The news is by your side.

Могущество великого Косы батыра

Он достоин, чтобы его именем назвали село

Благодаря дальновидной политике Главы государства Нурсултана Назарбаева, рожденного на счастье казахского народа, за 25 лет независимости страна Великой Степи, ступившая на путь процветания и развития, была признана мировым сообществом. С самых первых робких моментов независимости к истории нашего народа, полной пережитых тягот и невзгод, присоединились великие дела, вспомнилось забытое. Вернулись к потомкам имена предков-героев, которые не пощадили свои жизни, защищая земли от Алтая до Атырау, от Сарыарки до Каратау, от Жетысу до Баянауыла от нашествия врагов. Мы громко заговорили о знаменитых биях Толе, Казыбеке, Айтеке, благодаря которым на бескрайних просторах воцарилась справедливость. 

Статья Главы государства Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», опубликованная в главном издании страны «Егемен Қазақстан» 12 апреля 2017 года, подняла вопросы, волновавшие казахстанцев, и указала дальнейший путь развития. Программа «Туған жер» в историческом труде Елбасы скрепила дружбу и единство, определила новые вершины истории в современности и укрепила священными узами с родной землей. Я считаю, что перед обществом стоит ответственная задача: подрастающее поколение должно знать и почитать имена великих предков, защищавших землю, спокойствие народа до последнего вдоха.

Каждый век, каждая эпоха приносили испытания казахскому народу. Едва не лишились родины в годы Великого бедствия «Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама». В такой трудный момент казахи сплотились и дали победные исторические бои в ущелье Орбулак и в Аныракае. Они подняли белое знамя победы и свободы. Историческая летопись донесла до нас героизм, отвагу и высокий дух предков. Они стремились сохранить нацию.

Но конец ХХ века стал счастливым для нашего народа, он подарил нам долгожданную независимость. Нынешнему поколению посчастливилось с гордостью произносить имена таких батыров, как Карасай и Богенбай, Кабанбай и Койгельды, Кошек и Сыпатай, Санырак и Самен, Болтирик и Биназар, и оказывать им почести.

Среди плеяды великих батыров особняком стоит Косы батыр Самбетулы. Он заботился о судьбе народа и был в первых рядах сражавшихся против джунгарских войск. Героический путь мудрого Косы батыра вписан золотыми буквами в историю народа.

Он рано возмужал. В 15 лет Косы уверенно оседлал коня, взял в руки остроконечное копье и отточенный кинжал и встал на защиту Отчизны. Сражаясь с джунгарами и калмыками, в 25 он стал известен в народе как «великий герой — Косы батыр на белом коне, в батырских доспехах, с копьем и алмазным мечом». Из истории известно, что в Аныракайском сражении Косы был тысячником в полку Койгельды батыра.

Очень много фактов свидетельствуют о том, что умный и отважный, смелый и решительный, мудрый и особенный, но упрямый Косы батыр был одним из верных спутников великого Толе би, прославившегося уже при жизни. «Не горячись, хунтайши, не выступай против Косы. Иначе потечет твоя кровь, хунтайши! Ведь Косы не страшится смерти», — эти слова Толе би красноречиво характеризуют воинский дух Косы батыра.

Косы батыр был пятым сыном Самбета, потомком Байдибека баба. В 1685 — 1688 годах гордый Косы выступил против джунгар, которые уже несколько раз совершали нашествия на Южный Казахстан. За сохранение Отчизны, за спокойствие народа и благополучие матерей и детей сражался он. Ему было всего 15 лет. Рискнув собственной жизнью, Косы батыр, которого охватил гнев, не просто отразил натиск врага, но и вернул скот, угнанный джунгарами, отомстив им.

Сражения с джунгарами, которые стремились поработить сыновей и дочерей казахского народа, закалили героя. В нем пробудились горячие чувства к Родине и твердый дух по отношению к врагам. Пятьдесят лет он не сходил с коня, копьем и мечом разя джунгаров.

И в 60 лет Косы батыр сразился с ненавистными калмыками в Аныракайской битве бок о бок с великими героями, показав образец исключительной отваги.

История героического пути Косы батыра, сохранившаяся в памяти народа, связана со священной летописью казахов.

Помимо воинских подвигов Косы батыр проявил себя как посол-дипломат, он преданно служил своему народу. По поручениям великого полководца Богенбая батыра и справедливого Толе би Косы побывал во всех уголках необъятной степи, проводил переговоры по различным вопросам.

По одним данным, в 1741 году Косы батыр отправился в Россию, где обстоятельно разъяснил общее положение, донес мысль. Благодаря чему оправдал надежды Толе би и Богенбай батыра, вернувшись с помощью в виде вооружения. Здесь мы видим, что Косы батыр обладал не только мужеством и храбростью, но и дипломатическими способностями.

Несмотря на любовь и признание народа, из-за зависти своих братьев провел тяжелые дни в плену у джунгар. Однако в 1724 году Косы при помощи дочери военачальника джунгар и ее слуг сумел сбежать из каменного заточения.

В этом же году осенью Косы батыр выступил вместе с сыном Хангельды батыра Райымбеком против врага, пришедшего за ним. Они уничтожили войска, вооруженные до зубов, выживших захватили в плен. На этом дело не закончилось. Толе би заподозрил предателей и заключил с джунгарами временное перемирие. Косы в это время вместе с семьей поселился в ауле Богенбай батыра на берегу Сарысу. Но джунгары нашли его и здесь. Однако и в этой битве под предводительством великого Богенбай батыра Косы батыр про-
явил исключительный героизм.

Но Косы сильно скучал по родной земле у подножия Туймекента, что вдоль реки Талас. Он видел ее и во сне, и наяву. После Аныракайского сражения в 1730 году батыр, наконец, вернулся на родину.

Косы батыр прожил долгую жизнь, у него было много детей. В возрасте 86 лет он дал той, на котором согласно традициям выделил сыновьям енши (долю) в зависимости от их пожеланий. «Пусть дети на байге скачут с кличем «Койайдар!». Отец, подарите мне этот клич», — попросил сын от младшей жены Койайдар. Сам Толе би дал имя сыну батыра от джунгарской жены, которая спасла его из плена. Способный Араша отдалился от детского прозвища Калмаккул и, по своему желанию, пошел во власть, стал бием. Атымтай и Жылкыайдар выбрали скот, который бы стал началом богатства и достатка. Берсугир пожелал доспехи и кара шанырак отца, занялся земледелием, выкопал Арык Самбета, который по сей день служит во благо потомкам.

Летний жайлау Косы батыра находился в Шанкудыке, близ многоводного глубокого колодца. В возрасте 90 лет Косы батыр умер в этом месте, его похоронили на кладбище возле колодца.

«Горы, отдаляясь, становятся выше» — гласит пословица. Подобно горам, и духи таких героев, как Косы батыр, заботятся о своих потомках и дарят свет и сияние.

За прошедшие с тех пор годы все изменилось, сменились поколения, изменился народ. Сегодня благодарные потомки, чтущие дух великого предка, установили памятник и построили мечеть имени Косы батыра в селе Карасу Байзакского района. Дали поминальный обед, прочитали Куран и помолились. Его именем названы центральные улицы в городе Таразе и селе Сарыкемер. Известные ученые исследовали жизнь благородного батыра, посвятили множество статей и десятки книг его героическому пути.

Совсем недавно из жизни ушел известный государственный и общественный деятель, поэт, писатель-публицист Аргынбай Бекбосын. Он оставил исследования, основанные на исторических фактах и посвященные подвигам и жизни Косы батыра, написал пьесу. К поучительному произведению Аргынбая-ага, написанному в традициях казахского дастана, известный композитор Марат Ильясов сочинил мелодичную песню. Имя Косы батыра внесено в многосерийный энциклопедический справочник «История Казахстана», изданный в рамках государственной программы «Культурное наследие». К тому же читатель тепло принял книги известного журналиста Турсынхана Толкынбайулы «Косы батыр Самбетулы и его современники и потомки», «Потомки Самбета».

Все эти благие дела направлены на то, чтобы молодежь, будущее страны, не забывали о жизненном пути таких великих предков, как Косы батыр, полных отваги и мужества. Потомки батыра верой и правдой служили народу, не запятнав имя великого предка. Они проживают в Байзакском, Мойынкумском и Шуском районах региона, а также в Алматинской, Акмолинской и Южно-Казахстанской областях.

Среди них батыры и бии, поэты и общественные деятели: бии Койайдар, Даутали, Манке, известный силач Балуан Шолак, талантливые акыны Усипали Калыулы, Озбек Акжолулы, Сарсен Жылысбайулы, Герой Советского Союза Агадил Сухамбаев, государственные и общественные деятели Торебай Акбозов, Жапар Туйебеков и Жумабек Сапаралиев, юрист Оразалы Акботаев, Уаш Асатов, экс-депутат Мажилиса Парламента, журналист, драматург Аргынбай Бекбосын, бывший аким Жамбылской области и посол Казахстана в Узбекистане Борибай Жексембин, возглавлявший Шуский и Байзакский районы, а также областное управление сельского хозяйства Аманкельды Карентаев, успешно руководивший крупными хозяйствами Байзакского района Омирбек Бутимбаев.

Песни и поэмы Бармак акына, не выпускавшего из рук священный кобыз, и ученого-странника владевшего несколькими языками и прожившего всего 19 лет Усипали Калыулы стали памятником мужественному Косы батыру из «благородного слова». Особого уважения заслуживают труды почетного гражданина Жамбылской области и Байзакского района Аргынбая Бекбосына и журналиста Турсынхана Толкынбайулы, которые исследовали и собирали по крупицам легенды и предания.

В нашей стране есть древняя традиция, передающаяся из поколения в поколение, — помнить имена деятелей, которые проявили исключительную отвагу ради спокойствия народа, трудились, чтобы сохранить целостность, а также пропагандировали национальное искусство. Мы гордимся тем, что не растеряли ценности.

Видные государственные и общественные деятели, представители интеллигенции, депутаты местного маслихата несколько раз обращались в соответствующие органы с вопросом о переименовании села Карасу, в котором родился великий батыр. Было бы целесообразным назвать село в честь Косы батыра. Но по разным причинам эта высокая цель все откладывается на потом. Разве не входит в традиции народа чествование духов великих предков?! К тому же если учесть, что название Карасу встречается в нескольких местностях области, то дать селу имя Косы батыра Самбетулы было бы правильным. «Герой прославляет народ», «Героизм навсегда в памяти народа» — говорили предки. Я считаю, что нужно дать селу имя Косы батыра, который повел войска против джунгар и проявил невероятный героизм. Это мнение поддерживают представители интеллигенции, ветераны труда, аксакалы, жители села и молодежь. Я верю, что в скором будущем соответствующие государственные органы смогут решить этот вопрос, а представители гражданского общества окажут поддержку в благом деле.

Даулетбай ЕСИМБЕКОВ,
почетный железнодорожник, депутат областного маслихата,
почетный гражданин Алматинской области и Шуского района

Комментарии закрыты.