The news is by your side.

Легко соблазнить. В инспекции транспортного контроля уровень рисков вызывает опасения

В инспекции транспортного контроля уровень рисков вызывает опасения

Департамент Агентства РК по Жамбылской области провел внешний анализ коррупционных рисков в деятельности областной инспекции транспортного контроля и выявил факторы, которые могут способствовать незаконным действиям.

Ежегодно количество маломерных судов в регионе увеличивается, но их регистрация не производится. По неофициальным данным, в области имеются около тысячи маломерных судов, которые используются в целях рыболовства. Однако законом не предусмотрена государственная регистрация маломерного судна массой до двухсот килограммов включительно.

Между тем регистрация маломерных судов обеспечила бы отслеживание за их перемещением и создала бы условия для безопасности судоходства, защиты жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды.

— В целях недопущения незаконного рыболовства и браконьерства, а также предупреждения коррупционных рисков при проведении проверок сотрудниками уполномоченных органов регистрацию должны проходить все самоходные маломерные суда, независимо от массы судна и мощности двигателя (за исключением надувных лодок). В связи с чем предлагаем внести предложение в вышестоящий орган о внесении изменений в соответствующие нормативно-правовые акты в части обязательной регистрации самоходных маломерных судов, независимо от массы судна и мощности двигателя (за исключением надувных лодок), — отмечает Даурен Омаров, руководитель управления превенции департамента Агентства РК по противодействию коррупции.

* * *

В ходе изучения контрольных мероприятий в сфере водного транспорта установлено, что за 2019-2021 годы плановые проверки и профилактический контроль с посещением объекта не проводились.

Навигационным в Жамбылской области является период с 15 апреля по 15 ноября каждого года. Однако, согласно представленным данным, контрольные мероприятия инспекция транспортного контроля проводит только летом, с июля по август.

— К примеру, в 2021 году выездные мероприятия осуществлялись лишь на протяжении 45 дней, тогда как навигационный период составляет 240 дней. Так что контрольные мероприятия в сфере водного транспорта осуществляются ненадлежащим образом. Инспекция, ссылаясь на отсутствие материальной оснащенности сотрудников (судов, обмундирования, видеожетонов, весов, измеряющих маломерные суда весом более 200 килограммов), работу по обеспечению безопасности судоходства не проводила, — отмечает представитель Антикоррупционной службы области.

* * *

На территории области числятся три передвижных поста транспортного контроля, при этом они не укомплектованы в полном объеме. На этих постах отсутствуют оборудование для считывания информации с тахографа и телевизионная система видеонаблюдения.

— Это обстоятельство ведет не только к отсутствию фактического конт­роля со стороны руководства инспекции и комитета транспортного контроля за действиями сотрудников передвижных постов, но и к отсутствию фактического учета количества проверенных и произведенных измерений на мобильных весах транспортных средств. Возникают риски для увода от ответственности должностных лиц и оказания неправомерного предпочтения отдельным перевозчикам, — говорит Даурен Омаров.

Более того, в ходе изучения записей видеожетонов установлено, что запись ведется формально и не отражает действительной работы передвижных пунктов контроля.

— Анализ работы пункта контроля на перевале Куюк в 30 километрах от города Тараза показал, что место для взвешивания грузов приспособлено под измерение весами марки МП8200 30 тонн на ось на бетонированном участке протяженностью примерно 30 метров. Расположено оно в отдаленности от трассы примерно на расстоянии 10 метров. Согласно пункту 17 Правил работы постов, проведение транспортного контроля сотрудником обеспечивается в следующем порядке: он останавливает транспортное средство; включает видеожетон; незамедлительно подходит и представляется; запрашивает данные водителя и сведения на груз; осматривает наличие тахографа и иных предметов осмотра; считывает информацию с тахографа; передает документы сотруднику, находящемуся в салоне передвижного поста контроля; проводит измерение весовых и габаритных показателей. Между тем изучение записей с видеожетонов показало, что практически все записи начинаются с момента заезда транспортных средств уже на специально отведенный участок в 10 метрах от трассы. Из этого следует, что транспортные средства останавливают на трассе заранее и только после этого осуществляется запись уже на специальном участке. Ввиду отсутствия записей телевизионными системами видеонаблюдения создаются все условия для возникновения коррупционных правонарушений в виде непривлечения к административной ответственности за перегруз перевозчиков за определенное вознаграждение сотрудникам поста, — отмечает представитель Антикоррупционной службы.

Кроме того, в некоторых записях отсутствуют итоговые показатели результатов взвешиваний, то есть нет возможности установить факт перегруза. Отсутствуют также моменты оформления административных протоколов, тем самым не обеспечена полнота записи всего процесса.

* * *

Установлены также факты систематического увода от ответственности виновных лиц. Изучение применяемых инспекцией статей показало, что из статьи 571, части 6 КоАП РК (проезд тяжеловесных автотранспортных средств с превышением весовых параметров, в том числе фиксируемый с использованием специальных автоматизированных измерительных средств, а равно без специального разрешения) вытекают еще две статьи кодекса. То есть при наличии товарно-транспортных накладных, в которых указаны реквизиты грузоотправителя, инспекция должна принять меры по привлечению грузоотправителей по статье 571 часть 9 КоАП РК (превышение грузоотправителем допустимых весовых параметров свыше одной тонны и (или) габаритных параметров, установленных законодательством Республики Казахстан, в процессе загрузки автотранспортного средства). А при отсутствии накладных в отношении перевозчика применяется статья 571, часть 1 КоАП РК (непредставление перевозчиком товарно-транспортных накаладных (акта замера или взвешивания), путевого листа при осуществлении перевозок автомобильным транспортом).

Таким образом, при установлении инспекцией факта перегруза и привлечения к административной ответственности по статье 571, части 6 КоАП РК должна применяться и одна из вышеперечисленных статей.

Изучение административных протоколов показало, что в 2021 году по 34 административным материалам сотрудники инспекции не приняли мер по привлечению нарушителей по указанным статьям, тем самым увели виновных от ответственности.

Вследствие коррупционного риска, связанного с ненадлежащим выполнением своих функциональных обязанностей сотрудниками инспекции, допущено 34 факта увода от ответственности физических и юридических лиц на общую сумму 2246090 тенге.

* * *

Изучена также деятельность инспекции по контролю операторов технического осмотра. По сведениям департамента полиции, в 2021 году количество ДТП по сравнению с 2020 годом увеличилось на 28,1 процента с ростом количества погибших на 22,4 процента. За нарушение правил эксплуатации транспортных средств, а именно частей 5, 6 и 7 статьи 590 КоАП РК (управление транспортными средствами, не отвечающими требованиям технических регламентов, национальных стандартов, при наличии неисправностей или условий, когда запрещается эксплуатация транспортных средств, управление транспортными средствами, имеющими неисправности и переоборудованными без соответствующего разрешения) в 2019 году были привлечены к ответственности 6282 человека, в 2020 году — 5779, в 2021 году — 6660.

Как показывают статданные, в области ежегодно увеличиваются количество дорожно-транспортных происшествий и число лиц, управляющих неисправными автотранспортными средствами.

За последние три года инспекция транспортного контроля не проводила плановые проверки, проверки по заявлениям и профилактический контроль. Проводились лишь конт­рольные мероприятия без посещения субъекта (объекта) контроля.

При изучении диагностических карт операторов технического осмотра посредством единой информационной системы установлено, что путем корректировки фотографий транспортных средств были составлены фиктивные диагностические карты.

Так, оператор ИП «D» за девять месяцев 2021 года выдал 6378 диагностических карт с положительным заключением. Несмотря на то, что стационарная линия технического осмотра дислоцирована на территории Жамбылской области, положительные результаты технических осмотров в большом количестве получены автотранспортом из других регионов. К примеру, город Нур-Султан выдал 2909 результатов, город Алматы — 429, Акмолинская область — 875, Актюбинская — 35, Алматинская — 327, Атырауская — 148, ЗКО — 13, Жамбылская — 198, Карагандинская — 399, Костанайская —
39, Кызылординская — 37, Мангистауская — 9, Туркестанская —
167, Павлодарская — 499, Северо-Казахстанская — 60, Восточно-Казахстанская — 89, город Шымкент —
69.

При изучении диагностических карт оператора ИП «D» посредством единой информационной системы установлены признаки подделки. К примеру, ИП «D» выдана диагностическая карта технического осмотра собственнику прицепа за госномером 89 AKA 01 1998 года выпуска, однако на кузове автотранспортного средства нанесен госномер 07 88 НС. И на снимке отчетливо видны признаки изменения госномера путем корректировки программой «Фотошоп». А инспекторы транспортного контроля игнорировали подделанные фотошопом документы.

Указанные факты не единичны, аналогично выдана диагностическая карта технического осмотра собственнику автомобиля марки CHRYSLER 300 за номером 707 HOA 01 2011 года выпуска, а на фото изображен CADILLAC Escalade.

Также выдана диагностическая карта технического осмотра собственнику авто марки Land Rover за номером 592 VTZ 03 1998 года выпуска, однако на фото изображен автомобиль марки Land Rover Range Rover Evoqu, который начал производиться только с 2011 года.

— На многих снимках диагностических карт фон помещения, где производили техосмотр, у ряда индивидуальных предпринимателей Жамбылской области один в один совпадает с помещением оператора технического осмотра Б. в городе Алматы. Очевидно, что инспекцией ненадлежащим образом осуществляются контрольные функции в сфере технического осмотра, в связи с чем недобросовестные операторы технического осмотра систематически нарушают нормы законодательства. А последствия этих нарушений отражаются на состоянии дорожного движения и жизнях и здоровье граждан. С 2019 года по настоящее время не составлено ни одного административного протокола за нарушение правил организации и проведения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним, — подчеркнул Даурен Омаров.

Установлено, что в Жамбылской области имеется возможность получения технического осмотра без посещения пунктов технического осмотра через мессенджер WhatsApp за 2000 тенге.

К примеру, оператор из Кызылординской области ИП «Ж», выдал положительные заключения поддельных диагностических карт технического осмотра без посещения владельца автотранспорта пунктов технического осмотра путем корректировки фотографий автомобиля.

— Через этого оператора техосмот­ра за три месяца текущего года выдана 10551 диагностическая карта технического осмотра с отметкой о соответствии требованиям безопасности дорожного движения, при этом общий оборот оператора составил примерно 20 миллионов тенге. Из-за незаконных действий только одного недобросовестного оператора к участию в дорожном движении был допущен 10551 автомобиль, возможно, неисправный, что создает прямую угрозу жизни граждан по всей республике, — говорит Даурен Омаров.

Материалы по указанным фактам переданы в департамент полиции Жамбылской области, в отношении семи операторов технического осмотра возбуждены уголовные дела по части 1 статьи 385 Уголовного кодекса.

* * *

На недавнем заседании Совета по этике были заслушаны результаты внешнего анализа коррупционных рисков в сфере инспекции транспортного контроля.

Коррупционные риски были выявлены как в организационной, так и в контрольной деятельности инспекции. По итогам рассмотрения уполномоченному органу даны рекомендации, направленные на усиление контроля и снижение рисков. По рекомендации Антикоррупционной службы Жамбылской области руководитель инспекции Даулет Кемелов и трое инспекторов привлечены к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии за совершение дисциплинарного проступка, дискредитирующего государственную службу.

Индира БОТАШЕВА

Комментарии закрыты.