The news is by your side.

Ненаглядное пособие

Родители в шоке от сборника задач по математике

Полистав странички появившегося в продаже сборника заданий по математике для учащихся 2-4 классов профессора Лидии Глазыриной, рекомендованного Министерством образования и науки Казахстана, так и хочется подпилить ножку стула, взорвать школу, украсть деньги у тёщи, поругать Правительство и послать всех куда подальше. 

Задачи подобного содержания автор сборника предлагает использовать на уроках математики в младших классах для развития логического мышления и вычислительных навыков учащихся. Она считает, что задания, изложенные весело и непринужденно, позволят ученику незаметно втянуться в решение текстовых задач и понять, насколько занимательна и интересна математика как предмет.

Вот пример одной из веселых задач: «Петру Петровичу каждую ночь является привидение. Ровно в полночь оно встает из могилы и бредет от кладбища к дому Петра Петровича со скоростью 5 км/час. 2 часа привидение жутко воет под окном Петра Петровича, а потом с той же скоростью бредет обратно. В 6 утра привидение ложится в свою могилу. Узнай расстояние от кладбища до дома Петра Петровича».

В совокупности с телевизионными мультфильмами про монстров и компьютерными играми про потусторонние миры весело будет, судя по всему, не только ребенку, но и его родителям. С той лишь разницей, что ребенок станет постоянно смеяться, а родители — бегать в поисках опытного психиатра. Хотя и тот, видавший всякое, не сможет, наверное, переложить на понятный язык содержание простой и доступной задачки, предлагаемой ученым педагогом: «Мряка друсит пусики. На друську одного пусика Мряка тратит полдолгика. Сколько долгиков истратит Мряка на друську восьми пусиков?» Коротко, логично и… таинственно. Есть чем заинтриговать не желающего учиться оболтуса.

При этом составитель учебного шедевра ссылается на то, что в его основу легли материалы российских авторов с учетом национального компонента, а главное — казахстанские стандарты образования в начальном звене. Она компетентно заявляет, что пособие будет полезно не только учителям, заинтересованным в качественной подготовке учащихся к олимпиадам по математике, но и учащимся, стремящимся повысить свои математические способности. Каким будет это качество, можно судить по следующей задаче: «Из каждых 2575 двоечников один становится директором школы. Из скольких двоечников получится 14 директоров школ?». Может, это про нашу область?

А теперь попробуем разобраться, откуда у этого сборника ноги растут. Из книжки известного детского писателя Григория Остера «Вредные советы. Книга для непослушных детей и их родителей». Там в шутливой форме автор таких любимых детьми произведений, как «Котенок по имени Гав», «Так нечестно» и других, предлагает воспитывать детей, используя принцип наоборот. Например, если ребенку сказать: «Не ходи в ту комнату», он обязательно пойдет. Если ребенку говорить: «Не мой руки, с микробами вкуснее», он обязательно их помоет. Так вот, задачи, предлагаемые автором сборника по математике, позаимствованы из очередного шедевра Григория Остера «Ненаглядное пособие по математике», опубликованного еще в 1992 году. В нем Г. Остер предлагает 299 задач похожего содержания. Есть среди них и литературные изыски: «Личный попугай капитана Флинта изучил 1567 ругательств на разных языках. 271 — на английском, 352 — на французском и 127 — на испанском языках. Остальные ругательства попугай почерпнул из великого и могучего русского языка. Сколько ругательств почерпнул попугай капитана Флинта из русского языка?». И если количество нецензурных слов в этой задаче ученику сосчитать несложно, то в другой он и не будет их считать, а начнет угадывать само слово. Кстати, сделать это пока не удалось не только ребенку, но и ни одному взрослому: «Мальчик пишет на заборе неприличное слово из 15 букв. На каждые три буквы мальчик тратит по 62 см длины забора. Поместится ли на заборе неприличное слово, если вся длина забора 3 м 16 см?»

Ну как ощущения, вернее, кем вы себя ощущаете? Спешу успокоить: не вы одни такие. Подобный стресс уже давно пережили добропорядочные родители пуританского воспитания не только в странах ближнего, но и дальнего зарубежья. Одна учительница рассказывала, что в 2006 году в Германии, где она проводила свой отпуск, шли бурные телевизионные дебаты вокруг программы, заложенной в детские ноутбуки. Дошколятам предлагалось решать задачи похожего типа: «В родильном доме родилось шесть бебиков. Троих медсестра выкинула из окошка. Сколько бебиков осталось?»

Головоломки такого содержания, по мнению учителей математики, опасны для детей не только с этической стороны. Даже если у Г. Остера есть рациональное зерно, направленное на формирование у детей любви к математике, внимание их будет сконцентрировано не на этом: сначала они воспримут все худшее. Конечно, в своей творческой деятельности при подготовке к контрольным и самостоятельным работам педагог вправе пользоваться любыми методическими пособиями, как говорится, на свой вкус. Тем более что казахстанские учебники во многом ориентированы на программные разработки различных стран, в том числе и России. Учителя назвали немало других интересных авторов, добавляя при этом, что сборники прежних лет гораздо лучше современных. Кстати, не исключено, что введенное с этого учебного года новшество — обязательная ссылка в задачах на источник при проведении контрольных и самостоятельных работ — связано именно с цензурой используемого педагогом материала. Судя по тому, что сборник Л. Глазыриной включен в перечень книг, поступивших не только в розничную продажу, но и в библиотеки, он действительно разрешен нашим Минобразования и науки. Если так, то с педагога, как говорится, и взятки гладки. Не зря, наверное, Григорий Остер с самого начала предупреждал детей: «Эта книжка нарочно называется «Задачник», чтобы ее можно было читать на уроках математики, а не прятать под парту. А если учителя начнут возмущаться, говорите: «Ничего не знаем, Министерство просвещения разрешило!»

Наталья ПЕРФИЛЬЕВА,
Виктор БАРБАШ (фото)

Комментарии закрыты.