The news is by your side.

Покупки в один клик. Электронная торговля становится более популярной

Электронная торговля становится более популярной

Сегодня электронная торговля стремительно развивается, продажи в этом секторе растут большими темпами. Тенденция роста глобального рынка электронной коммерции многократно усилилась в результате ограничений во время пандемии, повлекшей за собой экономические и социальные потрясения.

Наблюдаемый ранее тренд перехода бизнеса в сторону развития своего бренда в Интернете стал еще более заметным. И это вполне логично, ведь, во-первых, возникшие ограничения, направленные на приостановление распространения COVID-19, вынудили многие компании перейти в интернет-торговлю, чтобы сохранить свой бизнес. А, во-вторых, сами потребители стали меньше посещать торговые офлайн-площадки и перешли в онлайн-магазины.

 

В ногу со временем

Для жителей Тараза онлайн-покупки тоже не в новинку. Многие пользуются услугами интернет-магазинов, оплачивая приобретенные товары через мобильное приложение.

— Мы и до пандемии часто находили все, что нужно, через Instagram. Вообще это очень удобно, экономит время. Так как сейчас большая конкуренция, каждый предлагает что-то новое, старается предоставлять качественные услуги, что тоже радует. Даже овощи и фрукты мы заказываем через Instagram, их доставляют в течение часа, — говорит жительница Тараза Айжан Абильдаева.

Мы поинтересовались, не боится ли она делать приобретаемые товары у незнакомых людей? И тем более заранее оплачивать. А как же качество товара?

— В первую очередь, я изучаю страницу продавца, количество публикаций, подписчиков. Читаю отзывы, комментарии. Смотрю, как реагирует продавец на обращения покупателей. Это тоже очень важно. Благо в нашем сегменте достаточно надежных площадок торговли онлайн, — сказала она.

В Таразе работают службы доставки еды, продуктов питания и лекарств. За считанные минуты они привозят заказ. Наверняка многие из вас замечали курьеров на велосипедах с желтыми сумками за спиной? Все, что вам нужно, чтобы заказать обед или ужин, — это мобильный телефон, энная сумма на счете и приложение службы доставки.

— Я работаю в службе доставки с прошлого года. У нас нет определенного оклада. Платят за каждый заказ, а также есть бонусы. В основном люди заказывают еду. Сейчас, в месяц Рамазан, объемы заказов снизились вдвое, — отметил курьер Алексей Синицын.

Интернет-торговля развивается и в районах области. Например, через Instagram многие хозяйки продают свежую выпечку, принимают заказы на приготовление блюд для мероприятий. Диана Алимова из района Т. Рыскулова говорит, что ее бизнес начался с того, что она стала делиться своими рецептами в социальной сети.

— Сначала родственники просили что-нибудь испечь на мероприятие или помочь с оформлением стола, потом соседи и односельчане. Сейчас даже из других районов поступают заказы. Не всегда получается выезжать. Но выпечку, салаты и холодные закуски готовлю и передаю через таксистов, иногда супруг отвозит, я мечтаю запустить производство полуфабрикатов, зарегистрировать свою торговую марку и сделать ее узнаваемой, — говорит она.

 

В глобальном масштабе

Экономисты прогнозируют значительный рост глобального рынка электронной коммерции в ближайшее время. По некоторым оценкам, к 2023 году объем продаж в Интернете приблизится к отметке 6,6 триллиона долларов США, тогда как в 2020 году этот показатель составлял 4,3 триллиона. Сохранится ли восходящий тренд и как развивается рынок электронной коммерции в Казахстане, разбирались аналитики FinReview.info.

В республике динамика роста рынка электронной коммерции соответствует общемировой. Согласно официальной статистике, объем рынка за 2020 год превысил 1,2 триллиона тенге, увеличившись почти в два раза по сравнению с 2019 годом.

Восходящий тренд сохранится в ближайшие пять лет. По данным Министерства торговли и интеграции, в этом году объем рынка Е-commerce достигнет 1,9 триллиона тенге. В центре развития торговой политики QazTrade оценивают рост рынка к 2025 году до 3,5 триллиона тенге.

Электронная коммерция способствует не только развитию и увеличению объемов внутренней и внешней торговли, но и росту безналичных платежей, сокращению издержек бизнеса и минимизации теневого оборота.

В 2020 году объем безналичных платежей вырос в 2,5 раза, — до 35,3 триллиона тенге. Тенденция роста наблюдалась и в прошлом году — в 2,4 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. При этом доля онлайн-платежей, проведенных посредством Интернета и мобильного телефона, составила 82,5 процента от общего объема.

 

Безналичный расчёт

Распространение в стране технологий безналичных платежей имеет экономический эффект для всех участников рынка. Ориентировочная выгода коммерческих предприятий, услугодателей и потребителей за счет такой формы оплаты составит порядка семи миллиардов долларов в год. Этот показатель рассчитан не с учетом полного отказа от наличных платежей, а при условии, что все жители страны начнут использовать безналичные платежи так же активно, как это делают 10 процентов наиболее активных пользователей.

В частности, предприятия могут получить свыше 4,6 миллиарда долларов чистой выгоды, включая рост объемов продаж за счет расширения базы онлайн-клиентов. Потребители услуг могут сэкономить около 420 миллионов долларов за счет проведения банковских, розничных и транзитных операций. А органы государственного управления могут увеличить прямую выгоду до 1,9 миллиарда долларов, в том числе нарастить объем налоговых поступлений, ускорить экономический рост и сократить количество преступлений, связанных с наличными деньгами.

 

Что обеспечивает рост отечественного рынка e-commerce?

Среди факторов, спровоцированных пандемией и повлиявших на развитие e-commerce, следует отметить приток новых покупателей. За период само­изоляции количество активных покупателей в Интернете выросло на 600 тысяч — с 3,2 до 3,8 миллиона. Очевидно, часть из них начали делать покупки в Интернете, поскольку лишились привычной возможности посещать офлайн-площадки. Кто-то из этих пользователей откажется от приобретения товаров и услуг онлайн, как только прежний сценарий станет вновь доступным, однако большинство продолжат покупки в Сети, оценив удобство и преимущества такого сервиса.

 

Удалённая занятость

В 2020 году около 70 процентов работников перешли на дистанционный режим работы. В 2021 году порядка 20 процентов сотрудников продолжили работать удаленно. При этом данный показатель может увеличиваться в связи с появлением новых штаммов коронавируса. В пример можно привести нынешний тотальный локдаун в Шанхае. Этот фактор будет дополнительно стимулировать развитие электронной торговли, так как из-за ограниченного функционирования офлайн-площадок люди будут искать привычное многообразие товаров в интернет-магазинах.

 

Е-commerce в ближайшем будущем

Государство делает ставку на развитие рынка электронной коммерции, определяя его как один из драйверов экономики. После ускоренного роста в 2020 году дальнейшее развитие рынка стало невозможным без совершенствования мер государственного регулирования и улучшения инфраструктуры электронной коммерции как для внут­ренних продаж, так и для экспорта. В Министерстве торговли и интеграции выделяют три ключевых инструмента развития e-commerce. Первый — стимулирование электронной торговли и обучение малого и среднего бизнеса. Второй — развитие службы доставки и логистических сервисов. Третий —
развитие онлайн-трансграничной торговли.

Работа в данных направлениях ведется совместно с FinTech Hub МФЦА, Фондом развития предпринимательства «Даму» и международными организациями Mastercard, VISA, USAID. Уже достигнуты первые результаты такого сотрудничества. Например, с мая 2021 года казахстанским бизнесменам открыли доступ к торговле на интернет-площадках Amazon, Ozon и eBay. География этих площадок охватывает более 190 стран мира, то есть теперь предприниматели смогут торговать и за рубежом. Для отечественных производителей с 2020 года доступен экспорт товаров через платформу Alibaba. Уже около 100 компаний, в том числе «Арал тұз», «Еуразиан фудс», «Агро продакт», «Актобе биф» и «Саумал», заключили экспортные контракты на 45 миллионов долларов.

На маркетплейсе Alibaba.com размещены более четырех тысяч казахстанских товаров: макаронные изделия, мука, мед, кондитерские изделия, мясо, напитки, растительные масла, мебель, одежда, товары для детей и многое другое. Заказчиками выступили покупатели из Китая, Македонии, ОАЭ, Омана, стран ЕАЭС и Центральной Азии. Через платформу Alibaba.com казахстанские экспортеры также ведут переговоры со странами Юго-Восточной Азии (пищевая продукция), Ближнего Востока (мед, мясная продукция). Страны ближнего зарубежья проявляют интерес к таким видам товаров, как фильтры, текстиль, электротехника. Оператором услуги по выводу отечественных предприятий на международную электронную платформу Alibaba.com является QazTrade.

Казахстанским производителям также открылся и более широкий доступ на российский маркетплейс Ozon.

Гигант российского e-commerce — это 16-миллионная база постоянных покупателей и более 80 миллионов ежемесячных пользователей. На маркетплейсе представлены товары в 20 разных категориях — от одежды и продуктов питания до детских товаров и косметики. И это большой потенциал для казахстанских предпринимателей.

Теперь любой казахстанский производитель может предложить свой товар на этой универсальной площадке. Впрочем, казахстанская продукция (обувь, украшения и сельхозтовары) и раньше была представлена на Ozon, но, как и в случае с Wildberries, для выхода на площадку отечественные компании должны были открывать филиалы на территории Российской Федерации. А это крайне неудобно и затратно для бизнеса.

— Выходу местного бизнеса на Ozon способствовало совершенствование логистики: с мая наши предприниматели могут доставлять товары в Россию прямиком до клиента самостоятельно или с помощью сторонних перевозчиков. В скором времени Ozon также предложит свой перечень партнеров-логистов, которые будут возить товары казахстанского бизнеса в Россию. Также сейчас прорабатывается возможность складирования наших товаров для последующей доставки по России и другим регионам, — сообщили в Министерстве торговли и интеграции.

 

Налоговые льготы

Отметим, что предприятия e-commerce в Казахстане освобождены от уплаты подоходного налога до 2023 года. Но для этого бизнес должен соответствовать сразу нескольким условиям: оформление сделок по продаже товаров должно проходить в электронной форме; оплата товаров должна производиться безналичным платежом; у предпринимателя должна быть собственная служба доставки товаров или заключен договор с перевозчиками грузов либо курьерской или почтовой службой. Налоговым законодательством не установлены порядок и условия заключения договоров с физлицами по доставке товаров, а также ограничения по заключению таких договоров.

Если деятельность компании соответствует этим условиям, предприниматель должен подать уведомление в налоговый орган и встать на регистрационный учет как налогоплательщик, осуществляющий отдельный вид деятельности — электронная торговля товарами. Это можно сделать в налоговых органах (elicense.kz). Форма уведомления размещена на сайте Комитета государственных доходов kgd.gov.kz: главная — деятельность — электронная торговля.

Для предприятий электронной торговли (пункт 3 статьи 293 Налогового кодекса) корпоративный подоходный налог, исчисленный в соответствии со статьей 302, уменьшается на 100 процентов. Положения этой статьи применяются в случае, если доходы от осуществления электронной торговли товарами с учетом превышения суммы положительной курсовой разницы над суммой отрицательной курсовой разницы, возникшей по операциям такой деятельности, составляют не менее 90 процентов совокупного годового дохода. При несоблюдении данного условия налогоплательщик не вправе применять положения этой статьи. Также налогоплательщик, применяющий положения статьи 293, не вправе применять другие положения Налогового кодекса.

Айжан АУЕЛБЕКОВА

Комментарии закрыты.