The news is by your side.

Наши павшие — как часовые. Память о Великой Отечественной войне священна

Память о Великой Отечественной войне священна

В дни моей юности раз в году был день, когда по всей стране люди плакали и смеялись одновременно, — 9 Мая. На улицах встречалось много горожан с цветами. Одни шли к Вечному огню, другие — на кладбище.

После парада ветераны собирались, выпивали фронтовые 100 грамм. Среди закусок обязательно стоял стакан водки, накрытый ломтиком хлеба. Доля тех, кто уже не сядет рядом за стол, не попросит прикурить, не порадуется тому, что в 1945 году закончилась самая кровавая война XX века.

День Победы был общим для всех. Партийные бонзы, высоколобые интеллигенты, крестьяне, рабочие, прокурорские работники, пионерские активисты, заядлые двоечники, даже криминальные авторитеты — у каждого из них отец, дед или другой родственник сражался с фашистами. Это был единственный праздник, который объединял граждан страны в единый народ.

…Рядом с нашим домом жил дядя Арик, инвалид. У него не было ноги выше колена, какие-то проблемы со спиной. Постоянной работы он не имел, частые приступы боли лечил народным методом — напивался до состояния анестезии. Жена давно от него ушла. В конце 70-х еще не старый мужчина выглядел, как настоящий бомж. Однажды мы с моим дедом встретили его на улице, и я не сразу поняла, кто это: всколоченные обычно волосы аккуратно причесаны, лицо чисто выбрито, костюм отглажен, на груди две медали.

— Почему он всегда так не ходит? — удивилась я.

— Жизнь у него тяжелая, не дает глаза открыть, — ответил мне дед. — А в День Победы гордость просыпается, он же герой войны, ногу на фронте потерял, до самого Берлина дошел…

В тот день до меня, кажется, дошло, в чем смысл Победы для фронтовиков. Сформулировать эту мысль я сумела, уже повзрослев, после общения в качестве журналиста с ветеранами войны. Несмотря на боль, страх и лишения, они преодолели все трудности, выжили сами, спасли страну. Не каждому мужчине дается шанс быть безусловным победителем, не каждому удается обрести внутреннее достоинство и спокойное самоуважение. После войны солдаты вернулись в разрушенные поселки, к голодающим семьям, им некогда было упиваться славой и гордостью, они так же героически восстанавливали экономику. Но раз в году наступал День, который напоминал о дорогих сердцу утратах и о собственном подвиге. И в этот День им нельзя было терять достоинства.

К сожалению, чем дальше от нас по времени Великая Отечественная война, тем меньше становится фронтовиков, очевидцев тех событий. И все больше людей пытаются обесценить воинский подвиг наших предков. Много сейчас разговоров об амбивалентности победы. О том, что вообще война началась из-за внешнеполитических ошибок Сталина, что большие потери в ней были из-за довоенных репрессий в отношении элиты армии — военных специалистов. Все это преступная ложь.

Ошибки и преступления тогдашней власти не имеют отношения к настрою, воле и порыву наших предков. Наши деды и прадеды под пулями, бомбами, на минных полях защищали не Сталина, не Коммунистическую партию, а свои семьи, своих близких, свою землю.

В том, что война не дошла до Казахстана, заслуга именно советских солдат. Нацистская доктрина мирового господства распространялась не только на Россию, но и на весь континент. В 1942 году в Германии вышла брошюра «Недочеловек» (Der Untermensch), изданная массовым тиражом по распоряжению Гиммлера. В этой брошюре содержится определение «недочеловека»: это биологическое существо с чертами лица, подобными человеческим, с потребностью разрушать, с примитивными желаниями и подлостью. Брошюра была направлена, в основном, против евреев и русских. Причем под русскими подразумевались не только этнические русские.

«Когда вы, друзья мои, сражаетесь на Востоке, вы продолжаете ту же борьбу против того же недочеловечества, против тех же низших рас, которые когда-то выступали под именем гуннов, позднее — 1000 лет назад во времена королей Генриха и Оттона I, — под именем венгров, а впоследствии под именем татар; затем они явились снова под именем Чингисхана и монголов. Сегодня они называются русскими под политическим знаменем большевизма», — говорил рейхсфюрер Генрих Гиммлер в Штеттине 13 июля 1941 года, отправляя солдат на восточный фронт.

От чего нас спасли солдаты и офицеры Красной Армии, можно судить по свидетельствам узников фашистских концлагерей, которых с 1933 по 1945 год нацисты построили около сорока тысяч. Среди них печально известные лагеря смерти Освенцим, Треблинка, Собибор, Майданек…

…Одной из самых важных традиций казахов можно считать шежіре түзу. Дословно переводится, как «составление родословной», но толковать нужно шире. Слово «шежіре» имеет древнетюркские корни, восходящие к слову «память». В широком смысле шежіре түзу означает память о своих корнях, о своей истории.

Арабский историк Рашид-ад-дин (1247-1318) писал: «Тюрки… по традиции, дошедшей из глубин веков, придают большое значение своим шежіре, ребенку с ранних лет прививают знания о своем роде через предания и легенды. Они придерживаются этой традиции и никогда от нее не отказывались». Через пять веков казахский этнограф Чокан Валиханов подтвердил слова арабского ученого: «Казахи с тех самых пор, когда появились как народ, не забыли ни об одном значительном событии и ни об одном известном человеке».

Мы тоже не станем нарушать традиции нашей земли, будем чтить и помнить подвиг героев-казахстанцев в Великой Отечественной войне.

Помолимся за тех, кто уже ушел.

Скажем спасибо тем, кто еще с нами:

Бегасыл Белгибаев, Анна Беляева, Базарбай Бурбаев, Виктор Долганов, Геннадий Иванов, Роза Карякина, Иван Макеев, Павел Плугин, Мусахан Бердибаев, Муталип Ережепбаев, Владимир Колесниченко, Зоя Мамедова, Григорий Нещеретнев, Шалданбай Шанбаев, Рахымжан Мамралиев, Онербай Молдабаев, Касен Шанбаев, Михаил Бакшеев, Николай Кожушко, Керимкул Косаков, Евгения Сенюшова, Василий Баннов, Азим ЖармухаМбетулы, Кабыл Ибижанов, Камелбек Шаменов, Мария Бурулева.

Айгуль МАХМУДОВА,
фото из архива Юрия КИМА

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.