The news is by your side.

Нашли свою нишу

Директор плодоконсервного завода Балтабек Омирбаев дает последние инструкции работникам, готовящим партию продукции к отправке в Актау.

Как освоиться на рынке плодоовощной продукции

В планах единственного в Таразе плодоконсервного завода имени Жумабека Сапаралиева, входящего в состав ТОО «Концерн Азия Казахстан», довести в текущем году выпуск продукции до 40 миллионов литров. 

О том, как удалось предприятию найти свою нишу в бизнесе, рассказал президент концерна Улан Оралбек.

— Поскольку я сам по специальности строитель, то и бизнес начинал по этому профилю, — говорит он. — В 2003 году на базе ТОО «Азия Казахстан» создали концерн, в который вошла целая группа компаний. Помимо строительства социальных и производственных объектов занялись выпуском отделочных материалов, окон и дверей из пластика и дерева, брусчатки, бордюрных блоков, а также сборкой металлоконструкций для малых архитектурных форм, мебели. Около десяти лет назад потребность в них была очень высокой, и наши изделия пользовались спросом во многих областях. Удалось заработать определенный капитал. На эти средства в 2006 году начали строить плодоконсервный завод. В 2008-м объект сдали, но запуск завода пришлось отложить на четыре года. Только в начале прошлого года провели модернизацию на замороженном объекте и установили первую линию по выпуску плодоовощной продукции.

 

Смена приоритетов

— Спрос на продукты питания не зависит ни от строительных бумов, ни от других обстоятельств, поскольку человек без них обойтись не может. Поэтому мы, не сворачивая прежней деятельности, наладили выпуск консервной продукции, — говорит У. Оралбек.

Сейчас на консервном заводе выпускаются в стеклянных банках разных емкостей соки, томатная паста, консервированные огурцы и помидоры. Продукция востребована по всей республике. Готовится к отправке в Актау партия из 10 тысяч банок. Несмотря на то что прошедший год был, так сказать, пробным, на заводе переработали около 500 тысяч тонн овощей и фруктов. В текущем году дополнительно устанавливают еще две линии по выпуску соков и консервированных овощей. Во втором цехе, строительство которого уже завершилось, будет линия по выпуску соков в тетрапакетах.

Со сбытом продукции проблем нет. В начале февраля уже заключены договоры с Западно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областями, планируются поставки в Россию.

— Если не завоюем рынок у соседей, то хотя бы ощутимую поставку туда организуем, — уверен Улан Оралбек. — Наши менеджеры уже над этим работают. На натуральные продукты у россиян спрос большой, и наша продукция нравится.

Нехватки сырья предприятие тоже не испытывает. Жамбылская область аграрная, огурцы и помидоры — самые дешевые в стране. Правда, в прошлом году пришлось закупать огурцы в соседней Южно-Казахстанской области, потому что наши сельчане еще весной заключили договоры с другими перерабатывающими заводами и отправляли им урожай прямо с полей.

— В текущем году решили пораньше заключить договоры и работать полностью на местной продукции, — объясняет собеседник. — Кроме того, в Байзакском районе у нас есть свои земли, сами будем выращивать овощи. Что касается тары, то здесь положиться на отечественного производителя не можем. Только в прошлом году приобрели 400 тысяч двух-литровых банок в Челябинске. Будем сотрудничать с этим поставщиком и дальше, поскольку наладили с ним взаимовыгодные отношения.

Если взять за единицу учета двухлитровую тару, то в текущем году предприятие собирается выйти на рубеж в два миллиона банок. Это позволит удвоить количество рабочих мест (сейчас на заводе трудятся 200 человек). Увеличатся также бюджетные отчисления. При увеличении спроса концерн имеет возможность открыть еще один перерабатывающий завод. База для этого создана заблаговременно. В планах на перспективу заложен также выпуск бутилированной воды, в том числе и газированной, выпуск напитков, начиная от лимонада и заканчивая компотами.

 

Ставка на качество

Первостепенное значение на плодоконсервном заводе отводят качеству выпускаемой продукции. Да иначе и быть не может, поскольку рядом находятся Южно-Казахстанская и Алматинская области, где есть десятки заводов, специализирующихся на выпуске консервированных овощей и соков, которые давно уже в числе флагманов отечественной перерабатывающей промышленности. Конкуренция сильная. Чтобы быть с ними хотя бы наравне, приходится и на внешнее оформление обращать внимание, и на вкусовые качества.

Дополнительные трудности возникли и в связи с тем, что с января текущего года страны, входящие в Таможенный союз, получили право участвовать в госзакупках на территории Казахстана, создав дополнительную конкуренцию отечественным предприятиям.

— Поскольку, к примеру, в Беларуси государство существенно субсидирует сельское хозяйство, себестоимость продукции в этой стране очень низкая, — отмечает Улан Оралбек. — Предприятия могут себе позволить реализацию по невысоким ценам. Нам же приходится искать пути удешевления выпускаемого товара, не снижая его качества. Да и совесть не позволяет зарабатывать на здоровье людей. Наши соки пьют и взрослые, и дети. Прибыль стараемся получить из оборота, за счет увеличения объема продаж. Наши менеджеры наладили тесную связь с дистрибьюторскими компаниями. Единственное, что пугает, — ежегодное повышение тарифов на энергоносители и воду. Из-за этого мы не можем планировать на длительную перспективу. Составляем цены по одним расценкам, заключаем по ним договоры, а себестоимость продукции растет. А ведь договоры-то долгосрочные — на два-три года! Разницу приходится покрывать из своего кармана.

— Очень радует, что Президент страны Нурсултан Назарбаев так много внимания уделяет предприятиям, перерабатывающим сельхозпродукцию, — говорит руководитель концерна. — Госпрограммы, в том числе и «Дорожная карта бизнеса-2020», очень актуальны. Но мы не участвуем в них, потому что даже те семь процентов, которые придется выплачивать за кредит, на производителей ложатся тяжелым бременем. Перерабатывающие производства нуждаются в долгосрочных и среднесрочных кредитах, а им предлагают краткосрочные. Нужно учесть, что переработка сельхозпродукции идет только в летний и осенний период, а реализация ее начинается в феврале. Начиная с ноября продукция складируется. Если взять кредит, то в те три месяца, когда продаж нет, выплачивать его не по силам. Имея долгосрочный кредит, наше предприятие могло бы выйти на миллиардные обороты.

Василий МАЗУР, фото автора

Комментарии закрыты.