The news is by your side.

Не досуг. Как спорт превратился в бизнес

Как спорт превратился в бизнес

Нередко хорошее начинание из-за отдельных чересчур «предприимчивых» лиц постепенно приобретает негативные оттенки, как это случилось с проектом подушевого нормативного финансирования детей, занимающихся в секциях и кружках по государственным творческому и спортивному заказам.

Заместитель руководителя управления физической культуры и спорта Нуржан Жолдасбеков считает, что изначально не были продуманы механизмы мониторинга деятельности предпринимателей, работающих на платформе artsport.edu.kz, а также сдачи и приема отчетности. По сути все должно было строиться исключительно на доверительных отношениях, что, откровенно говоря, вызывало опасения. Ведь неоднократно были зарегистрированы случаи, когда ответственные за большие государственные деньги поддавались соблазну и ловились за их хищение.

В результате мониторинга, проведенного антикоррупционной службой региона, выяснилось, что с октяб­ря прошлого года в области начался активный прирост количества детей по проекту. В начале внедрения программы число детей в регионе, занимающихся бесплатно в творческих кружках и спортивных секциях, достигало одной тысячи. Но с каждым месяцем желающих становилось все больше, а вместе с ними увеличивалось и число услугодателей.

Установлено, что выплаченная сумма одному из предпринимателей за два месяца заметно выросла. В сентябре прошлого года она составила около 1,8 миллиона тенге, а уже в ноябре — 7,6 миллиона тенге. Аналогичная ситуация сложилась с другим бизнесменом. В первый месяц осени он получил чуть более 66 тысяч тенге, а в ноябре отчисления достигли почти двух миллионов тенге. То есть выплата услугодателю за два месяца выросла в 30 (!) раз. У третьего же в начале было около 36 тысяч тенге, через 60 дней показатель вырос до более чем трех миллионов тенге. Другими словами, выплата поставщику увеличилась в 80 (!) раз.

Изучение этого вопроса сотрудниками антикоррупционной службы области привело их к выводу: на сегодняшний день среди населения сложилось мнение, что подушевое финансирование — это легкий способ обогащения за счет бюджетных средств. Из-за пробелов в документировании у недобросовестных поставщиков появилась возможность предоставлять отчетность по собственному усмотрению. Пользуясь этим, некоторые учредители детских внешкольных учреждений отправляют недостоверную информацию о количестве занимающихся детей. К тому же со стороны операторов осуществление контроля полностью отсутствует. В связи с чем предполагается, что текущий прирост заинтересованных поставщиков услуг детского внешкольного воспитания связан именно с «легкостью» выполнения данных видов государственного заказа.

В областном спортивном ведомстве подозревали, что такое может случиться. Ведь механизм проекта предусматривает работу в дистанционном формате. Тогда как узнать, соответствуют ли требованиям подобранные специалисты на самом деле, на каком уровне проходят занятия, да и проводятся ли они вообще? На их вопросы ответов, к сожалению, нет до сих пор.

В ходе мониторинга были установлены факты исполнения госзаказов поставщиками, вид деятельности которых не имеет никакого отношения к спорту или творчеству, а именно торговля, ремонт, производство сельхозпродукции или ресторанный бизнес.

К примеру, одна поставщица услуг указала, что у нее в спортивных секциях занимаются 838 детей. За четыре месяца предпринимательница получила более 27,5 миллиона тенге. Сумма выплаты с каждым месяцем становилась все больше. Но основное направление деятельности у данной бизнесвумен — розничная торговля продуктами питания, напитками и табачными изделиями.

Второй услугодатель официально должен заниматься отделочными работами, третий — трикотажными и чулочно-носочными изделиями, а четвертый — вовсе разведением крупного рогатого скота, но каким-то образом все они оказались в списке поставщиков по программе Art sport и каждый из них получил немалые средства из госказны. Из 69 поставщиков, выполняющих государственный спортивный заказ, 22 не имеют никакого отношения к спорту.

Что касается творческого направления, то в этой сфере выявлено девять фактов несоответствия экономической деятельности услугодателей. Есть и те, кто вовсе не проводил занятия.

Выяснилось, что некоторые поставщики начали осуществлять свою деятельность после внедрения системы подушевого нормативного финансирования.

Кроме того, установлено, что в настоящее время по области в сфере государственного спортивного заказа 158 непроверенных тренеров обучают порядка 10820 детей, а в сфере государственного творческого заказа 268 непроверенных лиц занимаются с 8649 детьми. В антикоррупционной службе региона считают данный пробел в нормативных правовых актах, регулирующих эту сферу, недопустимым упущением в части обеспечения безопасности детей.

К сожалению, система подушевого нормативного финансирования пока не показывает должного эффекта именно в части развития детского массового спорта и творчества. Оператор практически вслепую перечисляет бюджетные средства поставщикам, так как законодательно он не может проверить или каким-то образом провести мониторинг достоверности предоставляемых электронным табелем цифр. В связи с этим департамент по противодействию коррупции считает, что это результат отсутствия системы контроля и недоработанных НПА. И данное обстоятельство благоприятствует проявлениям коррупционных рисков. Именно поэтому в целях предотвращения неэффективного использования бюджетных средств и создания новых постоянных рабочих мест руководство областной антикоррупционной службы считает необходимым рассмотреть вопрос о передаче подушевого финансирования развития массового детского спорта и творчества в специализированные учреждения, такие как государственные спортивные школы и дома культуры. Кроме того, предлагается установить критерии для поставщиков с учетом их деятельности, допускать к работе с детьми только дипломированных специалистов, согласовывать подписи в табеле с родителями, ввести комиссионные выезды операторов и контроль с постоянной видеофиксацией, закрепить ответственных лиц для проведения мониторинга за посещаемостью занятий, а также дать возможность операторам проверять кандидатов.

— По обращению родителей мы взяли этот вопрос на контроль, — сообщил начальник управления областной прокуратуры Даурен Кубеев. — В реализации этой программы два проблемных момента: нехватка финансирования и непрозрачность работы. Что касается последнего, то, к примеру, мы выявили факт, когда одни и те же дети числились одновременно в нескольких кружках, которые расположены на отдаленном расстоянии. Причем занятия велись практически в одно и то же время. Физически это просто невозможно — быть в двух местах. Мы собрали материалы и направили в центральный аппарат и акимат области со своими рекомендациями для дальнейшей проработки этих вопросов. В настоящее время начата работа с родителями и тренерами.

Оператор государственного спортивного заказа Ерлан Калкеев в ходе брифинга на площадке региональной службы коммуникаций отметил, что программа Art sport будет работать и дальше. Средства на нее предусматриваются за счет местного бюджета. Однако из-за его ограниченности эти расходы будут лимитированы, а выдача дополнительных ваучеров в настоящее время приостановлена.

— В целях решения проблем, вызванных нехваткой средств, руководство области провело встречу с родителями и поставщиками услуг и дало ряд поручений. В том числе в целях контроля за работой поставщиков услуг государственного спортзаказа было поручено создать мониторинговую группу и провести исследование. Первые результаты выявили ряд недостатков, и в настоящее время деятельность некоторых поставщиков прекращена. Ваучеры незаконно работающих поставщиков сокращаются, а их работа будет изучаться весь год, — проинформировал Е. Калкеев.

Между тем платформа продолжает принимать заявки, и очередь поставщиков на получение государственного заказа растет ежедневно.

Михаил ТЁ, рисунок автора

Комментарии закрыты.