The news is by your side.

Незанятая ниша. Из 64 объектов придорожного сервиса региона только 35 соответствуют стандартам

Из 64 объектов придорожного сервиса региона только 35 соответствуют стандартам

Качество обслуживания в сфере туризма до сих пор вызывает справедливые нарекания казахстанцев. Особенно это касается автомобильного туризма и объектов придорожного сервиса, лишь половина из которых соответствует национальному стандарту. И поскольку возможности с комфортом передвигаться по просторам нашей огромной страны невелики, уповать на рост показателей внутреннего туризма не приходится.

Нестандартная ситуация

По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, в 2021 году вдоль республиканской сети дорог действуют 1854 объекта сервиса, из которых лишь 1070 (58 процентов) соответствуют требованиям нацио­нальных стандартов. В 42 процентах случаев причиной несоответствия является отсутствие теплых благоустроенных туалетов.

На заседании Правительства РК министр индустрии и инфраструктурного развития РК Бейбут Атамкулов отметил, что ежегодно в регионах строятся новые современные объекты, оказывающие весь спектр услуг. Существующие объекты приводят в соответствие с требованиями стандартов. По его словам, спустя четыре года в Казахстане на всех участках дорог республиканского значения построят объекты придорожного сервиса.

— До 2025 года дополнительно будут построены свыше 400 современных объектов, а все имеющиеся объекты придорожного сервиса будут приведены в соответствие с нормативами. На постройку таких объектов выделение средств из республиканского бюджета не предусматривается. Мы работаем совместно с бизнесом и местными исполнительными органами, чтобы создать все соответствующие условия. Выделена 651 площадка для создания инфраструктуры объектов придорожного сервиса. Определен национальный стандарт и категория класса не ниже международного уровня, — отметил министр.

Отдельно стоит остановиться на национальных стандартах качества объектов придорожного сервиса. Эти стандарты описывают требования к объектам четырех категорий — А, В, С и D. Самый высокий стандарт — А. Это многофункциональный комплекс не менее чем на 40 мест, куда входят кафе, гостиница, автозаправочная станция (АЗС) и станция технического обслуживания (СТО). Категория В отличается от категории А лишь количеством посадочных мест — до 40. Объекты категории С могут ограничиться лишь небольшим кафе и магазином. К категории D относятся автозаправочные пунк­ты с розничной торговлей.

А как у нас?

Что касается Жамбылской области, то, по данным управления туризма, ситуация примерно такая же, как и по стране. То есть национальным стандартам соответствует лишь чуть более половины объектов. Вдоль автомобильных дорог республиканского значения на территории области расположены 64 объекта придорожного сервиса, из них 35 объектов соответствуют требованиям национального стандарта. По остальным 29 объектам продолжаются работы по приведению к нормативам. В прошлом году в рамках стратегического плана восемь объектов были приведены в соответствие с требованиями стандарта.

Из 35 объектов, соответствующих стандартам, два относятся к категории В, девять — к категории С, 24 — к категории D. Объектов категории А пока нет. Главная причина несоответствия 29 объектов стандартам является отсутствие благоустроенных санитарно-гигиенических узлов, то есть теплых туалетов с водопроводом и канализацией. Два объекта планируется привести в соответствие с категорией В, 19 объектов — категорией С и восемь объектов —
категорией D.

Вся надежда на бизнес

Если на развитие придорожного сервиса не предусмотрены средства из рес­публиканского бюджета, то выходит, что ответственность за развитие этой части туристской деятельности ложится на плечи местных исполнительных органов, предпринимателей и АО «НК «КазАвтоЖол». Согласно информации, на официальном сайте нацкомпании «КазАвтоЖол» на сегодня имеются более 600 площадок отдыха на республиканских дорогах. Предпринимателям предлагается брать в аренду земельные участки, чтобы строить кемпинги и другие объекты придорожного сервиса. При этом паркинги для придорожного сервиса на этих площадках уже имеются. Отрадно, что компания «КазАвтоЖол» берет на себя работу по очистке и содержанию площадки, будет вывозить мусор, следить за ее освещением.

На сайте АО «НК «КазАвтоЖол» даже имеется специальный раздел «Придорожный сервис», где есть информация для предпринимателей и даже готовый бизнес-план. В частности, бизнесменам предлагается устанавливать мобильные модульные павильоны. На сайте можно подать заявку на установку такого павильона. В разделе разместили карту всех имеющихся площадок. Более того, начата работа по цифровизации этих площадок, после чего можно будет увидеть их фотографии с обзором на 360 градусов. Не выходя из дома, можно посмотреть всю информацию и отправить заявку, которая будет рассмотрена совместно с акиматами. Участки выделяются акиматами, а предприниматель должен предоставить эскизный проект будущего объекта. При этом у компании имеются готовые эскизные проекты категории А и В. Их можно бесплатно скачать на сайте. Со всеми вопросами можно обратиться в кол-центр компании по номеру 1403.

Таким образом, предпринимателю нужно выбрать земельный участок, затем узнать в акимате, свободен ли он, и подать заявку в акимат. Затем участок будет реализован через аукцион. После приобретения участка нужно подать заявку в КазАвтоЖол и предоставить эскизный проект. Компания гарантирует, что будет оказывать всяческую поддержку предпринимателям по ведению бизнеса, связанного с объектами сервиса на дороге. В том числе подразумевается помощь при работе с акиматами.

Не всё так гладко

Вот только представители туристического бизнеса не разделяют оптимизма руководства АО «НК «КазАвтоЖол». Более того, многие из них ничего не ведают о грандиозных плах компании по развитию придорожного сервиса.

По мнению руководителя ТОО «Жамбыл сервис» Валерии Батуевой, нужно регулярно информировать население о таком масштабном проекте республиканского значения. По ее словам, пока строительство придорожных объектов актуально лишь для трасс рес­публиканского значения. А дороги областного и районного значения могут не увидеть придорожного сервиса еще очень долго. Хотя там они также необходимы.

— Несмотря на то, что через нашу область ежедневно проезжают тысячи машин, мы пока не можем на этом заработать. Рентабельными можно считать лишь объекты, которые можно построить вдоль республиканских трасс. Там такой бизнес может принести прибыль. Да и то возникает много вопросов. Не говоря уже об областных и уж тем более районных дорогах, где построить заправку, СТО и кафе решится далеко не каждый предприниматель, — считает В. Батуева.

По ее словам, сейчас в Жамбылской области придорожный сервис находится в плачевном состоянии.

— С экскурсиями мы регулярно перемещаемся по региону и можем сказать, что на сегодняшний день объекты придорожного сервиса — это в основном старые постройки, где не соблюдаются санитарные нормы. Расположены они на трассах республиканского значения. В общей сложности есть лишь шесть или семь объектов, которые можно назвать комфортными. Заправок в регионе немало, но пунктов общественного питания вдоль дорог не хватает. Не говоря уже о теплых, уютных туалетах. Могу отметить лишь кемпинг «Тау Дос», куда входят гостиница, АЗС, кафе на 100 посадочных мест, автостоянка и магазин. В течение суток комплекс, расположенный вблизи села Акшолак Байзакского района, обслуживает десятки автомашин. Это пример того, как нужно строить объекты придорожного сервиса, — сказала В. Батуева.

Также спикер посетовала на недостаточную информированность населения о возможностях и прибыльности бизнеса вдоль дорог.

— Тема придорожного сервиса для жамбылцев в новинку. Это же не то же самое, что открыть продуктовый магазин или кафе. Дорожный сервис имеет свои нюансы и трудности. Когда предприниматель не имеет даже малейшего представления о том, как начать, как заработать в этой сфере, то он даже не будет рассматривать вариант с придорожным сервисом. Как распределяются участки и как заключается договор с АО «НК «КазАвтоЖол» — всю эту информацию нужно распространять в массы, иначе проект не получит должной реализации. Для начала имеет смысл провести специальные семинары, а затем предметно работать с теми предпринимателями, кто проявит заинтересованность и готов зайти в этот бизнес, — считает В. Батуева.

Темирлан КУСПАЕВ

Комментарии закрыты.