The news is by your side.

Начало всех начал. Основа образования и науки — прочные знания младших школьников

Основа образования и науки прочные знания младших школьников

Начальная школа — это первый этап формирования личности ученика, его умений и навыков. И учитель должен не только дать учащимся знания, но и сформировать у каждого школьника нравственные качества характера, соответствующие лучшим народным традициям.

В таразской школе-гимназии № 53 имени Каратая Турысова состоялся региональный круглый стол на тему «Начальная школа — основа образования и науки», организованный учебно-методическим кабинетом управления образования акимата области. В нем приняли участие ученые, преподаватели вузов, методисты районных, городских отделов образования, учителя начальных классов, а также делегаты республиканского съезда учителей начальных классов, который состоялся 15 марта этого года в Нур-Султане: учитель школы-лицея № 4 имени Б. Болтириковой Кордайского района Гульзира Абдразак, учитель школы-гимназии имени Е. Бекмаханова города Шу Светлана Ким, учитель начальных классов школы-гимназии имени М. Ауэзова Сарысуского района Роза Жусупова, учитель школы-гимназии № 19 имени Д. А. Конаева Жуалынского района Жанар Кантарбаева.

В ходе встречи рассмотрены концептуальные основы начального обучения, этапы развития функцио­нальной грамотности школьников, актуальные вопросы подготовки педагогов, современные методики и эффективные педагогические технологии в рамках обновленного содержания образования. Состоялся также обмен опытом по основным направлениям применения исследовательской деятельности, типовым авторским программам, лучшим практикам.

Как известно, Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2020-2025 годы предусматривается модернизация системы среднего образования в соответствии с современными требованиями развития казахстанского общества и условиями интеграции в мировое образовательное пространство. В рамках обновленного содержания образования необходимо определить эффективные механизмы модернизации современной педагогики, повышения качества преподавания разных дисциплин.

Понятно, что формирование навыков письма, чтения у детей начинается в начальных классах. Поэтому учителям необходимо рассмотреть пути активизации развития функциональной грамотности обучающихся, интерпретации языка через совершенствование программы обучения по различным предметам.

— Начальная школа — основной этап обучения и воспитания ребенка. Учителям начальной школы нужно повышать мастерство преподавания, чтобы воспитать в каждом ребенке конкурентоспособную, любознательную, творческую и активную в обществе личность. Учитель начальных классов — это не только учитель-предметник, но и своего рода проводник в будущее ребенка, первооткрыватель его способностей, его защита. Важно дать маленькому школьнику прочную базу знаний именно в это время, — подчеркнул руководитель управления образования Бейкут Жамангозов. — Для достижения качественного результата учебно-воспитательный процесс в начальной школе должен строиться в соответствии с современными требованиями. Так, одной из особенностей этого учебного года является возвращение «Букваря», созданного на основе методических принципов нашего просветителя Ахмета Байтурсынова.

Б. Жамангозов рассказал, что на сегодняшний день в регионе работают 5600 учителей начальных классов, из них 247 — молодые специалисты. В республиканском конкурсе «Лучший педагог» победителями стали учитель гимназии № 8 имени Толе би города Тараза Меруерт Куатбекова и учитель гимназии № 24 города Тараза Наталья Полухина. Победителями республиканского конкурса «Лучшие авторские программы» стали 76 жамбылских педагогов, в том числе пять учителей начальных классов. В республиканской олимпиаде «ПедСтарт» приняли участие 87 учителей, победителями стали 58; в математической олимпиаде «Алтын тұғыр» приняли участие восемь учителей, победу одержали пять. На республиканском фестивале «Педагогические идеи» учитель Акаральской школы-гимназии № 5 Меркенского района Гульбаршын Садырмекова заняла призовое третье место.

Благодаря учителям активно реализуются и ученики. В респуб­ликанском конкурсе научных проектов «Зерде» среди учащихся первых-седьмых классов победителями стали 15 жамбылских школьников.

В области создана ассоциация учителей начальных классов «Зерде». В целях информацион­но-методической поддержки и оказания профессиональной взаимопомощи учителям начальных классов на YouTube-хостинге на канал «Бастау» загружены различные видеоматериалы.

Опытные педагоги областной творческой группы составили 31 сборник заданий для проведения суммативного оценивания в разделах и четвертях по предметам «Математика», «Казахский язык», «Русский язык», «Литературное чтение», «Познание мира», «Естествознание» в первых-четвертых классах. Были распространены электронные версии учебно-методических пособий.

В этом году работал методический десант на тему «Актуальные проблемы и пути решения на ступени начального образования», состоялся цикл областных онлайн-вебинаров на тему «Актуальные проб­лемы и пути решения реализации международных исследований в начальных классах». В них принял участие 16061 педагог.

С докладом «Совершенствование содержания начального образования — залог успешного будущего» выступила доктор PhD, доцент кафедры «Дошкольное и начальное образование» Таразского регионального университета имени М. Х. Дулати Алуа Сманова. О технологии педагогических подходов и методик, применяемых при организации учебного процесса в начальных классах по обновленному содержанию образования, рассказала старший преподаватель этой же кафедры, магистр педагогических наук Айгуль Заурбекова. Об эффективных путях развития профессионального мастерства педагогов в подготовке учителей начальных классов шла речь в докладе заведующей кафедрой «Педагогика и психология» Жамбылского гуманитарного высшего колледжа имени Абая, преподавателя педагогики Жадыра Карымсакова. Учитель гимназии № 8 имени Толе би города Тараза Меруерт Куатбекова поделилась опытом исследовательской деятельности своих учеников в естественнонаучных дисциплинах. Важную тему «Создание образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями в условиях начальных классов» подняла учитель школы-лицея «Жибек жолы» Шуского района Жумакуль Козкорпешова. О значении инновационного проекта в воспитательном процессе рассказала учитель гимназии № 45 имени Б. Момышулы города Тараза Нургуль Сейлбаева. А учитель гимназии № 24 города Тараза Наталья Полухина представила практическую презентацию на тему «Подготовка к участию в международных исследованиях на уроках в начальной школе».

По результатам обсуждения участники круглого стола выработали ряд рекомендаций, в том числе по обновлению и изучению предметов в начальных классах, совершенствованию форм и методов обу­чения, а также обобщению и распространению лучшего педагогического опыта, активизации работы по повышению профессиональных компетенций, социального статуса и творческого потенциала педагогов.

Лала ИСЛАМОВА

Комментарии закрыты.