The news is by your side.

На пороге перемен

Эксперимент выходит на финишную прямую

В школах Казахстана труд, музыка, рисование, литература и ряд других предметов с 2015 года будут изучаться не как отдельные предметы, а в интеграции с другими согласно новому государственному общеобязательному стандарту начального образования.

 

Кризис раннего возраста

Есть ряд причин, по которым дополнительный год обучения в школе включен в начальное звено. Среди них — особенности психолого-физиологического развития детей в этом возрасте. Один из трех кризисных периодов формирования личности ребенка (6 — 7, 10 — 12 и 15 — 16 лет) в данное время совпадает с возрастом нынешнего перехода из младшего звена в среднее и сопровождается трудностями адаптации к новым условиям. В будущем ребенок сможет пережить их в привычной для него обстановке.

По заверениям специалистов, особенность системного обновления начального образования вовсе не в простом добавлении одного года обучения для снижения нагрузки на детей, а в создании условий для реализации концепции «Обучение в течение всей жизни», в отличие от бывшей «Обучение на всю жизнь». Это создание принципиально новой модели начального образования, ориентированной на результат.

 

Новая метла

И если в традиционном варианте ценности в образовании разворачиваются в контексте вопроса «чему учить в школе?», то в предлагаемом новом рамочном документе — ГОС НШ РК — вопрос звучит совершенно иначе: «для чего учиться в школе?». То есть ожидание результатов от большого количества учебных предметов должно переключиться на развитие навыков широкого спектра.

Так как начальная школа рассматривается как часть обновленной школы, продолжительность обучения в ней не может быть рассмот-рена в изоляции от всей школьной структуры. Поэтому новая структура, содержание, подходы к обучению подчинены общим целям и задачам — ценностям, результатам на выходе из школы, ожидаемым результатам по образовательным областям.

 

Смена имиджа

Сами образовательные области также претерпят существенные изменения. Их будет шесть: язык и литература, математика и информатика, естествознание, человек и общество, искусство, физическая культура. Ожидаемые учебные результаты (как система целей образования долгосрочного характера, охватывающая начальную, основную и старшую школу) спроектированы с учетом специфики каждой образовательной области, объединяющей несколько родственных учебных предметов.

Так, в начальной школе предполагается ввести три новых предмета: «Английский язык» (уже изучается), «Введение в науку», а также «Информационно-коммуникационные технологии» (ИТК) для формирования базовых навыков. Изменен статус предмета «Познание мира», который является пропедевтическим (вводным) курсом гуманитарных наук. Интегрированно будут изучаться первый язык и литература. Обеспечивается уровневое усвоение второго и третьего языков в соответствии с Общеевропейской системой оценки языковой компетенции (первый язык — основной язык обучения, второй — для русских классов, это казахский, для казахских — русский, и третий язык — иностранный). Любимые детьми «Изобразительное искусство», «Музыка» и «Технологии» интегрированы в новый предмет «Искусство».

 

С авторитетом не поспоришь

Шить фартуки и жарить котлеты — то, чем раньше занимались на уроках технологии, в современных реалиях школы — непростительное расточительство драгоценного времени, считают разработчики образовательных программ. Они же рекомендуют учителям забыть о ежегодном «втискивании» огромного программного материала в календарное планирование, о вынужденном объединении двух тем на одном уроке по причине потери праздничного дня и прочей ничем не оправданной гонки. Напротив, говорят они, теперь изучению одной темы педагоги смогут посвятить не один урок, так как разделы предметов будут рассматриваться по отдельным блокам. Ожидаемые учебные результаты служат основой для разработки учебных программ по предметам и образуют многоуровневую систему краткосрочных целей обучения.

 

То ли ещё будет!

А теперь посмотрим, через какие ноу-хау предстоит пройти малышам, чтобы достичь этих результатов. Предполагается, что с 2015 года будет введено обучение по обновленной программе по всем предметам с первого класса. В 11-летней же школе планируют частичное внедрение программы: языки (казахский, русский, английский) и ИКТ с 10-го класса — в 2015 году, с 5 и 8-х классов — в 2016 году. Курсы «Проектная деятельность» по предметам естественного цикла в 6 — 9-х классах и «Проектная деятельность» по предметам гуманитарного цикла для 10-х классов начнутся также с 2015 года.

Что касается воспитательной работы, то обновленный ее вариант стартует для всех классов через год. С 2014 по 2016 год по разработанным программам курсов будет осуществляться подготовка педагогов к работе с обновленным содержанием. За указанный период по 18 программам планируется обучить 726 тренеров и 205033 педагога.

Расима ГАЙНУЛИНА

Комментарии закрыты.