The news is by your side.

Приключения «Беларуса» в казахстанских степях

Тракторы отечественной сборки не пользуются спросом у фермеров

В последние годы специалисты твердят о том, что сельхозтехника в стране по большей части изношена и чуть ли не четверть ее подлежит списанию. И это при том, что в Казахстане имеется пять совместных предприятий по сборке сельхозтехники. Но отечественным тракторам и комбайнам отдает предпочтение лишь четверть фермеров. 

Согласно карте интенсивного техпереоснащения АПК, в прошлом году отечественный парк основных видов сельхозтехники составлял свыше 152 тысяч единиц. Подавляющая часть тракторов эксплуатируется больше 17 лет и, по словам специалистов, работает на честном слове. Темпы обновления сельхозтехники составляют от 0,6 до 3 процентов, и это при требовании обновления в год на 11 — 12 процентов.

В Казахстане, и в Жамбылской области в частности, самая востребованная сельхозтехника — тракторы. Так, в текущем году к весенним полевым работам привлечено почти девять тысяч единиц сельхозтехники, в том числе пять тысяч тракторов. Наибольшей популярностью пользуются тракторы марки «Беларус», причем выпускаемые именно Минским тракторным заводом, в то время как под боком находится Семипалатинский автосборочный завод, который занимается выпуском точно таких же тракторов уже 10 лет.

И дело не в качестве, а в цене. Парадоксально, но тракторы отечественной сборки сейчас стоят дороже, хотя планировалось, что они будут дешевле на 15 процентов. Как так вышло, специалисты не уточняют, списывая это на особенности национального маркетинга.

По данным управления сельского хозяйства акимата области, активнее всех за последнее время приобретают сельхозтехнику хозяйства Меркенского района, которые в текущем году купили уже 19 единиц техники. Всего же с начала года крестьянскими хозяйствами области приобретено 50 единиц сельхозтехники на сумму 753 миллиона тенге, в основном за наличные. Лишь 10 процентов покупок оформлены посредством лизинга через АО «КазАгроФинанс». Причину такой низкой популярности услуг этой компании некоторые аграрии объясняют их неэффективностью.

— Субсидирование государством расходов на сельхозтехнику — это, конечно, прекрасно. Но дело в том, что выделяемые субсидии не поспевают за ростом цен. Посудите сами — цены на тракторы за 10 лет выросли на 300 процентов. То есть когда техника изношена и настала пора ее обновлять, выясняется, что хозяйство при тех же результатах тратит в сотни раз больше. У нас проблема с износом техники стоит остро, но покупать под проценты я ее не хочу, — отмечает руководитель крестьянского хозяйства «Гамбург» Егор Кох.

А вот руководитель крестьянского хозяйства «Медеу» Саутбек Ешетов считает лизинг довольно эффективным инструментом развития сельского хозяйства в стране.

— Я пользуюсь услугами АО «КазАгроФинанс», уже приобрел три трактора в лизинг под 14 процентов, однако около 12 процентов погасило государство. Так что я переплачиваю всего два — три процента. Срок лизинга — семь лет. Это очень удобно для таких небольших крестьянских хозяйств, как мое. Еще один лизинг я оформил у местной фирмы «Меркі несие серіктестігі» под девять процентов. Но сейчас и они начали снижать проценты до шести. Как видите, ситуация в этой сфере налаживается, — рассуждает он.

С. Ешетов, однако, также отмечает ежегодный рост цен на сельхозтехнику. Он обновляет свой парк регулярно, начиная с 2014 года. И если в сентябре 2018 года трактор «Беларус-952» стоил шесть миллионов тенге, то сейчас подорожал на 400 тысяч тенге. В «Медеу» имеется шесть тракторов, и лишь один выпущен СемАЗ.

Действительно, если проследить, как менялись цены на мясо и на сельхозтехнику, то выяснится, что росли они пускай и не пропорционально, но вместе. Трактор «Беларус» лет 10 назад стоил 2,5 миллиона тенге, сейчас — 7,5 миллиона тенге, в то время как цена на мясо с 900 тенге выросла до 1500 тенге. Это же касается сахара, круп и так далее.

Наибольшей популярностью у аграриев пользуется трактор «Беларус-952». Понятно, что белорусская техника славится своей надежностью и неприхотливостью еще со времен СССР. Плюс большую роль играет ее невысокая цена. Поэтому она наиболее доступна для наших фермеров. В то же время мировой рынок способен предложить более интересные варианты. Некоторые жамбылские аграрии уже начали приобретать более «продвинутую» технику, например американского бренда «John Deere». Трактор этой фирмы недавно купило ТОО «Qyzylsha» Шуского района. Стоит он в три раза дороже «Беларуса», но мощнее, имеет стильный внешний вид, оснащен сложной компьютерной системой. Как отмечают фермеры, он достаточно быстро окупается. Но, возможно, мы еще не готовы к массовому освоению такой техники, которая способна в разы увеличить объем полевых работ. И дело не только в деньгах. В учебных заведениях, где готовят специалистов по курсу «Аграрная техника», теоретическую часть до сих пор изучают на основе старых добрых ДТ-75 и МТЗ-80.

— У нас все стенды разработаны на основе такой техники. В этом есть свои плюсы. Учащиеся получают основные знания на базе проверенных годами тракторов, тем более что в регионе большинство их белорусского производства, — отметил заведующий кафедрой «Машины и оборудование» ТарГУ Муратбай Ибылдаев.

Темирлан КУСПАЕВ

Комментарии закрыты.