The news is by your side.

Помогать надо с умом. Систему субсидирования аграриев ждут большие изменения

Систему субсидирования аграриев ждут большие изменения

Субсидирование сельского хозяйства распространяется на множество секторов производства и требует немалых бюджетных затрат. Между тем зачастую выделенные средства расходуются бесконтрольно и не по целевому назначению, попав в руки коррупционеров. Оттого отдача от государственных вложений не приносит ожидаемых результатов.

Реальное положение

Субсидирование в сфере АПК зачастую связано с коррумпированными проявлениями. С 2017 по 2021 год объем субсидий в агросекторе страны составил 2,9 триллиона тенге. За тот же срок расследовались 144 уголовных дела, связанных с реализацией госпрограммы развития АПК. Уголовные дела в основном заводились за взятки, хищения и мошенничество. Ущерб составил более двух миллиардов тенге.

Все чаще выявляются факты неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств, хищения. В частности, выявлены случаи фиктивного заключения договоров на приобретение животных, предоставление ложных сведений об освоении кредитов, бездействие должностных лиц в отношении недобросовестных кредиторов.

Основной причиной совершения преступлений является несовершенство нормативно-правовых актов, которые регламентируют порядок и процедуру выдачи субсидий.

 

Неэффективные меры

За последние пять лет правила субсидирования меняли 47 раз. Между тем процедура выдачи субсидий регламентируется 17 правилами. Они имеют единообразное и типовое содержание и не предусматривают ответственность должностных лиц, которые отвечают за выплату госсубсидий.

Согласно правилам субсидирования, ответственность за достоверность информации о развитии животноводства и продуктивности принятых мер несут сами фермеры, а чиновники лишь проверяют полноту предоставленных сведений.

Чтобы сделать механизм выдачи субсидий прозрачным, в разные годы принимались различные меры.

Напомним, еще в 2014 году механизм субсидирования сельхозтоваропроизводителей был совсем другим. Правила выдачи субсидий отличались даже в регионах: порядок и правила их предоставления устанавливались акиматами. И тогда Правительство заявило о пересмотре существующей системы субсидирования. Меры по совершенствованию субсидирования были сгруппированы в три блока, пересмотрен механизм субсидирования в семеноводстве, административные процедуры при выдаче субсидий упрощены. Эти меры должны были обеспечить стимулирование роста производства и повышение качества продукции, способствовать развитию кооперации, повышению производительности.

Но что-то пошло не так. В том же году возникли споры в вопросе налогообложения и получения субсидий казахстанскими сельхозтоваропроизводителями. Тогдашний министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков обратил внимание на отсутствие учета со стороны государства. Были выявлены факты, когда крупное агроформирование с пятью тысячами дойных коров, большой площадью земли, платило налоги как небольшое крестьянское хозяйство. А товарищество с ограниченной ответственностью, которое в 10 раз меньше того КХ, платило большие налоги. И вот поручили вести строгий учет за тем, кто какие налоговые нагрузки несет.

В 2016 году в Правительстве впервые заговорили об автоматизации процесса выдачи субсидий сельхозтоваропроизводителям, чтобы исключить человеческий фактор. Оператором стала Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен», задача которой направлять бюджетные средства в автоматизированной системе выдачи субсидий. Отметим, что на сегодняшний день уже автоматизированы 94 процента госуслуг, которые оказываются через Минсельхоз.

Но и автоматизация не устранила коррупционных рисков. В 2017 году Первый Президент РК — Елбасы Нурсултан Назарбаев отметил неэффективность контроля за целевым расходованием субсидий в сельском хозяйстве. Он заявил о том, что субсидии используются нерационально, более того, стали кормушкой для местных органов и компаний. Нурсултан Назарбаев поручил Генеральной прокуратуре, Счетному комитету досконально разобраться с расходованием субсидий в агропромышленном комплексе.

С 2019 года заявки на получение субсидий подаются в электронном формате через портал qoldau.kz. Он создан для автоматизации процессов и устранения коррупционных рисков, однако электронный формат подачи заявок стал проб­лемой для фермеров. Электронная очередь действует только при наличии финансирования, нет возможности встать хотя бы в лист ожидания. При этом несвоевременная подача заявки вовсе исключает возможность получения субсидий, так как они распределяются в течение короткого времени. Факты взяточничества не прекратились.

 

Нужны новые подходы

В начале текущего года на V Республиканском форуме предпринимателей по вопросам противодействия коррупции председатель Агентства РК по противодействию коррупции РК Марат Ахметжанов заявил о хищениях субсидий, выделенных на сельское хозяйство. Посчитано, что за пять лет на субсидирование выделено более одного триллиона тенге. Более половины (54 процента) уголовных дел, возбужденных по сельскому хозяйству, связаны с хищением субсидий.

Агентство по противодействию коррупции предложило интегрировать порталы государственного планирования и госзакупок и публично размещать бюджетные заявки. Предложено также внед­рить сопровождение бюджетных средств с момента их выделения до отчета по освоению.

В акиматах регионов провели совещания по этому вопросу, руководителей государственных органов призвали провести разъяснительную беседу с сотрудниками, усилились профилактические антикоррупционные меры.

На одном из совещаний в акимате области глава региона Бердибек Сапарбаев отметил, что из-за недобросовестных чиновников далеко не все фермеры могут воспользоваться субсидиями.

Пресс-секретарь областного управления сельского хозяйства Тунгыш Жанузаков сообщил, что в текущем году предусмотрено затратить 17,2 миллиарда тенге на субсидии, из них 5,8 миллиарда уже выданы 3055 хозяйствам.

Для сравнения: в 2014 году сельхозпроизводителям Жамбылской области выданы субсидии всего лишь на 225,4 миллиона тенге.

 

Вложения не оправдываются

Из года в год крестьяне и депутаты требуют увеличения сумм субсидирования. При этом агроформирования все еще не удовлетворяют полностью потребности населения в продовольствии, потому регион и остается зависимым от импорта. Поэтому и цены на продукты постоянно растут. По Казахстану производительность труда в АПК составляет всего пять тысяч долларов США на человека и не выдерживает сравнения даже с соседями по Евразийскому экономическому союзу. Для сравнения: в России этот показатель составляет 18,4 тысячи долларов США, в Беларуси — 33,5 тысячи долларов.

Вместе с тем, согласно поручениям Правительства, в 2022 году Казахстан должен увеличить производительность труда и экспорт переработанной сельхозпродукции в 2,5 раза.

Рост производительности труда зависит от технической оснащенности. Однако данные управления сельского хозяйства показывают, что 80 процентов техники изношено, показатель обновляемости довольно низкий.

 

Ветераны отрасли советуют

Напомним, почетный гражданин Кордайского района и области, ветеран труда Анатолий Шупта в статье «Все новое — это хорошо забытое старое» («Знамя труда», № 57 от 17 мая 2021 года) рекомендует отказаться от субсидий и льготных кредитов и предлагает открыть в регионе машинно-тракторные станции. По его словам, МТС решили бы многие финансовые проблемы сельчан. Он предлагает и другие новые подходы государственной поддержки агропромышленного комплекса, в частности, перераспределение объема запланированных средств господдержки.

 

Комплексный антикоррупционный анализ

По поручению Главы государства Касым-Жомарта Токаева Агентство по противодействию коррупции приступает к проведению масштабного анализа сферы субсидирования в агропромышленном комплексе.

Целью данной работы является обеспечение прозрачной, справедливой системы предоставления субсидий начиная с момента подачи заявок до выдачи сумм, снижение уровня коррупции и бюрократии, устранение препятствующих ведению бизнеса административных барьеров.

Для этого будут проанализированы все нормативные документы, действующая практика предоставления субсидий в регионах, уголовные дела и судебные решения, жалобы и обращения сельхозпроизводителей.

Будет организован выезд специальных групп в регионы для встреч с жителями регионов и изучения ситуации.

Агентство по противодействию коррупции призывает к сотрудничеству и участию всех неравнодушных граждан. Для этого ведется сбор предложений от представителей агробизнеса через электронную почту: taldau@antikor.gov.kz, а также WhatsApp номер +7 778 668 99 20. Можно обратиться к представителям рабочей группы через площадки филиалов НПП «Атамекен» и Antikor-центров во всех регионах страны.

Мы связались с представителями Агентства по противодействию коррупции, чтобы узнать подробности о том, как будет проходить комплексный антикоррупционный анализ в сфере субсидирования сельхозпроизводителей. Оказывается, уже создана рабочая группа, которая проведет комплексный анализ механизма субсидирования в АПК. Такие структуры появятся во всех регионах страны. В эту группу вошли представители Министерства сельского хозяйства, Агентства по противодействию коррупции, Ассоциации фермеров Казахстана, сельхозтоваропроизводители, сотрудники НПП «Атамекен» и других ведомств. Члены группы будут постоянно на связи с общественностью и бизнесом, чтобы выяснить реальное положение дел в секторе.

Кроме того, при Минсельхозе работает проектный офис «Адалдық алаңы» с созданием общественного совета, через который поступают предложения со стороны агробизнеса.

Основная цель комплексного анализа — устранение коррупционных рисков в субсидировании. По итогам проведенной работы будут внесены изменения в правила субсидирования сельского хозяйства. Предлагается также определить обязанности местных исполнительных органов по рассмотрению заявок от сельхозпроизводителей и степень ответственности должностных лиц, осуществляющих выплату субсидий.

Примечательно, что буквально за четыре дня с момента размещения информации о сборе предложений от рядовых казахстанцев в Агентство по противодействию коррупции поступило более 30 обращений. После сбора данных начнется проверка для оценки эффективности использования бюджетных средств, предназначенных для выдачи субсидий.

Лола НУРМАТОВА

Комментарии закрыты.