The news is by your side.

Нужен порядок. Что не запрещено, то разрешено?

Что не запрещено, то разрешено?

В Таразе продолжается безуспешная борьба с незаконными стоянками такси. Регулярные рейды не приносят должного результата. Освобожденная утром точка к вечеру обычно вновь забита машинами.

В областном центре сегодня действуют три большие стихийные стоянки перевозчиков: на автобусной остановке «Сельпо» на улице Сулейменова, на автовокзале и в микрорайоне Жансая.

К нам в редакцию обратился председатель Жамбылского областного филиала Союза водителей Казахстана Амантай Досмахамбетулы, который сам активно участвует в решении этой проблемы.

— Незаконные стоянки такси несут большой вред и мешают как пешеходам, так и автомобилистам. В местах, где можно припарковаться на обочине, они блокируют пешеходные тротуары, а на участках дороги с установленными бордюрами занимают целую полосу. Часто таксисты встают под запрещающими знаками и даже после замечаний сотрудников дорожной полиции снова возвращаются туда же, —
возмущается он.

А. Досмахамбетулы раз за разом предлагает новые способы выхода из этой ситуации, отправляя обращения в местные исполнительные органы и профильные министерства. Кроме того, он на собственные средства построил автостанцию на улице Сулейменова в районе остановки «Сельпо», соответствующую всем правилам перевозок.

— Я заасфальтировал площадку под стоянку автобусов. Рядом — крытые остановки и место для стоянки автомобилей. Въезд и выезд с территории станции отдельные, здесь же расположена намазхана, есть помещения для магазинов и закусочной, а также туалеты. Но и этого оказалось мало, чтобы привлечь водителей. Все, кто занимается незаконными перевозками на «Сельпо», знают о моей автостанции. Но никто из них нашими услугами не воспользовался, — рассказал он.

Местные исполнительные органы который год безуспешно борются с незаконными перевозками, но проблема остается по-прежнему актуальной то ли в силу лояльного отношения граждан, то ли из-за упорства самих водителей. Действительно, многие жамбылцы относятся к незаконным стоянкам такси и неорганизованным пассажирским перевозкам как к чему-то само собой разумеющемуся. А таксисты уверены, что их действия законны.

— Моя работа по перевозке граждан законна в полной мере. Другой вопрос — незаконная стоянка, мы нарушаем не по собственной прихоти. Занимаясь частным извозом, я могу сводить концы с концами в это сложное время. Но что делать, если меня лишат и этого? — высказался таксист Мамыржан Абдекеримов.

Стоит сказать, что стихийные парковки таксистов разместились в разных частях города. И в ходе рейдов по пресечению незаконной деятельности перевозчиков, ликвидации нелегальных парковок большинство таксистов пытается отстоять свою позицию. Мол, что не запрещено, то разрешено.

— Пассажироперевозки важны для экономики региона. Людям нужно добираться до работы и обратно, им выбирать, на автобусе или легковом автомобиле. Так почему бы не создать условия для таксистов вместо того, чтобы их разгонять и штрафовать? Если мы разойдемся по домам, никому не станет легче. Прошу акимат города: не создавайте 20 карательных групп, организуйте одну группу, которая будет содействовать, в том числе и нам. Организуйте стоянки, кооперативы, помогите сделать нашу деятельность законной, — просит водитель такси, пожелавший остаться инкогнито.

Пресечь деятельность частников на самом деле проблематично из-за многих факторов. Если на определенном участке дороги разрешена стоянка, значит, вполне легально на ней могут находиться и таксисты.

— В нашем регионе к таксистам относятся чересчур лояльно. А в Костанайской области, например, водителей такси штрафуют за незаконную парковку. В Нур-Султане стихийные стоянки перевозчиков ликвидируют. Практика показывает, что только так можно добиться положительного результата. Да, нужно предложить альтернативу тем, кто пожелает работать законно. Возродить таксопарки, организовать специальные карманы на обочинах, дать законопослушным водителям все имеющиеся инструменты. Но и нарушителей нельзя оставлять в покое, пока они не станут подчиняться закону или не уйдут из сферы перевозок, — считает житель областного центра Фархат Ярошбаев.

По подсчетам специалистов, средняя стоимость перевозки пассажира по городу Таразу составляет 500 тенге, а таких поездок в сутки совершается в среднем около 50 тысяч. То есть за сутки денежный оборот составляет 25 миллионов тенге, а в месяц — свыше 750 миллионов тенге. И большая часть этих сумм не облагается налогом.

Между тем на сайте Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития указано, что сотрудники транспортной инспекции могут проводить проверки в том числе с помощью передвижных постов. Нарушители выявляются как среди официальных перевозчиков при проверке на соответствие машин и документов требованиям законодательства, так и неофициальных. Ранее сотрудники инспекции проводили рейды лишь совместно с представителями департамента полиции, а сейчас могут делать это самостоятельно.

Многие из таксистов не знакомы с правилами перевозки пассажиров, что в большинстве случаев и является причиной нарушения закона. А согласно правилам, таксист должен предварительно подать уведомление о начале деятельности в качестве перевозчика в местный исполнительный орган.

Кроме того, его деятельность должна быть юридически зарегистрирована.

— Таксистам-частникам необходимо регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей в управлениях государственных доходов. Ставка налога для них составляет один процент от прибыли. Кроме того, они освобождаются от налоговых отчислений на срок до трех лет, — говорит руководитель управления департамента государственных доходов по Жамбылской области Умирзак Коспанов.

Стоит учесть, что в соответствии с приказом министра национальной экономики от 6 января 2015 года для осуществления перевозок такси допускается использование легковых автомобилей серийного производства, имеющих не менее четырех боковых дверей. Запрещается использование в качестве такси автомобилей с правосторонним рулевым управлением. Водители обязаны быть хорошо подготовленными. Транспортные средства должны проходить предрейсовый технический осмотр, а сами водители — медицинский осмотр. Если транспортное средство, как и водитель, не имеют перечня необходимых документов, значит, пассажир рискует сесть в неисправный автомобиль.

Чтобы прояснить ситуацию о борьбе со стихийными стоянками в регионе, мы отправили официальные запросы в местные исполнительные органы и после получения ответов продолжим публикации на эту тему.

Алексей ПОЛЯКОВ,
фото Юрия КИМА

Комментарии закрыты.