The news is by your side.

Не стоим на месте

Исследования, основанные на практике

Одним из приоритетов в стратегии развития Таразского государственного педагогического института является научно-исследовательская деятельность. В нее вовлечены преподаватели и студенты всех факультетов. В 2012 — 2017 годах реализовано шесть проектов с объемом финансирования 68 миллионов тенге. 

Научно-исследовательская деятельность в ТарГПИ осуществляется в соответствии с комплексной программой развития, миссией, целями и задачами вуза. Она включает в себя развитие системы подготовки научных и педагогических кадров, интеграцию с системой научных учреждений Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья, публикацию результатов научных исследований в республиканских и зарубежных высокорейтинговых научных журналах. Тематика научных исследований направлена на эффективное решение актуальных проблем в области педагогических, гуманитарных и естественных наук.

Ежегодно увеличивается участие представителей ТарГПИ в отечественных и зарубежных научно-исследовательских мероприятиях (конференциях, симпозиумах, форумах). Это стало возможным благодаря увеличению финансирования научно-исследовательских работ.

Особое внимание в вузе уделяется совершенствованию системы поощрений молодых ученых (бакалавров, магистров, докторантов), модернизации научно-лабораторной базы, приобретению нового оборудования и приборов, подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Руководит научной работой известный в Европе американский ученый, доктор Грегори Джейсон Белл. Он возглавлял департамент языков и современной литературы факультета гуманитарных наук Университета имени Томаша Бати в городе Злин (Чехия). Практику привлечения иностранных ученых в топ-менеджмент педагогических вузов ТарГПИ использует первым.

Степень участия профессорско-преподавательского состава в научно-исследовательской работе составляет в текущий момент 50,4 процента от числа штатных преподавателей.

 

Значимые проекты

Отделом научно-инновационных разработок руководит доктор PhD Гульнур Исабекова. Она рассказала о проектах, над которыми работали ученые вуза.

— В 2013 — 2015 годах на кафедре математики реализован проект «Спектральные проблемы вырождающихся дифференциальных операторов неклассического типа» под руководством кандидата физико-математических наук Абая Шыракбаева. Его стоимость составила 12 миллионов тенге. Результатом проекта является доказательство теоремы о существовании резольвенты, разделимости (коэрцитивной оценки) различных весовых оценок промежуточных производ-ных функций из области определения операторов, а также оценка собственных и сингулярных чисел (i1-чисел) для вырождающихся операторов неклассического типа, — говорит Г. Исабекова.

По ее словам, научная значимость работы состоит в том, что результаты по собственным значениям и S-числам позволяют предсказать устойчивость разностных уравнений и могут служить основой для численных расчетов.

На кафедре математики в 2014 — 2016 годах реализован проект «Об ограниченной обратимости и спектральные свойства сингулярных дифференциальных операторов смешанного типа». Им руководил доктор физико-математических наук, профессор Мусахан Муратбеков. Данное исследование стоило 15 миллионов тенге.

— Результатом проекта являются 18 научных работ, в том числе в изданиях, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки РК, и в международных рейтинговых журналах, входящих в базу данных Thomson Reuters, SCOPUS. В этом году планируется выпустить монографию и учебное пособие по результатам научных исследований, — отметила Г. Исабекова.

Также в 2012 — 2014 годах на кафедре химии и методики преподавания химии реализован проект «Разработка методик получения тонких фоточувствительных слоев сульфида кадмия из унитиолатных координационных соединений для применения в солнечной энергетике» (руководитель — кандидат химических наук, доцент А. Мажибаев) на сумму 15 миллионов тенге. Результатом проекта является патент «Способ получения сульфида кадмия» РК № 2013/0880. 1, инновационный патент РК «Способ получения полупроводникового сульфида кадмия из унитиолатных координационных соединений».

В период с 2012 по 2017 год на кафедре общей педагогики и психологии реализован масштабный проект «Модернизация высшего педагогического образования: внедрение и реализация дуальной системы обучения при подготовке педагогических кадров на примере инновационного сотрудничества ТарГПИ и Назарбаев Интеллектуальной школы города Тараза» (руководитель — доктор педагогических наук, профессор К. Бузаубакова) на сумму 14,6 миллиона тенге. Результатом проекта является публикация четырех научных статей в международных изданиях с импакт-фактором, издана монография за рубежом: Features of the dual system of education in higher institutions: the experience of Kazakhstan and Germany, Russia. Monograph. Berlin: epubli. de,2017. — 148р.

16 февраля текущего года проведен республиканский on-line семинар-совещание «Непрерывная педагогическая практика в системе дуального обучения: пути применения технологии, ориентированной на личности», открыт центр педагогического мастерства, 24 февраля проведены первые региональные педагогические чтения «Третья модернизация Казахстана: инновации в образовании и новаторский опыт». 27 — 28 апреля проведен международный форум «Внедрение дуальной системы обучения в подготовке педагогических кадров: зарубежный опыт и современная методика». Выпущен сборник трудов международного форума «Внедрение дуальной системы обучения в подготовке педагогических кадров: зарубежный опыт и современная методика» (Тараз: ТарГПИ, 2017). За два с половиной года опубликовано 52 научных труда.

Среди значимых проектов в вузе отмечают реализованный в 2012 — 2017 годах на кафедре казахской филологии проект «Целостность концептуальной тенденции наследия деятелей Алаш с идеей вечной страны и глобальный потенциал» (руководитель — доктор исторических наук, профессор Д. Кожамжарова) на сумму 6,2 миллиона тенге. Результатом проекта является издание учебного пособия «Мәңгілік Ел идеясы құндылықтары және Ұлы Дала елі», Тараз, 2017. За два с половиной года опубликован 21 научный труд.

— Не менее важный проект в 2012 — 2014 годах реализовывался на кафедре истории Казахстана. Работа, которой руководила доктор исторических наук, профессор Дария Кожамжарова, носит название «Қазақ хандығы. Энциклопедия иллюстрациялармен». Результатом проекта стоимостью шесть миллионов тенге является издание энциклопедии «Қазақ хандығы» в книжном и электронном вариантах, — говорит Г. Исабекова.

 

Делимся опытом

За последние пять лет в изданиях Тhомson Reuters, Scopus и Web of Sciens опубликовано более 50 работ жамбылских ученых. Это показывает высокую цитируемость наших преподавателей в мировой науке. Наиболее активными учеными являются доктора наук Мусахан Муратбеков, Дария Кожамжарова, Клара Бузаубакова, Майра Джилкишиева, PhD доктора Гульнур Исабекова, Раушан Таубаева, доценты Куляндам Джолчибекова, Гулнар Абдрахман, Орынкыз Джолдасова, Клара Сматова, Гаухар Санай.

Комитетом по контролю в сфере образования и науки РК и Российском индексе научного цитирования опубликовано в различных изданиях более 150 работ профессорско-преподавательского состава ТарГПИ.

В 2013 — 2017 годах было получено 43 авторских свидетельства, девять патентов, заявок на патент и предпатентов.

С 2015 года профессорско-преподавательский состав кафедры «Общая педагогика и психология» выполняет научно-исследовательскую работу совместно с Назарбаев Интеллектуальной школой города Тараза.

— Основной задачей данной работы является привлечение студентов к выполнению исследований в виде выполнения всей или части выпускных и курсовых работ. Результаты такой практики используются также при написании монографий, учебников и учебных пособий. В 2012 — 2017 годах опуб-ликовано 36 монографий, 16 учебников и 168 учебных пособий, — отмечает Г. Исабекова.

Издается научный журнал «Вестник Таразского государственного педагогического института» периодичностью один раз в квартал.

Ежегодно в институте проводится конкурс молодых ученых и студентов «Жас талап», раз в два года — научно-техническая конференция «Жас ғалым», в которой принимают участие профессорско-педагогический состав, студенты, магистранты, докторанты институтов, колледжей, лицеев, гимназий, школ.

ТарГПИ эффективно сотрудничает с рядом зарубежных институтов, академий, НИИ и отдельными зарубежными специалистами из России, Украины, Беларуси, Кыргызской Республики, Польши, Германии, Чехии. В их числе Московский педагогический государственный университет, университет Кембриджа и другие. Ведущие профессора ближнего и дальнего зарубежья читают лекции по спецдисциплинам студентам и реализуют совместные научные проекты на основе договоров о сотрудничестве.

Научно-исследовательская деятельность института осуществляется на шести факультетах, 26 кафедрах, в двух научных центрах. ТарГПИ осуществляет эффективную инновационную деятельность, заключающуюся в успешном продвижении инновационных методов обучения в учебный процесс.

Для оценки эффективности научной деятельности профессорско-преподавательского состава, кафедр и факультетов в институте успешно используется рейтинговая система. Подсчет научного рейтинга производится в соответствии с требованиями Положения о рейтинговой оценке деятельности профессорско-преподавательского состава и сотрудников кафедр и структурных подразделений ТарГПИ.

Айпери РЫСПЕКОВА

Комментарии закрыты.