The news is by your side.

Лучшая версия себя. О столпах ислама

О столпах ислама

Началась вторая декада священного для мусульман месяца Рамазан. С каждым годом становится все больше людей, которые включаются в традицию соблюдения поста, читают пятикратный намаз. Что же для приверженца ислама означают эти ритуалы?

— Месяц Рамазан — лучшее время для духовного очищения, искупления грехов, осознания величия и милосердия Аллаха, — говорит руководитель отдела центра исследования проблем религий Ерзат Жакыпов. — Пост помогает человеку контролировать негативные эмоции и качества: гнев, ненависть, зависть, уныние, гордыню, жадность, бороться с одолевающими его страстями. Мусульманин воспитывает дух и учится быть терпеливым, спокойным, относиться к слабостям других людей с пониманием, не поддаваться на провокации. Пророк Мухаммед говорил, что пост — это половина терпения. Постящиеся отказываются не только от еды и питья, но и от дурных слов и поступков. Только так можно считать пост полноценным.

Считается, что тому, кто угостит постящегося, устроив для него ауыз ашар (разговение), зачтется вознаграждение, как и тому, кто соблюдал пост. Но при этом ничего не убавится от вознаграждения постящемуся. Так вера учит нас бороться с эгоизмом, делиться с нуждающимися. Вот такие принципы милосердия заложены в посте Рамазан.

— Ерзат Жасканбаевич, говоря об одном из обязательных столпов ислама, можно провести параллель с джихадом, высшим проявлением которого является борьба с самим собой, со своими страстями. Сейчас, к сожалению, это арабское слово обрело негативный смысл. Почему многие забыли истинное значение этого термина, и какие еще трактовки джихада возможны в исламе?

— Джихад в переводе с арабского языка переводится как «приложение усилий, усердие». Человек на пути к джихаду достигает высокого уровня терпимости, усердия в любых начинаниях во имя Всевышнего. Это означает, что мы не признаем капризы, легкомыслие, беспечность, лень. Такой человек старается притягивать все положительное, что окружает нас в нашей жизни, чем наполнены священные писания и жизнь человека, которого все мусульмане ставят в пример, Пророка Мухаммеда.

Основываясь на хадисах, джихад делят на большой (духовная борьба) и малый (вооруженная борьба). Духовная борьба всегда важнее и ставится гораздо выше вооруженной борьбы. В подтверждение этого можно привести слова Пророка Мухаммеда: «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому».

Духовную борьбу истинный верующий должен вести постоянно. По жизни нам всегда приходится выбирать между плохим и хорошим, добром и злом, правдой и ложью.

А что касается вооруженного джихада, ислам признает его в случае, если напали враги, и верующему нужно защитить свою семью, родину. Войну может объявить только руководитель страны. К примеру, наши предки во время образования Казахского ханства смогли дать отпор джунгарам, во время Великой Отечественной войны мы противостояли фашистам. Во всех случаях враг нападал первым.

Экстремисты, чтобы оправдать насилие, преступные действия для достижения политических целей, вырвали цитаты из подстрочных переводов Корана и своим адептам внушали, что джихад — это кровавая война во имя Всевышнего и ничего больше.

В XVIII веке Саудовская Аравия подчинялась Османской империи. Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб, основатель псевдосалафитского течения, мечтал освободить свою страну от завоевателей и создал армию религиозных фанатиков. Будучи проповедником, стал по-своему трактовать постулаты веры, распространял в обществе радикальные идеи. Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб был категоричен, внушая своим адептам, что можно забирать жизнь и имущество неверующих людей. Хотя в исламе все решается мирным путем, любой мусульманин знает, что кровь и имущество другого человека запретны для него.

Поэтому на протяжении многих лет мы говорим о том, что псевдосалафизм опасен для государства и общества, это вирус, который наполняет сердца ненавистью.

— Какие еще примеры можно привести, когда из-за неправильного толкования смысла слов верующие в силу религиозной неграмотности совершали ошибки? К примеру, ширк, кафир?

— Опять же в этом стоит винить псевдосалафитов. Наслушавшись непонятных проповедников, они заявляют, что кафиры — это те мусульмане, которые не читают намаз, соблюдают народные традиции, читают суры Корана, поминая умерших. Также для них кафиры — это атеисты, представители других религий. По ханафитскому мазхабу кафиром называют немусульман, но это слово не имеет негативную окраску. Слово «кафир» переводится с арабского языка как отрицающий веру, неверующий. Но это не значит, что такой человек враг или недруг верующему. Это лишь антоним к слову «мусульманин». Нигде не говорится, что кафиров надо убивать. Напомню, Пророк Мухаммед всю свою жизнь был в хороших отношениях с представителями других религий и наставлял своих сподвижников дружить со всеми.

Термин «ширк» означает многобожие и придание Богу сотоварища. Мусульмане должны верить только в единого Аллаха и просить блага только у него. Вроде бы все понятно. Но и тут псевдосалафитам удалось одурачить многих людей.

Есть такое понятие как тавассуль — это обращение к Аллаху посредством другого человека. На практике это происходит так: мы идем в священные места и через святых людей просим у Бога милости. Ваххабиты не признают это понятие и называют поклонение святым местам ширк.

Считая правыми только себя, они ведут открытую борьбу с так называемыми «кафирами». Один из их способов — уничтожение надгробных памятников. Они считают, что почитание могил считается ширк. Чтобы доказать обратное, приведу вам слова Пророка Мухаммеда: «Когда-то я запрещал вам посещать могилы. Впредь посещайте могилы. Ибо могилы эти будут напоминать вам о вечной жизни».

В исламе принято считать, что за умершим в этой жизни остаются его добрые дела (строительство мечетей, мостов, социальных объектов), за ученым остаются его слова, а за родителями их дети, которые будут читать за них молитвы.

Недавно стало известно, что на мусульманском кладбище Тектурмас вандалы залили краской из баллончика портреты на надгробных памятниках.

Неизвестно, кто это сделал, но есть полное основание думать, что это могут быть представители деструктивных течений. В XIX-XX веках вахаббиты разрушали могилы. Такие случаи редко, но все же встречаются и сегодня. Злоумышленники, которые были причастны к осквернению захоронений на кладбище Жонеген Атырауской области несколько лет назад, оказались приверженцами одного из нетрадиционных религиозных течений.

Истинная религия не приемлет насилия, вандализма. По шариату нельзя рисовать изображение человека на надгробных памятниках, но нельзя забывать, что мы живем в светском государстве. Родственники умершего сами решают, какой надгробный памятник ставить. Госорганами официально утверждены правила погребения и организации дела по уходу за могилами. Акты вандализма никак нельзя оправдать.

— Рамазан — хороший повод обзавестись полезными привычками, развиваться интеллектуально, духовно, физически, вести здоровый во всех отношениях образ жизни. Посоветуйте молодым людям, как избегать крайностей и категоричности в суждениях, работать над собой и не выискивать недостатки у других?

— Если вы хотите изменить свою жизнь, найдите хорошего наставника, выбирайте его с умом и не доверяйте кому попало. От хорошего наставника зависит очень многое. Помните, вера — это не только соблюдение религиозных обрядов, но и добрые взаимоотношения со всеми людьми, в первую очередь, со своей семьей, родными, друзьями. Вера — это воспитание, милосердие, сострадание и неприятие насилия.

Беседовала
Диана КАЛМАНБАЕВА

Комментарии закрыты.