The news is by your side.

На равных

В результате внедрения ЕНСЗ конкуренция между государственными и частными медорганизациями стала намного жестче.

У медорганизаций есть стимул для качественного обслуживания

«Деньги следуют за пациентом» — один из основополагающих принципов Единой национальной системы здравоохранения. Кто следит за тем, чтобы они не затерялись в пути и были рационально использованы? Как рассчитывается стоимость медицинской помощи для разных типов медучреждений, если учесть, что только в нашей области в этом году услуги населению, оплачиваемые из республиканского бюджета, поставляют 33 лечебные организации, 11 из которых являются частными? 

Ответы на эти и другие вопросы мы попытались найти в беседе с руководителем департамента Комитета оплаты медицинских услуг Министерства здравоохранения РК по Жамбылской области Тургыном Жигитековым.

Единая национальная система здравоохранения была внедрена три года назад. Сегодня у казахстанцев есть право выбора не только лечащего врача, но и стационара, в медицину стали все больше внедряться высокие технологии. Но самое главное, на рынке медицинских услуг активно развивается конкурентная среда. Иными словами, в борьбе за пациентов наряду с государственными клиниками на равных участвуют и частные.

— Сегодня очевидно, что для повышения качества медицинских услуг необходимо развитие конкуренции в системе здравоохранения, — отметил Т. Жигитеков. — Поэтому первоочередной задачей становится предоставление поставщикам медицинских услуг, независимо от форм собственности, равных возможностей для участия в оказании гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП).

Комитет оплаты медицинских услуг является заказчиком, осуществляет выбор поставщика и оплату его услуг по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП). Проще говоря, именно от этого департамента в большинстве своем зависит то, в каком медицинском учреждении жамбылцы смогут получить специализированную стационарную и стационарозамещающую помощь.

— Выбор поставщика — процедура, состоящая из целого комплекса взаимосвязанных последовательных мероприятий. Наша задача — определить, обладает ли потенциальный поставщик правоспособностью, является ли платежеспособным, не подлежит ли процедуре банкротства либо ликвидации, располагает ли он необходимыми материальными и трудовыми ресурсами. Предпочтение отдается поставщикам, аккредитованным в сфере здравоохранения. Аккредитацию организаций проводит Министерство здравоохранения, — пояснил Т. Жигитеков.

Он также отметил, что оплата стационарной и стационарозамещающей помощи осуществляется за счет средств республиканского бюджета, независимо от места жительства пролеченных пациентов. Тем самым реализуется принцип «деньги следуют за пациентом».

— Мы возмещаем затраты за оказанный объем услуг в рамках ГОБМП поставщикам на основании договора и согласно акту выполненных работ. Каждая медицинская услуга, гарантированная государством, имеет свой разработанный единый тариф. Такой подход позволит рационализировать затраты на стационарную помощь и стимулировать развитие передовых медицинских технологий, — сказал Т. Жигитеков.

В областях республики тарифы на медуслуги могут разниться, потому что при их разработке учитываются региональные особенности. К примеру, климатогеографические условия.

Кроме того, оплата такого рода услуг, по словам нашего собеседника, производится с учетом результатов контроля качества. Для тех же мед-учреждений, кто с возложенной на них задачей не справился в полной мере, а точнее, допустил дефекты в работе (неполный объем лечения, необоснованная госпитализация и так далее), предусмотрены меры экономического воздействия.

— Ежемесячно мы мониторим качество и объем медицинской помощи. В результате экспертизы медицинским организациям, допустившим недоработки, предъявляются штрафные санкции. Ежегодно в нашем регионе в среднем эта сумма составляет порядка 100 — 150 миллионов тенге. С этого года сумма штрафа за выявленные дефекты при экспертизе объемов и качества услуг будет вычитаться из суммы договора того или иного поставщика, а затем вновь перераспределяться между медицинскими организациями, — пояснил руководитель.

По его словам, иногда случается и так, что рассчитанной в начале года суммы недостаточно, чтобы полностью возместить затраты поставщика. Происходит это, когда услуги того или иного медучреждения пользуются повышенным спросом.

— В прошлом году мы были вынуждены обратиться в Минздрав за дополнительными средствами для двух перинатальных центров региона. Здесь обслуживаются роженицы из всей области. В районных роддомах рожают только те, кто не имеет никаких патологий. В связи с тем, что увеличилась нагрузка на два перинатальных центра, появилась опасность возникновения кредиторской задолженности. Тех средств, на которые мы рассчитывали, не хватало. Рассмотрев доказательную базу, Минздрав пошел нам навстречу. В итоге для этих организаций мы обеспечили дополнительно еще 270 миллионов тенге, — сказал Т. Жигитеков.

В этом году на оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи департаменту Комитета оплаты медицинских услуг по Жамбылской области из республиканского бюджета было выделено 8 миллиардов 307 миллионов 343 тысячи тенге. В прошлом году эта цифра была на уровне 8 миллиардов 552 миллионов 706 тысяч тенге. Из общей суммы на специализированную медпомощь предполагается потратить более 6,5 миллиарда тенге, на высокоспециализированную помощь — более 963 миллионов тенге, на стационарозамещающую — 815 миллионов тенге.

Анна МАСТЕРКОВА,
Виктор БАРБАШ (фото)

Комментарии закрыты.