The news is by your side.

Предъяви сертификат!

800x452_certificate_030417 068

Учителям предстоит повышать квалификацию

Образовательной системе нашей области, как, впрочем, и всего государства, предстоят большие преобразования. В чем смысл новых образовательных стандартов, которые заработают с 1 сентября нынешнего года, «Знамёнке» рассказала начальник управления образования области Сулушаш Курманбекова. 

— Сулушаш Сатбековна, сейчас много говорят о проекте «Мотивация учительства к повышению качества учительского труда и росту социально-экономического престижа образования». Чего Вы ждете от его реализации?

— Существующая сейчас система оплаты труда учителя согласно тарифной сетке с учетом стажа и категории морально устарела. Это очевидно для всех. Квалификационный уровень педагога, а значит, и качество даваемых им знаний сейчас зависят не от стажа, а от уровня профессиональной эффективности, информированности, умения оперировать коммуникационными технологиями, идти в ногу с информационным потоком, развитостью навыка постоянного профессионального саморазвития. Поэтому начиная с 2012 года введена новая трехуровневая система переподготовки педагогических кадров, которая в конечном счете будет влиять на оплату труда педагогов.

Учителям, повысившим квалификацию по учебным программам Назарбаев Интеллектуальных школ и получившим сертификат соответствующего уровня, установлена доплата к их заработной плате: 30 процентов — для прошедших третий базовый квалификационный уровень, 70 процентов — для окончивших второй основной уровень. Стопроцентную надбавку получат учителя, прошедшие курс повышения квалификации первого продвинутого уровня.

По мнению самих педагогов, новые европейские стандарты показали свои положительные результаты в процессе обучения детей в школах. Вот, например, учитель биологии областной школы-интерната для особоодаренных детей «Дарын» Инна Аксенова, которая прошла обучение зимой 2013 года в центре педагогического мастерства в Астане, считает, что по новым методикам вводится понятие диалогового обучения как главного элемента образования. И это развивает интеллект ребенка: умение классифицировать, сопоставлять, анализировать, синтезировать, оценивать и выносить суждения. То есть в обучении по новой системе базой являются не голые знания, а процесс развития когнитивного мышления через предметные знания. Ключевой фигурой на уроке является не учитель, а взаимодействующий, ищущий ученик.

— Какова же статистика переподготовки педагогов нашей области на данных курсах?

— В прошлом году — 566, из них 540 — по третьему уровню, 20 — по второму уровню.

В нынешнем году начнутся курсы и первого уровня. Планируется переподготовка 1100 педагогов: по третьему уровню — 695, по второму — 155, по первому — 250. При этом улучшается материально-техническая база школ. Только в прошлом году в эксплуатацию введено восемь новых школ. Находит решение проблема трехсменок, что, безусловно, сказывается на качестве образования. Сегодня в области созданы все условия для получения учащимися качественного образования и достижения ими высоких результатов. Подтверждением этому служат результаты олимпиад, научных соревнований и различных интеллектуальных конкурсов.

В текущем году команда области по результатам республиканских предметных олимпиад заняла первое место, в 2012-м победили на олимпиаде по естественно-математическим предметам, а по общественно-гуманитарным стали вторыми. Всего же в различных интеллектуальных соревнованиях республиканского, международного уровней прошлого года приняли участие 14280 наших учащихся, 1685 из них стали победителями. Это на сто человек больше, чем в предыдущем.

— Такие показатели намекают, что с подготовкой к ЕНТ у нас в области все нормально?

— Можно и так сказать. На ЕНТ 2012 года средний показатель по области составил 71,33 балла, тогда как республиканский — 70,9 балла. Впервые за многие годы наша область смогла показать результат выше среднего по Казахстану. По итогам ЕНТ семь наших школ вошли в число ста лучших школ республики. Предполагаю, что это не предел.

Такой результат получен благодаря пошаговому плану действий управления образования области по повышению качества обучения и уровня подготовки выпускников к ЕНТ на 2012 — 2013 учебный год. Провели серию педагогических десантов по семи районам области, онлайн-тестирование среди выпускников и учителей школ, показавших низкие результаты по итогам ЕНТ 2012 года, ведутся обучающие семинары для педагогов, идет массовая переподготовка административного корпуса школ и учителей.

В текущем месяце планируется проведение тестинг-контроля среди администраций школ, показавших низкие результаты ЕНТ прошлого года, а также среди вновь назначенных директоров школ.

— Сейчас темпы развития общества настолько велики, что образование, в силу своей природной консервативности, не всегда отвечает требованиям времени. Как в системе образования области решается вопрос информационного обеспечения?

— Да, информационное общество чрезвычайно динамично. И решение проблемы образования завтрашних граждан информационного общества посредством доски, мела, учебника и знаний учителя сегодня — это пережиток прошлого.

У нас все 456 школ полностью компьютеризированы. В среднем по области на один компьютер приходится по 15 учащихся, более 97 процентов школ подключены к Интернету, в подавляющем большинстве — широкополосному. Поэтому стал возможным запуск программы электронного обучения «E-lerning». В нынешнем году в нее были вовлечены 29 средних, одна основная и одна начальная школы.

Функционируют сайты управления образования, областного учебно-методического кабинета, отделов образования Рыскуловского, Меркенского, Сарысуского и Шуского районов. Остальные, к сожалению, этому вопросу не уделяют должного внимания, но к сентябрю 2013 года все отделы образования должны занять определенное место в глобальной сети. Созданы и развиваются сайты 37 школ области, а в школе № 40 он успешно действует более десяти лет.

Укрепляется и материально-техническая база: в 2012 году 75 школ области оснащены предметными кабинетами новой модификации. В текущем году планируется обеспечение 40 школ кабинетами химии.

— Статистические данные показывают, что основная доля школ на селе — это малокомплектные школы. Как там решается вопрос качественного образования?

— Действительно, 46 процентов наших школ — малокомплектные: 50 начальных, 24 основных, 136 средних. Причем растет доля малокомплектных школ в городах. Если в 2011 году только одна школа в городе Жанатасе относилась к этой категории, то в 2012 году сюда добавились две школы Тараза. Для обеспечения равного доступа к качественному образованию в 2011 — 2016 годах в области планируется открытие десяти опорных школ-ресурсных центров, четыре таких центра уже функционируют в Байзакском, Жуалынском, Таласском и Шуском районах. На материально-техническое оснащение этих опорных школ из средств областного бюджета выделено более 50 миллионов тенге. Я не ошибусь, если скажу, что эти четыре сельские школы — самые технически оснащенные в области.

Нынешней осенью планируется открытие еще двух ресурсных центров -в Рыскуловском и Мойынкумском районах.

— В нашей области есть населенные пункты, где нет школ. Как решается вопрос обучения детей из таких сел?

— В 28 населенных пунктах области, где нет школ, проживают 910 детей школьного возраста. Все они обучаются. Из них 29 устроены в пришкольные интернаты, 731 учащийся подвозится в близлежащие школы, 12 учатся, проживая у родственников, 138 добираются пешком. В 59 населенных пунктах области есть только начальные, в 33 — основные школы.

— Ни для кого не секрет, что у нас есть категория людей, которые не в состоянии обеспечить своих детей необходимым минимумом для обучения. Как ваше управление работает с ними?

— Образование они получают на равных со всеми. А в качестве дополнительной помощи государство обеспечивает горячим питанием. И если в 2011 году было охвачено 98,7 процента детей из малообеспеченных семей, то в 2012 году мы смогли достигнуть стопроцентного результата. Все состоящие на учете 20873 ребенка получают на сегодня горячее витаминизированное питание.

Как видите, мотив повышения уровня оказания образовательных услуг и качества учительского труда, высвечивающий конечный результат государственной программы, пронизывает все уровни анализа образования как института социализации.

Только осознав мотив и целостность проекта, мы с вами сможем привести наше общество к успеху повышения престижа учителя, превращения учителя не на словах, а на деле в человека, творящего инновационное развитие казахстанского общества как общества знаний.

Индира БОТАШЕВА,
Виктор БАРБАШ (фото)

Комментарии закрыты.