The news is by your side.

«…Поправь колыбель»

Омирбек Байгельди

Как сделать Казахстан процветающим

Если перелистывать 25-летнюю историю независимости, то обязательно встретите в ней имя этого человека — сегодняшнего уважаемого аксакала, каждое слово которого имеет особый смысл, у которого есть что сказать о сегодняшнем и завтрашнем дне страны, первого председателя Сената двухпалатного Парламента. Наш корреспондент встретился с государственным и общественным деятелем Омирбеком Байгельди и попросил поделиться тем, что заботит его в настоящее время. 

— Великий Абай говорил, что и мыслей много, и переживаний много, если начнешь думать, ни мыслей нет, ни переживаний нет, если перестанешь думать. Вы — человек, много повидавший на своем веку, из виденного сделавший выводы, Вы всегда в поиске, много читаете. Скажите, о чем сейчас думаете?

— Абай знал, что говорить. Чем больше думаешь, тем больше мыслей приходит на ум. Например, я много думал о мудрости «Если хочешь стать народом, поправь колыбель». В ней заключена бездонная, глубокая мысль. В прошлом веке, когда казахи лицом к лицу столкнулись с непреодолимыми трудностями и их численность резко сократилась, когда была истреблена национальная элита, эти слова заставили народ подумать о будущем. Люди тогда не могли открыто говорить о великих целях, но поняли, что этими словами можно выразить самые потаенные мысли о будущем нации. Мы — народ, который всегда стремился к численному росту. Демографическая проблема встала перед Европой недавно. Но она там рождена не от того, что кто-то их уничтожал физически. Они сами в одно время сократили рождаемость. И когда перед европейскими народами встал вопрос «Что делать? Как выйти из положения?», они нашли выход из сложившейся ситуации — стали принимать мигрантов со стороны.

Перед нами тоже стоит вопрос: как поправить демографическую ситуацию? Начать принимать мигрантов со стороны, или есть возможность самим расти численно? И когда начинаешь думать над такими вопросами, на память приходит старая поговорка. Но почему-то люди воспринимают ее грубой. Авторство поговорки приписывают Толе би, который сказал: «Тринадцатилетний мальчик — глава семьи». Мы знаем, что Толе би не говорит попросту. Поэтому, естественно, задаешься вопросом, что побудило его сказать так.

Исследования национальной истории наталкивают на такой вывод. Жестокая война с джунгарами длилась около 200 лет. Враг нападал каждый день, устраивал побоище, резню. Мужчины, способные держать оружие, гибли на войне, женщины вдовели, численность молодых женщин и девушек намного превышала численность мужчин. Видя такое положение, мудрый предок понял, что скоро некому будет давать отпор врагу. Он вычислил, что если даже женить 15 — 16-летних юношей, все равно женщин будет больше, чем мужчин. И чтобы вырасти численно, нужно женить мальчиков уже в 13 лет. Только тогда можно выправить демографическую ситуацию. Только в таком случае в ближайшие 16 лет численность казахов станет расти.

И в наше время народ пережил трагедии, которые выпали на долю поколения Толе би. Слава Богу, мы начали возвращать на землю отцов соотечественников, которых судьба раскидала по миру. И за счет этого несколько поправили демографическую ситуацию. Вот почему мы должны помнить о мудрости, которая призывает начать с колыбели. У нас впереди много работы.

Наряду с этим есть и другие вопросы, которым нужно уделить внимание. Например, нам не следует отталкивать от себя представителей других этносов, проживающих в Казахстане, напротив, нужно притягивать их к себе. Думаю, что этот путь в будущем даст хорошие результаты, так подсказывает мне сердце. Вспомните, как вчера Дмитрий Баландин, выиграв золотую олимпийскую медаль, приложил руку к сердцу и, волнуясь, исполнил наш Государственный гимн! А возьмите Геннадия Головкина! Надев старинный казахский чапан, он сказал: «Я казах!» Как тут не сказать о русских и корейских девчатах, по-казахски свободно говорящих с экранов телевизоров! Не представляю, как можно таких людей отталкивать от себя?! Мы не должны никого делить по национальному признаку, напротив, нужно взять всех в свои братские объятия. Вот поэтому основную работу нужно перенести в детские сады и школы.

— Действительно, если внимательно посмотреть на родословную казахов, то можно увидеть такие роды, как естек, кыргыз, туркмен, черкеш. Например, естеки — это башкиры, следовательно, в исторической памяти народа сохранилось это название.

— Правильно. Однако нужно помнить, что и от нас много людей уехало за границу, что и к нам со стороны немало народу прибыло. Поэтому мы должны поменять не только политику, но и наше отношение к окружающим. Нельзя казахов с широкой душой превращать в казахов с узким восприятием мира. Думается, людям, которые шумят, нужно успокоиться. Не зря говорится: «Будешь щедрым — не будешь в убытке». Только так мы сможем открыть дорогу к светлому будущему народа. Вот как нужно понимать «поправь колыбель». Я бы переиначил мудрость и сказал: «Если хочешь построить государство — поправь колыбель». Потому что понятие государство шире, чем нация. Когда говоришь о нации, подразумеваешь только казахов. А государство — это страна, в которой живут и другие этносы.

— У казахов есть еще понятие «золотая колыбель».

— Да, и у него глубокое значение. Народ — это клад. Нельзя допускать снижения численности казахов, живущих в ауле. Если государство уделит должное внимание облегчению бытовых условий, проведет в аулы газ, обеспечит холодной и горячей водой, если поможет крестьянам наладить собственное дело, то сельские жители внесут большой вклад в решение демографической проблемы. В принципе, и сейчас рождаемость на селе выше, чем в городе. Поэтому я считаю самой большой обязанностью государства больше внимания уделять селу, не сокращать пастбищные угодья, создавать условия. Я вот о чем думаю: казахов за границей больше, чем казахов в стране. В Иране семь миллионов бахтияров, в Китае три отдельные группы. Мы работаем только с одной из них. Много казахов живет в Узбекистане, России, Таджикистане, можно же точно определить их число.

— Вы правы, однако они ведь не считают себя казахами.

— В Китае есть салары, вдоль Желтой реки много наших соотечественников. За Тарбагатаем, на самой границе, живут 17 миллионов человек, около половины которых этнические казахи. Да, они не говорят, что казахи, а называют себя по родам. Но песни у нас одни, слова наши, но нет названия «казах». В китайском Тибете есть народ, который живет в войлочных юртах, устраивает конные скачки, варит мясо, поет наши песни. Конечно, речь не идет о том, чтобы их в один день перевезти к нам, но ведь нужно же наладить с ними братские отношения. Например, казанские татары наладили связи с татарами во всем мире, снимают телепередачи, держат их в поле зрения, говорят жителям Татарстана о том, где и как живут их родственники по крови.

— Вы побывали во многих странах, проанализировали, что в них хорошего, а что плохого. Вольно или невольно сравнивали их с нашим народом. Скажите, что порадовало, а что огорчило Вас при этом?

— Совершенно правильный вопрос. Например, мы построили прекрасную столицу. Мир очарован. Это хорошо. Но ведь жизнь повсеместно должна быть одинаково хорошей, притягательной. В Японии я встретил девушку, которая училась в нашей стране, в КазГУ. Она была нашей переводчицей. Как говорится, со стороны виднее. Поэтому я решил расспросить ее, что она думает о нашей стране. Ведь училась у нас, наверняка сравнивала со своей страной. Она стала расхваливать Казахстан. Ей по душе пришлось несравненное гостеприимство казахов, которые никого не чураются. Ты приехала выучить язык, сказали они и пристроили ее в казахскую семью, а не в общежитие. Хозяйка того дома приняла меня как дочь, стала мне как мать, рассказывала молодая японка. «Дочка, поешь», — заботилась она обо мне. Я никогда прежде не видела такой доброжелательной нации.

«Дочка, ты прекрасно поведала о хороших качествах нашего народа, спасибо тебе, но скажи, что тебе не понравилось у нас?» — спросил я ее. «Нет, ничего такого, что не понравилось, нет», — ответила она. «Такого не может быть, ты не думай, что обидишь меня. Просто я хочу знать твое мнение», — продолжал настаивать я. И знаете, что она сказала? «Во-первых, благодаря вашему гостеприимству я отведала разные блюда во многих семьях. В самых богатых японских семьях не собирают столько добра. Заходишь в любой казахский дом и поражаешься тому, как богато живут люди. Но вот когда по ступенькам поднимаешься в их квартиры, в подъездах видишь такую убогость, взору открываются обшарпанные стены, неубранный мусор, грязь». «Да, правильно заметила. Что еще видела?» — спросил я дальше. «Стыдно говорить, но у вас не следят за туалетом и умывальной комнатой. А японцы, напротив, содержат их в исключительной чистоте. В день несколько раз моют, меняют полотенце и мыло. То есть туалет является местом повышенного внимания японцев. А у вас в городские общественные туалеты, особенно в те, которые находятся на улице, вдоль дорог, не то чтобы войти, даже близко подойти сложно. Простите за подробности, но негде ступить», — сказала она.

После ее слов по возвращении домой я специально заглянул в туалеты, расположенные вдоль дорог. Увиденное оказалось намного хуже того, что рассказала молодая японка. Сейчас увеличился поток людей, а среди них немало иностранных туристов и бизнесменов. Видя такое безобразие, они, понятно, не станут нас хвалить. Поэтому за решение проблемы надо взяться безотлагательно. Может быть, нужно поручить акимам районов организовать уборку и чистку придорожных туалетов, подвести туда воду, создать специальные службы по уходу за отхожими местами. Такая работа не потребует больших финансовых затрат.

Для думающих людей в вопросах обеспечения достойной жизни сограждан нет мелочей. Дело чести каждого из нас содержать в первозданной чистоте и деревянную, и золотую колыбели.

Чтобы дойти до сути выражения «золотая колыбель», я тщательно проанализировал поговорки и пословицы, крылатые выражения. В народе говорят: «Моя Родина — золотая колыбель». Для младенца это колыбель из дерева, а для всех нас — это единая Родина, Казахстан. Что входит в эту колыбель? В первую очередь земля, а затем вода. Потому что их почитали наши предки. В шумерских письменах есть такие понятия, как йер, су (земля и вода). Еще нужно назвать воздух. Вот они и составляют нашу золотую колыбель.

Мы сейчас являемся хозяевами этих богатств, поэтому ответственны за них. От нас зависит, превратится ли доставшаяся в наследство от предков земля в пустыню или в житницу. Если мы позаботимся о матушке-земле, не дадим ее в обиду, то станем богаче. Опять же вспоминаются мудрые слова предков, которые были убеждены, что народ не станет крепким, пока не окрепнет земля. Сейчас эти слова ожили. Земля окрепла, и народ окрепнет. Время не стоит на одном месте. Влаги станет больше, и урожаи растут. Земледельцы за долгие годы привыкли собирать по восемь — десять центнеров пшеницы с каждого гектара. Они не заглядывали в завтрашний день. А оказалось, что можно выращивать 20, а то и более центнеров зерна. И уже сейчас нужно подумать над тем, где разместить такое количество зерна, как хранить его, как обеспечить его переработку, кому продавать.

Казахи дорожили малой колыбелью — бесиком. Поэтому во время перекочевки с места на место они не приторачивали колыбель к идущим в хвосте верблюдам. Напротив, колыбель закрепляли на вьючном седле впереди идущего верблюда. Бесик собственных детей никому не давали, не дарили. А когда женщина достигала такого возраста, когда уже не могла рожать, исполнялись специальные ритуалы, во время которых бесик сжигали, а золу закапывали под каким-нибудь деревом. Колыбель никогда не ставили возле дверей, она всегда стояла на почетном месте, настолько священна она была для казахов.

А что касается большой колыбели, то и почет ей должен быть огромным. У казахов есть слово құтайды. Каково его значение? В одно время наша земля быстро желтела, трава высыхала. Теперь она налилась соком, окрепла, становится сильной. Например, есть цветок құлқайыр, по-научному — мальва. Этот цветок в степи появился сам по себе и с каждым годом широко распространяется. Теперь во многих местах сама по себе стала разрастаться джида, превращаясь в густой лес. Вот что значит құтайды. То есть окрепла. Люди замечают эти явления в разных местах Казахстана, но не придают особого значения. Когда обратишь их внимание, скажешь, как здесь эти растения разрослись, они соглашаются: да, говорят, оказывается, разрастаются. Но не думают, почему так происходит. А дело в том, что на землю снизошла благодать: чем больше людей возделывают матушку-землю, тем плодородней она становится. Возьмите для примера Астану, когда мы впервые приехали в новую столицу, зимой от холода коченело все тело. А сейчас погода из года в год меняется, становится более мягкой.

Учитывая все эти перемены, чем мы должны заниматься? Но ведь сама природа подсказывает, чем нужно заниматься. На те земли, где разрастается дикая джида, нужно посадить семена культурных видов этого растения. Надо также увеличивать другие виды тонколистных деревьев. Будет добром, если казахстанцы станут сажать всякие деревья — плодовые, косточковые, хвойные, лиственные, кустарники.

Я в свое время руководил Жамбылской областью и организовал посадку яблонь вдоль дорог. Видел, как иностранцы мешками увозили эти яблоки. Мы не запрещали им делать так, пусть берут. Почему? Да все потому, что по приезде домой они будут всем рассказывать, что в казахстанских степях растут вкусные яблоки. Пусть едят и славят наш край. Почему вдоль дорог должны расти только тополя да карагачи? Что плохого в том, если вместо них вырастут деревья, которые будут радовать людей плодами?! Знаете, как в Китае борются с безработицей? Там людям платят небольшую зарплату и заставляют заниматься такими полезными делами. А мы разве не можем озолотить нашу золотую колыбель? До каких пор мы будем «надевать» на деревья и траву, цветы в степи целлофановые колпаки? Ведь мы родные дети, а не пасынки матушке-земле! Настало время поправить колыбель, чтобы она становилась плодородней и крепчала день ото дня. Нашей независимости 25 лет. Это по человеческим меркам самый расцвет. В такую пору ведь молодые люди могут горы свернуть! Наш путь — это труд во благо Родины, чтобы казахстанцы жили в достатке.

— Ага, большое спасибо за поучительный разговор.

Беседовала Анар ТОЛЕУХАНКЫЗЫ

Комментарии закрыты.