картины являются гордостью национального изобразительного искусства Казахстана.

Сабура Мамбеева многие ценители прекрасного почитают как основателя национальной школы живописи. В его картины можно всматриваться часами, а возвращаясь к ним чуть позже, находить ранее не­уловимые смыслы. Сам мастер объяснял этот феномен просто: «Художник — это тот, кто видит вещи не такими, каковы они, а такими, каков он сам». Потому все его творчество — от ранних работ и до зрелого периода — отмечено бесконечной работой над формой, которая становилась аккордом ко всем тончайшим движениям его чувств и мыслей. Он сам определял свою позицию как поиск единства, формы, цвета и пространства, которые должны найти гармонию, даже особую тональность осмысляемого образа. Но именно интерес Мамбеева к человеку, природе и жизни казахской семьи, сохраняющей традиции предков, наполнял всю его жизнь поисками этой особой формы, совершенной композиции, точных цветовых сочетаний, которые, не копируя натуру, говорили о ней больше, чем она сама.

Произведения мастера из Актобе Сагынтая Алимбетова тоже повествуют об истории жизненного уклада казахов, о культуре и традициях предков, но уже в другом ключе. Работы художника многогранны и не укладываются в рамки привычных направлений изобразительного искусства. Одни картины полны реализма, другие — футуристичные, с элементами символизма. Но все они тесно перекликаются с историей, мифами и сказаниями казахского народа. При этом их объединяет неповторимый стиль автора, выраженный в необычных цветовых решениях.

И конечно же, нельзя не рассказать о творческом наследии Галыма Каржасова, которое и сейчас затрагивает в душах людей самые чувствительные струны. Ему была присуща способность абстрагироваться, воплощая на полотне не только образы, но и мысли. Он всегда находился в поиске истины, постоянно экспериментировал. Его работы полны недосказанности, кажутся незавершенными и одновременно являются эталоном цельности. Это привлекает к картинам Галыма Каржасова каждого зрителя, который обязательно находит что-то особенное для себя. И что самое ценное, художник прекрасно знал историю родного народа, был тонким знатоком генеалогии казахских родов.

Подготовила
Лариса РУБЦОВА

Комментарии закрыты.