The news is by your side.

Не все средства хороши

Внедрение обязательного медстрахования позволит минимизировать коррупционные риски.

Качественные услуги без коррупционной составляющей

Согласно международным рейтингам Всемирной организации здравоохранения, по показателям здоровья Казахстан находится лишь на 111-м месте среди 145 стран. По мнению заместителя председателя Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Алика Шпекбаева, одной из причин такого положения являются неустраняемые коррупционные риски. 

По данным агентства, преступления в сфере здравоохранения в большинстве случаев совершают руководители отделов аттестаций и аккредитаций, директора медицинских центров, специалисты, и связаны они по большей части с реализацией финансово-хозяйственных функций должностных лиц при закупке лекарств, медицинского оборудования, продуктов питания для больных.

— Только за два месяца этого года антикоррупционная служба возбудила 16 уголовных дел в отношении должностных лиц здравоохранения. В 2016 году и в первом квартале 2017 года к дисциплинарной ответственности привлекли 97 госслужащих в сфере здравоохранения, из них в министерстве — 33 человека, по регионам — 64. Наибольшее число дисциплинарных нарушений допущено в Алматинской, Атырауской, Кызылординской, Жамбылской, Костанайской и Западно-Казахстанской областях, — отметил Алик Шпекбаев.

Громкий коррупционный скандал в прошлом году разразился и в управлении здравоохранения акимата Жамбылской области. Был осужден бывший руководитель ведомства Ерлан Масалимов. Ему инкриминировалось использование служебного положения. По финансово-хозяйственной деятельности нарушений не выявлено.

По словам заместителя руководителя управления здравоохранения Марата Жуманкулова, была усилена работа по профилактике и выявлению коррупционных рисков, то есть тех действий, которые могут иметь коррупционную составляющую. Разработан план мероприятий по реализации антикоррупционной стратегии на 2017 — 2020 годы.

— В статус государственных переведены 18 видов услуг, оказываемых учреждениями здравоохранения. Теперь у каждой услуги есть свой регламент, вплоть до сроков. Половина из них оказывается в электронном формате, без участия человека. Мы отслеживаем, кто регламент не выполняет, виновных наказываем. Также с руководителями, бухгалтерами и сотрудниками подведомственных нам организаций проводятся семинары, на которых разъясняется, какие действия могут содержать коррупционную составляющую, как их избежать, какие меры нужно принимать в рамках действующего законодательства. Так как наиболее часто встречающиеся виды нарушений возникают при государственных закупках, специалисты отдела, отвечающего за эти процессы, были направлены на повышение квалификации в центр госзакупок в Астану, — пояснил М. Жуманкулов.

Кроме этого, в управлении работает телефон доверия, во всех медорганизациях региона созданы службы поддержки пациентов и внутреннего аудита, которые следят за качеством предоставления услуг и обязаны по принципу «здесь и сейчас» реагировать на жалобы населения. Руководители ведут блоги.

Только за первый квартал текущего года в управление поступили 12 жалоб на действия сотрудников медицинских учреждений.

— Обращения граждан у нас на особом контроле. В этом вопросе мы тесно сотрудничаем с неправительственным сектором. К примеру, у нас заключен меморандум с Гражданским альянсом области. Все обращения, которые к ним поступают по части здравоохранения, переправляются нам. Мы в оперативном порядке реагируем и стараемся их решить. Тесно сотрудничаем с ветеранскими организациями, учитываем и их пожелания. Одним из них было открытие в области реабилитационного центра для ветеранов и инвалидов. Благодаря поддержке руководства области сегодня ведется капитальный ремонт санатория «Айша биби» (на базе бывшей грязелечебницы в селе Кызылтан). Это будет санаторий для оздоровления инвалидов с различными профильными заболеваниями, ветеранов, а также больных, страдающих определенной группой хронических болезней. Рассчитан он на 120 коек. Также по просьбе населения в Таразе был открыт хоспис для людей, нуждающихся в паллиативной помощи. Мы активно работаем с общественным фондом «Амазонка», который реализует проект «Мобильный хоспис», где задействованы и наши специалисты, — рассказал Марат Жуманкулов.

Кроме этого, в области функционирует региональный call-центр, который доступен для каждого жамбылца. К нему подключены 47 медорганизаций. Позвонив на номер 555-160, жамбылцы могут не только проконсультироваться по различным медико-санитарным вопросам, но и пожаловаться в случае грубого отношения медперсонала или оказания неквалифицированной медицинской помощи.

— В прошлом году в call-центр поступило 3409 обращений, из них 24 жалобы, 167 носили информационно-разъяснительный характер. За первый квартал этого года обратились 785 человек. Из четырех поступивших жалоб лишь одна была обоснованной, — отметил замруководителя управления. — Все обращения в call-центр фиксируются в режиме аудиозаписи, ставятся на контроль. Оператор сразу же адресует жалобу в ту организацию, к которой прикреплен пациент. Заместитель врача по качеству этого учреждения должен в течение трех дней разрешить проб-лему. По истечении срока оператор call-центра перезванивает пациенту, чтобы удостовериться, удовлетворен ли его запрос. Наличие call-центра позволяет управлению здравоохранения анализировать характер и структуру обращений и, соответственно, вовремя принимать управленческие решения.

По мнению собеседника, внедрение обязательного социального медстрахования позволит еще больше минимизировать коррупционные риски.

— Предусмотрена прозрачная система сбора и распределения средств. На базе электронной системы здравоохранения у каждого застрахованного гражданина будет открыт доступ в личный кабинет, где можно будет отследить информацию об оказанных медуслугах, их стоимости, о ходе лечения, диагностике, результатах анализов и так далее. Пациент получает возможность не платить при обращении в частную клинику, если, конечно, у нее будет заключен контракт с Фондом социального медстрахования. Фонду даются большие полномочия, вплоть до проверок амбулаторных карт пациента, истории болезни. Если клиника оказывает некачественные услуги, договор с ней расторгается. Медорганизации будут заинтересованы в предоставлении качественной помощи, — заключил Марат Жуманкулов.

Анна МАСТЕРКОВА

Комментарии закрыты.