The news is by your side.

Правила выживания

Как снизить аварийность на трассах

— Шел на круглый стол, а попал на треугольный, — шутливо упрекнул собеседников заместитель начальника управления дорожной полиции ДВД области Мамбет Смаилов. Действительно, заседание круглого стола, организованного по инициативе управления внутренней политики акимата области по теме безопасности дорожного движения, началось с того, что на представителя дорожной полиции со всех сторон посыпались вопросы и упреки от других участников собрания — представителей НПО, общественности, журналистов. Однако как выяснилось в ходе разговора, как бы полиция, прокуратура, другие правоохранительные организации ни пресекали противоправные действия, граждане, а это мы с вами, всегда найдут возможность обойти требования закона. 

 

«Хвастать нечем»

Мамбет Смаилов, заместитель начальника УДП ДВД Жамбылской области:Мамбет Смаилов, заместитель начальника УДП ДВД Жамбылской области

— Хочу привести немного статистики. За семь месяцев с начала года зарегистрировано 839 дорожно-транспортных происшествий. В них погибло 147 человек, ранено 1357. По сравнению с прошлым годом количество погибших выросло на 14 процентов, раненых — на 148 процентов.

Вот два дня назад я сам выезжал в Байзакский район. В районе села Акшолак на трассе Западная Европа — Западный Китай произошло ДТП. В 12 часов ночи «ГАЗ-53» остановился у проезжей части. Два микроавтобуса из города Навои ехали в Акмолинскую область, в город Степногорск. Один из них врезался в грузовик. Из 12 человек трое погибли на месте и шестеро госпитализированы. «ГАЗ-53» стоял в темноте, водитель не выставил аварийные знаки, как это положено. Жертв могло не быть.

Бауржан Мурбеков, президент общественного фонда «Инновационные проекты»:Бауржан Мурбеков, президент общественного фонда «Инновационные проекты»

— Я в подобной ситуации сам едва не оказался. Недавно ехал из Алматы, на том же 105-м километ-ре чуть не столкнулся ночью с трактором, который ехал без габаритных огней. Хорошо, скорость у меня была 80 километров. Успел затормозить, и хоть не «гаишник», его остановил. Прав у него не оказалось. И насколько мне известно, в аулах часто такое встречается. Там грузовых машин и тракторов старых много. Как правило, водители не имеют водительских прав, но знают местных полицейских. Занимаются перевозкой кормов и скота. Ночью пьют, утром — на поле.

Мамбет Смаилов:

— У водителя того грузовика права были. А вообще за обстановку в сельской местности отвечают местные участковые. Это их обязанность — не допускать нетрезвых к управлению транспортом.

 

Нужны ли нам автошколы?

Газета «Знамя труда»:

— Очень часто одной из причин роста аварийности сотрудники дорожной полиции называют рост автопарка области. В этой связи интересно, как водители получают права, не зная при этом элементарных правил, как их учат в автошколах, достаточно ли полигонов, где можно практиковаться ученикам?

Мамбет Смаилов:

— В области ежегодно на 15 — 20 тысяч увеличивается парк автомобилей. В некоторых семьях по две-три машины. Подавляющее большинство аварий (68 процентов) совершают граждане до 25 лет.

Амантай Досмухамбетулы, председатель Союза водителей Жамбылской области:Амантай Досмухамбетулы, председатель Союза водителей Жамбылской области

— Мое мнение — автошколы нужно отменить. В восемнадцать лет любой может сдать экзамен и получить права. Молодые ребята, в принципе, — готовые водители. Правила дорожного движения — маленькая брошюрка. В ней ничего сложного нет. Прочитал — запомнил. Они продаются вместе с дисками, в Интернете доступ свободный. Ребята вместо 40 минут, которые даются на размышление, ответы могут дать за 10 минут.

В ДТП автошколы и полиция не виноваты. Практики нет. В Союзе на два года права давали временные. В течение двух лет с 11 ночи до 6 утра не мог выезжать, не должен был превышать скорость 70 километров в час. Сейчас временных прав нет.

Пример того, как владельцы скоростных авто переоценивают своё умение управлять транспортом: столкнулись в чистом поле.

В ноябре прошел международный форум в Астане по вопросам безопасности, приехали представители развитых европейских государств. Я интересовался у них этим вопросом. Оказалось, везде для новичков есть ограничения в вождении. Во Франции, например, новичок не может сразу сесть за руль машины с объемом двигателя два куба. А у нас только получил права — сразу сел в джип, разогнался, а потом не может остановиться. В Германии молодой водитель должен определенное количество километров проездить вместе с наставником. Это международный опыт.

Мамбет Смаилов:

— Мы в этой сфере хотим внести изменения в законодательство: увеличить срок учебы для разных категорий и уменьшить количество авто-школ, чтобы можно было получить качественное образование.

 

Про пассажиров и перевозчиков

 Сакен Рыскулов, житель Тараза:Сакен Рыскулов, житель Тараза

— На днях я стал участником ДТП. Ехал на велосипеде, и меня сбил автобус. Как полиция проводит профилактику нарушений среди водителей пассажирского транспорта?

Мамбет Смаилов:

— Мы выявляем остановки в неположенном месте, проверяем техническое состояние автобуса, самого водителя. У тех, кто в течение года более двух раз нарушает правила дорожного движения, проверяем знания.

Дакен Туребекова, президент ОЮЛ «Ассоциация «Гражданский Альянс» Жамбылской области»:Дакен Туребекова, президент ОЮЛ «Ассоциация «Гражданский Альянс» Жамбылской области»

— Надо отдать должное руководству автопарков: если вы заметите какое-то нарушение и сообщите им, они реагируют мгновенно, водителей наказывают.

Гульзира Дарибаева, начальник отдела областного управления образования:

Гульзира Дарибаева, начальник отдела областного управления образования— У работников образования один большой вопрос. Почему водители, несмотря на наличие предупреждающих знаков «Осторожно, дети!», установленных возле школ, не сбрасывают скорость? Кроме того, техническое состояние автобусов неудовлетворительное. Когда они будут приведены в порядок?

Мамбет Смаилов:

— По детям мы постоянно проводим рейды, держим этот вопрос на контроле.

Таттимбет Абдалиев, начальник отдела строительства, транспорта и автомобильных дорог:Таттимбет Абдалиев, начальник отдела строительства, транспорта и автомобильных дорог

— Всего по области более пяти тысяч единиц пассажирского транспорта. Мы проверяем около 1700 автобусов, с владельцами которых заключены договоры.

В 2010 году мы утвердили мероприятия по улучшению обслуживания пассажиров. Там запланировали до 2015 года закупить 465 новых автобусов, на сегодня за счет средств перевозчиков приобрели 307 двухдверных автобусов. В прошлом году однодверные микроавтобусы заменили на шести маршрутах, в этом году — на трех маршрутах. Они отвечают стандартам «Евро-2», «Евро-3». До конца 2015 года заменим все однодверные микроавтобусы. Нарушений у водителей множество. Один из путей выявления — начиная с этого года до 2016-го на каждом автобусе будут установлены GPS-навигаторы. На сегодняшний день они есть на 74 автобусах, принадлежащих ТОО «Саяхат» и ТОО «Керуен».

Гонки маршруток для пассажиров иногда оборачиваются печально. В этом случае, можно считать, всем повезло.

И заодно хочу сказать в отношении проходящих автобусов. Наши некоторые районные центры — Кулан, Мерке, Кордай — остались в стороне от трассы Западная Европа — Западный Китай. Сейчас готовится программа развития инфраструктуры до 2020 года, куда мы включили строительство 10 автостанций в каждом райцентре. Предполагается электронное билетирование на проходящий маршрут: билет можно купить из любой точки страны. Сейчас такой эксперимент проходит в Восточном Казахстане.

Мамбет Смаилов:

— Мы междугородными автобусами тоже вплотную занимаемся. Проводится осмотр на стационарных постах. Проверяется категория водителей, соответствие нагрузки (не должно быть перегруза), наличие тахометра, соблюдение рабочего распорядка: через каждые 500 километров водитель должен отдыхать, сменяться.

Всё, что осталось от маршрутки в недавней аварии в Байзакском районе.

У нас проблему создают водители из Южно-Казахстанской области. Мы вышли с предложением в Министерство транспорта и коммуникаций с 11 ночи до 6 утра движение междугородных автобусов запретить. Изменения должны быть закреплены законодательно. Вторая инициатива: категорию D выдавать с 25 лет, а не с 21 года, как сейчас, при этом должен быть определенный стаж работы в пассажирских перевозках по городу.

Дакен Туребекова:

— Что делается с профилактикой нарушений среди таксистов междугородных рейсов? Их никто не проверяет, не проверяет состояние их машин. Я живу недалеко от стихийной стоянки, часто вижу, как они садятся за руль в нетрезвом состоянии. Это люди, которые нигде не стоят на учете. Они сами по себе, делают что хотят.

Таттимбет Абдалиев:

— Такси бывает городское и пригородное. На местах исполнительные органы должны определить операторов. Запретить частное такси мы не можем, на муниципальное денег нет. Водитель частного такси прекрасно знает об аварийном состоянии своего транспорта, но все равно выезжает. Такие факты есть, на жалобы мы реагируем мгновенно.

Для кого установлены дорожные знаки?

Отремонтированные дороги стали бедой. Ограждения сносят, знаки читать не могут. Я в этой отрасли работаю 35 лет. Водителя надо каждый день воспитывать. Категорию водителя на предприятии проверяют каждый год, но мне кажется, формально.

Амантай Досмухамбетулы:

— Хочу сказать о ситуации в Таразе. У нас семь фирм-перевозчиков, в них — около двух тысяч машин. То есть официально работают более двух тысяч водителей. Платят налоги единицы, рации также у немногих. А есть еще ситуация, когда утром получают права, а вечером уже занимаются извозом. Такое такси мешает общественному транспорту. Перед пешеходным переходом устраивают стоянки. Акимат города должен взяться за решение вопросов, привести «пятаки» таксистов в порядок. Таксисты с рацией — это безопасность. Где рация, ЧП — редкость. Местная власть должна установить места стоянок. В Павлодаре, например, нет «пятаков», нет людей, которые голосуют, — никто не останавливается, вызывают такси.

Далее. Вызывают вопрос тарифы. По дороговизне услуг такси Тараз уступает только Астане. По международным критериям развития туризма в первую очередь оцениваются аэропорт, такси и гостиницы. Об этом следует помнить.

 

Знаки отличия

Сакен Рыскулов:

— Я хочу поднять вопрос соответствия дорожных знаков требованиям ситуации. Сам столкнулся с тем, что похоронные процессии становятся проблемными. На улице Тауке хана нужен светофор, потому что пассажиропоток растет, а сознательность водителей за ним не успевает. Машины не пропускают друг друга. Могут возникнуть либо аварии, либо стычки между водителями. Писал об этом в управление дорожной полиции. Ответили, что нет средств. Но человеческое здоровье и жизнь дороже денег.

Мамбет Смаилов:

— Один светофор стоит порядка четырех-пяти миллионов тенге. Но мы еще раз вернемся к этому вопросу, рассмотрим все доводы заново.

Амантай Досмухамбетулы:

— В Таразе есть дорожные знаки, которые мешают водителям. Например, на Зеленом базаре. Базар закрыт, а таблички запрещающие остались. Улицы узкие, столпотворение. Почему бы не проехать через площадь Жамбыла?

Надо ревизию по городу провести. Ненужные знаки убрать, нужные поставить. Например, нет знака въезда «Тараз» со стороны Алматы. По шымкентской трассе знак населенного пункта «Айша биби» намного крупнее, чем знак «Тараз», при том, что Айша биби — небольшое село, а Тараз — областной центр.

И еще по теме: все лето копают дороги — газовики, тепловики. Неужели нельзя на подступах повесить табличку, что улица на этом отрезке на ремонте? Люди проезжают, потом с трудом разворачиваются, чтобы выехать.

 

Сами нарушаем, сами будем бороться

Алексей Мирзоев, корреспондент газеты «Новый регион»:Алексей Мирзоев, корреспондент газеты «Новый регион»

— Мы сталкиваемся с низким уровнем вождения. Недавний рейд дорожной полиции, в котором принимал участие наш корреспондент, показал, какая у ваших сотрудников тяжелая неблагодарная работа. Складывается впечатление, что если отключить сотовую связь, штрафстоянки заполнятся машинами нарушителей. Каждый при задержании хватается за телефон, звонит покровителям и избегает наказания. Мы понимаем, что это явление трудноискореняемое, в обществе все мы взаимозависимые. Но сейчас есть альтернатива, быстро развивается Интернет. Если прилежные водители захотят помочь в вашей работе, предать огласке нарушения, которые засняли на видео, готовы ли вы их поддержать?

Мамбет Смаилов:

— Совместно с управлением правовой статистики и прокуратурой мы разрабатываем электронную карту ДТП, и любой человек сможет узнать, где было происшествие, сколько пострадавших. Мы открыты для обращений граждан. Есть пресс-служба ДВД, есть телефон доверия 57-60-33. Звоните.

Болат Токкулиев, председатель общества защиты прав потребителей:Болат Токкулиев, председатель общества защиты прав потребителей

— Вообще для водителей есть большая необходимость в обратной связи. Например, в Алматы есть сайт, куда любой водитель может обратиться за консультацией, задать вопрос по неожиданной ситуации. Вот недавно там человек задает такой вопрос: «Передо мной едет «Лексус» с таким-то номером. У него затонированы стекла. Почему в машине за 50 тысяч долларов это возможно, а в моей за пять тысяч — нельзя?» Полицейские сразу отвечают: приняты такие-то меры. У нас такой сайт возможен?

Игорь Неволин, редактор газеты «Знамя труда»:

— В Алматы этими сайтами занимаются энтузиасты. Если здесь кто-то сможет создать такой сайт и мощно его развить, если там будут конструктивные вопросы, то сотрудники дорожной полиции сами туда будут наведываться, может быть, даже начинать с него свой рабочий день.

Бауржан Мурбеков:

— Давайте сделаем так. На базе сайта нашего фонда попробуем запустить такой проект — с размещением видео, с обратной связью. Если все получится, то и в Таразе будет водительский ресурс. Но общественность тоже должна его поддержать.

 Подготовили
Сауле СЕЙДАХМЕТОВА,
Индира БОТАШЕВА,
фото Виктора БАРБАША

Комментарии закрыты.