The news is by your side.

На длительный период. Нынешние цены в социальных магазинах области сохранятся до конца года

Нынешние цены в социальных магазинах области сохранятся до конца года

К концу прошлого года жамбылцы наблюдали небывалый ценовой взлет. Причем подорожали практически все продукты питания: сахар, крупы, овощи, растительное масло, мясо… Руководство области немедленно отреагировало на этот вызов.

Чтобы поддержать социально уязвимые слои населения, по поручению главы региона Бердибека Сапарбаева стали расширять сеть социальных магазинов. Как поставлена их работа и будут ли меняться цены на товары стабфонда, мы попросили рассказать директора департамента по управлению региональным стабилизационным фондом АО «СПК «Тараз» Армана Туймебаева.

— Арман Бекмуратович, стабилизационный фонд области существует давно. А когда его работа стала осуществляться в нынешнем русле, то есть направляться на снижение ценового давления на потребителей?

— Стабилизационный фонд в свое время был создан для того, чтобы в момент заметного роста цен на продовольствие производить интервенцию товара и сглаживать ситуацию. В настоящее же время мы преследуем цель поддерживать малообеспеченные слои населения путем наполнения какой-то части рынка удешевленными продуктами питания. В основном это товары социального значения: крупы, мука, сахар, растительное масло, яйца, молочные продукты, социальный хлеб. Стабфонд работает в режиме 24/7, то есть в прошлом году мы круглогодично и без перерыва поставляли в наши социальные магазины свою продукцию. Мы не ждем повышения цены на тот или иной товар, а сдерживаем этот процесс.

— Стабфонду свойственна эта задача?

— Вообще, по правилам стабилизации цен, стабфонд должен обеспечивать удешевленной продукцией пять процентов городского населения. Однако в связи со сложившимся положением в последние два года, в период пандемии, было принято решение о включении в нашу целевую группу жителей районов. Поэтому сегодня стабфонд охватывает значительно большее количество потребителей. Раньше мы работали через 11 небольших социальных киосков, расположенных в нескольких районах Тараза. Сегодня у нас действуют 17 полноценных социальных магазинов в городе и по одному-два – в каждом районе.

— А в общей сложности сколько таких магазинов в регионе?

— Сейчас их 32.

— Я не буду спрашивать об ассортименте продукции и ценах на них. Эта информация регулярно публикуется на ваших страничках в социальных сетях. Думаю, нашим читателям будет интересно узнать, как формируются запасы стабилизационного фонда области. Расскажите об этом, пожалуйста.

— Я хочу подчеркнуть, что в работе стабилизационного фонда используются два механизма сдерживания цен. Первый – это пополнение самого стабфонда. Второй, на который мы сейчас и делаем упор, потому что он более эффективный, – финансирование предприятий и предпринимателей под 0,001 процента, чтобы они в течение года брали на себя обязательства по сдерживанию цен. Реализатор, скажем, сахара заключает с нами договор о том, что в течение года не будет поднимать стоимость этого товара, за что получает от государства определенную сумму средств.

— С кем заключены такие договоры на 2022 год?

— В прошлом году заключили договоры с ИП «Империя» и ИП «Байлык», наличие молочных продуктов в соцмагазинах обеспечивали ТОО «Кокжиек-2030» и ТОО «Бурненская молочная компания». В этом году мы также работаем с ИП «Империя» и ИП «Байлык», но есть и особенности. Мы заключили договоры с владельцами социальных магазинов в районах, согласно которым они самостоятельно наполняют ассортимент социально значимых продуктов и сдерживают цены на них. За это каждый из них получает от государства пять миллионов тенге. Такая работа ведется в каждом районе области. Помимо этого, мы взаимодействуем с крестьянским хозяйством «Шарипов», которое будет поставлять в наши социальные магазины картофель, морковь и лук и в этом году. Это позволит избежать дефицита овощей в межсезонье. Хочу отметить, что это крестьянское хозяйство в 2021 году получило хороший урожай картофеля. Помните, в прошлые годы мы финансировали 10 картофелеводов области с целью насытить местный рынок этим товаром? Однако в Жуалынском районе хозяйства, с которыми мы заключили договоры, из-за засухи не получили необходимого объема, а то и вовсе потеряли урожай. Учитывая этот опыт, мы решили изменить подход к данной проблеме и продлили договор только с крестьянским хозяйством «Шарипов», которое при равных условиях выполнило все взятые на себя обязательства и обеспечило поставку в наши магазины картофеля по 65 тенге за килограмм.

— Сколько сейчас картофеля имеется в стабфонде?

— Около тысячи тонн. Причем этот запас сформирован по второму механизму. Цена на него в течение 2022 года повышаться не будет, тем более сейчас, когда Глава государства Касым-Жомарт Токаев объявил о моратории на повышение цен на социально значимые продукты питания. Несмотря на то, что эта мера рассчитана на полгода, мы сохраним цены до конца года.

— Осенью прошлого года со стороны общественности города прозвучало немало критики по поводу работы социальных магазинов. Насколько она объективна?

— Интересно, что часто эти критики заканчивают свои обращения вопросом: «Куда смотрит акимат?», а мы попали в капкан этих обывательских стереотипов, так как не все знают организацию работы социальных магазинов. На самом деле эти торговые точки относятся к нам только с позиции того, что мы выделяем под них земельные участки и помогаем оформить все разрешительные документы. За все остальное отвечают предприниматели, которые берут на себя обязательства по строительству этих магазинов и наполнению товарного ассортимента. В данном случае мы совместно с ИП «Империя» создали ТОО «Социальные магазины», которое и отвечает за деятельность этих торговых точек. Наша задача также заключается в том, чтобы поставлять в социальные магазины товары стабилизационного фонда. Тем не менее любая критика помогает исправить недочеты и усовершенствовать работу.

— Чем чаще всего недовольны покупатели в социальных магазинах?

— Чаще всего мы слышим недовольство по поводу небольшого количества продукции. К примеру, сахара, который мы реализуем по 220 тенге за килограмм. В магазинах его уже продают по 330-360 тенге за килограмм. Если мы сейчас начнем поставлять в социальные павильоны большие объемы удешевленного сахара, то он уйдет в буквальном смысле как вода в песок. Поэтому мы вынуждены ограничивать количество этого товара, чтобы его могло приобрести большее число горожан. И даже в этих условиях ИП «Байлык» отпускает сахар в наши магазины себе в убыток. Мы не можем его обязать ежедневно поставлять 10 тонн сахара, но три-четыре тонны он обеспечивает.

— Такая же ситуация складывается и с яйцами?

— Совершенно верно. Сколько бы этого товара ни завезли, его всегда будет мало. В настоящее время мы дали объявление о закупе одной тысячи тонн сахара и трех тысяч тонн муки. Это дополнительно к имеющимся запасам. Причем приобретать сахар мы будем по рыночной цене, а в реализации его стоимость останется прежней.

— Арман Бекмуратович, будет ли расширяться сеть социальных магазинов?

— До конца прошлого года предполагалось довести количество социальных магазинов в Таразе до 20, 15 из них — это торговые павильоны нового формата. Но этой цели по объективной причине не достигли.

— Может быть, целесообразнее было бы заменить старые павильоны на новые?

— Мы об этом тоже думаем. Примером может служить магазин по проспекту Абая, рядом с супермаркетом «Смарт». Однако не везде это возможно, так как зачастую старые павильоны расположены на участке, который трудно расширить. Мы уже ведем по этому поводу переговоры с акиматом города. Тем более что большинство старых павильонов изношены и нуждаются в замене. По этой причине нами был закрыт и убран социальный киоск в микрорайоне Карасу. Его ремонт обошелся бы дороже строительства павильона нового формата.

— Арман Бекмуратович, вы не думали о том, чтобы открыть больше социальных уголков в крупных продовольственных магазинах и супермаркетах?

— Это тоже одно из направлений нашей работы. Но проблема в том, что все супермаркеты – это частные объекты, и их владельцы заинтересованы в получении прибыли. Себе в убыток работать никто не будет. Мы делали попытки работать с владельцами крупных торговых сетей по второму механизму, но столкнулись с рядом неувязок. В настоящее время социальные уголки имеются в магазине «Алма» на Химпоселке, супермаркетах «Дамдес», «Нурислам» и «Смарт» в центре и магазине «Сафият» в микрорайоне Самал. Поставки туда осуществляются раз в неделю.

Людмила МЕЛЬНИК,
фото Юрия КИМА

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.